Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:28, контрольная работа
Опрос - это метод сбора эмпирической информации в маркетинговых исследований, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователей к определенной группе людей с вопросами содержание которых отражает изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов; а также их теоретическую интерпретацию.
б) прессовый;
в) раздаточный.
Каковы же основные достоинства почтовых опросов? Первое и, пожалуй, самое важное - относительно низкая (по сравнению с другими опросными методиками) стоимость. Второе достоинство - более простая организация (не требуются анкетеры, их инструктаж, контроль над их работой и т. п.). Третье достоинство - возможность проведения опроса на сравнительно большой и разбросанной территории, в т. ч. В труднодоступных районах. Четвертое достоинство - практически полное отсутствие влияния исследователя на респондента (респондент вообще не контактирует с ним).
Все перечисленные достоинства определили сферу использования почтового опроса в маркетинговых исследованиях. В первую очередь в тех случаях, когда необходимо опросить какой-то сегмент потребителей, например владельцев определенной марки автомобилей или холодильников. Важно и то, что подобным образом можно опрашивать потребителей, которые приобрели товары непосредственно в фирме, заказавшей маркетинговое исследование и имеющей их адреса (например, фирмы, купившие офисную мебель).
Однако методика почтового
Второй недостаток почтового опроса - искажение намеченной для исследования выборки, с одной стороны, за счет низкого уровня возврата, с другой - за счет того, что на вопросы анкеты отвечают не всегда те, кто отобран по критериям выборки (родственники, друзья и др.). Еще один важный недостаток - получение групповых ответов вместо индивидуального мнения (респонденты советуются с другими лицами, обсуждают в семье или коллективе вопросы, дают совместные ответы).
Сущность прессового анкетного
опроса в том, что анкета
публикуется в одной или
Достоинства и недостатки
Используются следующие варианты раздаточного анкетного опроса. Во-первых, респондент может заполнить анкету на месте или дома и затем возвратить исследователю. Во-вторых, как уже отмечалось, заполнение анкеты в присутствии исследователя может быть индивидуальным и групповым. Как индивидуальное, так и групповое заполнение анкет на месте является более предпочтительным, поскольку гарантирует их практически полный возврат и, кроме того, исследователь может контролировать процесс заполнения анкет, помогать респондентам, разъясняя какие-то позиции и проблемы.
Основные правила обеспечения анонимности таковы: опрос должен проводиться с соблюдением правил случайного отбора респондентов; респондент заполняет анкету самостоятельно, причем количество вопросов, требующих развернутых ответов, должно быть сведено к минимуму; анкетер не вмешивается в работу респондента, лишь отвечает на его вопросы; при необходимости обеспечения анонимности опрос должен носить групповой характер; после опроса респонденты самостоятельно опускают анкеты в специальные ящики-урны; в демографической части анкеты респондент должен указать минимум сведений о себе.
При проведении
анкетного опроса необходимо также
уделить особое внимание структуре
опросного листа, четкости постановки
в нем вопросов, они должны формулироваться
однозначно, на доступном респонденту
языке, с учетом того, что респондент
работает с анкетой самостоятельно. Последовательность
вопросов должна быть такой, чтобы у респондента
на протяжении заполнения анкеты сохранялся
интерес к ней.
Интервью.
Интервью представляет собой особый подметод маркетингового опроса. Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов ведется либо непосредственно интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). Основное отличие интервью состоит в том, что реализуя (как и опрос анкетный) функцию получения первичной маркетинговой информации, оно является определенной формой социально-психологического взаимодействия исследователя и респондента.
Специфика подобного
Интервью классифицируются по множеству оснований: по функциям, для реализации которых они применяются; по целевому назначению; по типу опрашиваемых субъектов; по уровню формализованности; по технике организации опросов и ряду других факторов. В соответствии с последним из названных оснований можно условно выделить следующие разновидности интервью:
1. личное;
2. телефонное;
3. глубинное.
Основная разновидность интервью, используемая в маркетинговых исследованиях, - это, безусловно, личное интервью. Причем в маркетинговых исследованиях, в отличие от социологических, психологических и иных, интервьюер нередко служит основным (если не единственным) звеном, которое напрямую соединяет изготовителя и реального или потенциального потребителя товара (услуги).
