Маркетинговые исследования туристской фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Туризм является фундаментальной и динамичной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн. человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве). Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл. По оценкам специалистов туризм - самый прибыльный вид бизнеса.

Работа содержит 1 файл

курсовая МИ турфирма.doc

— 968.50 Кб (Скачать)


Введение

 

Туризм является фундаментальной и динамичной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн. человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве). Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл. По оценкам специалистов туризм - самый прибыльный вид бизнеса.     

Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.  На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов .  Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. По оценке ВТО число туристов к 2010 году возрастет до 1018 миллионов человек. Общие мировые концепции туризма предусматривают как минимум равный баланс въездного и выездного туризма.

Проблемой туристского рынка РК является: спад туристкой активности, связанный с Мировым Финансовым Кризисом.

Объект исследования- потребители рынка туристских услуг г. Алматы.

Предметом  исследования является предпочтения потребителей туристских услуг. 

Маркетинговые исследования туристского рынка г. Алматы – это процесс, направленный на изучение спроса и выявление предпочтений потребителей туристского рынка г. Алматы.

Цель исследования- исследовать рынок туристских услуг и выявить перспективы развития.

Исходя из цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:

­         изучить теоретические аспекты рынка туристских услуг;

­         проанализировать современное состояние туристского рынка  г. Алматы;

­         провести маркетинговые исследования предпочтений потребителей рынка туристских услуг и изложить его результаты;

­         выявить перспективы развития рынка туристских услуг;

        Актуальность выбранной темы обусловлена  развитием туристского рынка во всем мире.

Значение рынка туризма в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны  туризм выполняет ряд важных функций:

­         туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

­         туризм расширяет вклады в платёжный баланс и ВНП страны.

­         туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма.

­         с ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

Для успешного ведения туристического бизнеса является  необходимость не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать кому они необходимы, почему, для каких целей.  Для этого проводятся маркетинговые исследования.  Маркетинговые исследования включает в себя множество самых разнообразных методов и видов. Это - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед туристической фирмой целей и задач по удовлетворению спроса потребителей туристического продукта,  сбор, анализ и отчет о результатах.

        Таким образом, маркетинговые исследования исследование представляет собой процесс, состоящий из нескольких этапов:

- четкое определение проблемы и постановка целей исследования;

- разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных.  Сбор первичных данных требует: выбор методов исследования (наблюдение, эксперимент, экспресс-опрос), подготовки инструментов исследования (анкеты),  выбор способа связи с аудиторией (интернет, телефон, личное интервью); 

- сбор информации;

- анализ собранной информации;

- представление отчета основных результатов, которые дают возможность принимать более правильные решения. 

- контроль использования или применения  конкретного исследования.

В первой теоретической главе рассмотрены : сущность и структура рынка туристских услуг, особенности организации маркетинговых исследований на туристском рынке.

Во второй практической главе  рассмотрены современное состояние рынка туристских услуг и проведены маркетинговые исследования предпочтений потребителей туристских услуг.

В третьей главе расписаны перспективы развития туристских услуг и даны рекомендации по развитию рынка туристских услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты исследования поведения потребителей рынка туристских услуг

1.1                  Сущность и структура рынка туристских услуг

 

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.

Известно, что на самом деле туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занято свыше 250 млн. человек, т.е. каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туризм оказывает огромное  влияние на ключевые сектора хозяйства и по прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма.

Туристский рынок

– это совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность);

– это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения  туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны – экспортеры и импортеры туризма;

– это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции. 

Туристский рынок можно рассматривать в качестве:

­         совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;

­         инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта;

­         сферы реализации туристского продукта;

­         сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта.

В широком плане туристский рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов).

При этом следует иметь в виду, что указанные сделки не всегда осуществляются в одном и том же месте, например в месте приема туристов в гостинице или у туроператоров. Она может состояться и без прямого вовлечения продавца и покупателя туристского продукта, например, посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку. Это вызвано тем, что туристский рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной [11, c 13].

Более полно туристский рынок можно определить как сферу реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристского продукта, то есть между туристом, турагентством, туроператором.

Туристский рынок выступает как сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Каждый производитель и потребитель туристского продукта имеют свои экономические интересы, которые могут и не совпадать, но если же они совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта. Поэтому рынок - своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления, который для данного туристского хозяйствующего субъекта (туроператора, турагента) представляет собой совокупность потребителей, заинтересованных в туристском продукте этого хозяйствующего субъекта и имеют денежные средства купить его сегодня или завтра [5, c 6].

Сущность туристского рынка выражается в его функциях.

Функция (от лат. functio - исполнение, совершение) экономической категории - это внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений.

Функции туристского рынка отражают форму проявления туристской деятельности и ее назначение в обществе.

Туристский рынок выполняет следующие функции:

­         реализацию стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте;

­         организацию процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);

В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги - туристский продукт. Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительной стоимости. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя проявляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.

Турист, реализуя собственные денежные средства в обмен на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок непосредственно способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.

Содержание функции экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена (деньги - туристский продукт) на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде.

Работники туристской фирмы при продаже туристского продукта получают за свой труд денежные средства, тем самым у них создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами покупателей, росту производительности труда работников туристской индустрии.

Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.

Емкость туристского рынка - его способность "поглотить" то или иное количество туристского продукта, то есть возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Вышеуказанная величина зависит от объема платежеспособного спроса населения и размеров туристского предложения. Емкость туристского рынка нельзя рассматривать в отрыве от уровня цен, которые являются существенным элементом рынка. В зависимости от уровня цен на туристский продукт при той же емкости рынка (общего объема спроса) потребность в туристском продукте может быть различной: при повышении цен она сокращается, при снижении - увеличивается.

На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предлагает туристская фирма.

Спрос на туристский продукт представляет собой форму проявления потребности населения в туристском продукте, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.

Предложение на туристском рынке - это вся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения.

Предложение туристского продукта обусловлено определенными предпосылками, среди которых наиболее важными являются:

­         наличие производителей туристского продукта,

­         уровень развития туристской индустрии,

­         объем туристских ресурсов.

Обмен спроса на предложение на туристском рынке означает обмен денег туриста на туристский продукт. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и конкретного потребителя (покупателя), с другой - создаются условия для расширенного воспроизводства. Данный процесс зависит от цены на туристский продукт. Существует правило: на рынке ценой всегда командует спрос: если спрос превышает предложение - цены поднимаются; если же предложение превышает спрос - цены снижаются.

Субъекты туристского рынка - юридические и физические лица, являющиеся производителями и потребителями туристского продукта.

Потребители туристского продукта - граждане, желающие путешествовать, то есть туристы.

Производители туристского продукта - туристские фирмы (туроператоры и турагенты), которые работают с целью получить прибыль и удовлетворить потребности туристов.

Информация о работе Маркетинговые исследования туристской фирмы