С одной стороны, особое значение при использовании методики личного интервью имеет и то обстоятельство, что в процессе контакта интервьюера с респондентом устанавливаются определенные психологические отношения, позволяющие получить специфическую «глубинную» информацию (например, о мотивации на потребление тех или иных товаров), которую практически невозможно получить в ходе анкетного опроса.
Во-вторых, в ходе личного интервью можно использовать различные «наглядные пособия», а именно: картинки, упаковки, образцы товаров, рекламные плакаты и иное. В-третьих, личное интервью по месту жительства позволяет зафиксировать социальный или экономический фон, окружение респондентов. В ходе некоторых маркетинговых исследований это совершенно необходимо.
Нужно отметить, что специфика работы интервьюера требует особых личных качеств, длительной подготовки и опыта. Эта причина, а также высокая стоимость личного интервьюирования предопределяет то, что большинство компаний (кроме крупных, которые имеют собственные службы маркетинговых исследований) прибегают к услугам специализированных организаций (центров, служб маркетинговых исследований, опросов общественного мнения).
Телефонное интервью - беседа, проводимая интервьюером с респондентом по телефону, обладает определенной спецификой. Необходимо отметить, что именно телефонное интервью позволяет решать некоторые задачи, возникающие в процессе маркетинговых исследований и связанные с необходимостью мгновенного получения информации, ответной реакции респондентов, в частности, при регулярных мониторинговых съемах информации, изучении запоминаемости телевизионной рекламы и т. п.
К достоинствам телефонного
- высочайшая,
несравнимая с другими
- относительная дешевизна телефонного опроса;
- отсутствие
необходимости в тиражировании
полевых документов, опросных листов,
что также повышает
- быстрый
ввод данных в компьютер для
последующей обработки и
- простота контроля работы интервьюеров (супервайзер может прослушивать интервью непосредственно через наушники);
- уменьшение
риска для интервьюеров (исключение
возможности столкновения с
Естественно, использование данной методики предполагает учет некоторых важных методических особенностей. Так, необходимо учитывать особенности коммуникативного процесса, связанные с опосредованной формой общения интервьюера и респондента (объяснение причин звонка именно этому человеку, достаточно подробная вступительная часть интервью, мобилизация памяти респондента, который должен запомнить, прежде чем выбрать, предлагаемые варианты ответов на вопрос).
Глубинное интервью. Переходя к
характеристике глубинного
Что касается самой методики, технологии
проведения глубинного интервью, то они
во многом сходны с аналогичными подходами
в психиатрии. Основная идея - заставить
респондента разговориться на сложную
или очень личную тему. В процессе беседы
одна идея путем ассоциаций вызывает появление
другой, поднимая из подсознания респондента
глубинные ассоциации и влечения, которые
обычно подавляются. Вариант глубинного
- нарративное интервью (narrative - рассказ,
повествование) представляет собой свободное
повествование о жизни рассказчика практически
без вмешательства со стороны интервьюера.
Последний допускает лишь отдельные междометия
для стимулирования и поддержания нити
разгово
Телефонный
опрос.
Телефонные опросы - это телефонное интервью построенное в соответствии со сценарием, предусматривающим какой вопрос будет задан, исходя из ответа респондента на текущий вопрос.
Телефонный опрос - один из самых оперативных и недорогих опросных методов маркетинговых исследований, позволяющих узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам.
Основные показатели, которые можно получить в ходе телефонных опросов – уровень знания марки, лояльность марке, уровень потребления товаров определенной марки и т.п. Данный метод позволяет определить уровень запоминаемости рекламы, оценить эффективность рекламных мероприятий.
Метод можно применять как для опроса физических лиц (населения), так и для опроса юридических лиц (организаций).
К телефонному опросу предъявляются следующие требования:
Время проведения опроса не более 5 – 7, максимум - 10 минут (соответственно ограничено количество вопросов в анкете).
Все вопросы анкеты должны быть закрытыми (когда предложены варианты ответов), в крайнем случае – полузакрытыми (предложена часть вариантов ответов).
Опрос проводится в населенных пунктах, где общая телефонизация составляет не менее 70% (при опросе физических лиц).
У телефонного опроса, как и у любого другого вида опроса, есть достоинства и недостатки.
Достоинства:
относительно низкая стоимость