Маркетинговые исследования наиболее популярных направлений выездного туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования работы является рынок выездного туризма.
Предметом является маркетинговое исследование.
Задача данной курсовой работы - рассмотреть динамику выездного туризма за прошедшее десятилетие и структуру туристского рынка России. На основе статистических данных, приведенных на туристских интернет-порталах и в учебных пособиях, будут выявлены предпочтения российских туристов относительно зарубежных дестинаций, видов туризма, а также влияние различных факторов на формирование спроса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы маркетинговых исследований в туризме……5
1.1. Основные понятия выездного туризма………………………………..…..5
1.2. Виды и цели маркетинговых исследований…………………………….…6
1.3. Этапы проведения маркетинга……………………...……………………...10
1.4. Источники информации….………..………………………………………..13
1.5. Методы сбора информации…………………………………..……………16
Глава 2. Маркетинговые исследования наиболее популярных направлений выездного туризма в России……………………………………………………18
2.1. Обзор российского рынка выездного туризма………..………………….18
2.2. Анализ данных выездного туризма в России за 2011 году…………….26
2.3. Маркетинговое исследование наиболее популярных направлений выездного туризма в Иркутской области………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Маркетинговые исследования наиболее популярных направлений выездного ттуризма в России.doc

— 271.00 Кб (Скачать)


37

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Кафедра коммерции и маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Маркетинг в международном туризме»

на тему «Маркетинговые исследования наиболее популярных направлений выездного туризма в России»

 

 

 

 

 

 

 

                    Выполнил:

                                студент группы 11411

Бондарь А.В.

 

                              Проверил:

старший преподаватель

Калугин П.Е.

 

 

 

 

Иркутск  2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы маркетинговых исследований в туризме……5

1.1. Основные понятия  выездного туризма………………………………..…..5

1.2. Виды и цели маркетинговых исследований…………………………….…6

1.3. Этапы проведения маркетинга……………………...……………………...10

1.4. Источники информации….………..………………………………………..13

1.5. Методы сбора информации…………………………………..……………16

Глава 2. Маркетинговые исследования наиболее популярных направлений выездного туризма в России……………………………………………………18

2.1. Обзор российского рынка выездного туризма………..………………….18

2.2. Анализ данных выездного туризма в России за 2011 году…………….26

2.3. Маркетинговое исследование наиболее популярных направлений выездного туризма в Иркутской области………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..39


ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена маркетинговому исследованию наиболее популярных направлений выездного туризма  в России.

Туризм является фундаментальной и динамичной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. По данным исследования Мирового Совета по Туризму и Путешествиям, ежегодно в мире наблюдается быстрый рост количества туристов путешествующих в целях отдыха и бизнеса.

Туризм – это социально-экономический сектор, где клиенту за деньги предоставляются различного вида услуги.  Таким образом, туризм принадлежит к сфере услуг, которая является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей,   охватывающей широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования и посредничества самого разного рода.  Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и теле-станции, консалтинговые фирмы, медицинские учреждения, музеи, кино и театры относятся к сфере услуг.  Практически все организации в той или иной степени оказывают услуги. 

Для успешного ведения туристического бизнеса является  необходимость не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать, кому они необходимы, почему, для каких целей.  Для этого проводятся маркетинговые исследования.  Маркетинговые исследования включает в себя множество самых разнообразных методов и видов. Это - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед туристической фирмой целей и задач по удовлетворению спроса потребителей туристического продукта,  сбор, анализ и отчет о результатах.

Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта– это процесс, направленный на выявление предпочтений потребителей туристского продукта, в результате которого отдельные личности и группы получают то, что им необходимо и то, что они хотят.

Международный туризм уже более пятнадцати лет является одним из наиболее динамично развивающихся видов коммерческой деятельности и в нашей стране. С каждым годом туристский рынок становится все более устойчивым и равновесным, ассортимент предложений на рынке – широким и дифференцированным.

Ситуация на туристском рынке страны такова, что выездной поток по своим характеристикам многократно превышает въездной и внутренний, а организация выездных туров является одним из наиболее рентабельных и перспективных видов туристской деятельности в России.

Развитие туризма в России складывалось непросто. Наиболее динамично выездной туризм из РФ начал развиваться в 90-е годы, когда российские граждане получили право свободного выезда за рубеж. Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Объектом исследования работы  является рынок  выездного туризма.

Предметом является маркетинговое исследование.

Задача данной курсовой работы - рассмотреть динамику выездного туризма за прошедшее десятилетие и структуру туристского рынка России. На основе статистических данных, приведенных на туристских интернет-порталах и в учебных пособиях, будут выявлены предпочтения российских туристов относительно зарубежных дестинаций, видов туризма, а также влияние различных факторов на формирование спроса.

 


Глава 1 . Теоретические основы маркетинговых исследований в туризме

 

1.1. Основные понятия  выездного туризма.

 

Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Показатели въездного туризма в Россию гораздо ниже показателей выездного туризма. В настоящее время российский туризм развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Значительное большинство действующих в России туристских фирм предпочитают заниматься отправкой своих сограждан за границу.             

На отсутствие должного внимания в России роли выездного туризма повлиял  слабый уровень научной разработки основ оценки социально- экономической значимости выездного туризма. Фактически до настоящего времени не было серьезных исследований по проблеме выездного туризма. А ведь от оценки роли туризма в экономике зависит отношение государства к его развитию и  источникам инвестиций.

 

 

 

1.2.  Виды и цели маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования имеют существенное значение для определенной фирмы в процессе систематического сбора и анализа информации с целью выявления угроз, слабых и сильных черт и возможностей туристского рынка, а также с целью выработки соответствующей маркетинговой стратегии для успешного ведения бизнеса.
Исследования, проводимые в туризме, обеспечивают информационную базу для принятия правильных управленческих решений менеджерами туризма. 

Исследования позволяют выявить:

- проблемы, мешающие эффективному ведению бизнеса;

- причины возникновения проблем и возможные пути их решения;

- будущие тенденции на туристском рынке;

Исследования также позволяют: увидеть новые возможности; определить эффективные пути ведения бизнеса; лучше понять запросы рынка и снизить вероятность риска в соответствии с изменениями, которые постоянно там происходят. Исследования, которые уменьшают риск в процессе принятия решений, в значительной степени предопределяют успех функционирования туристского предприятия. Таким образом, менеджеры могут планировать, осуществлять и контролировать деятельность по оказанию туристских услуг более успешно, если они располагают необходимой информацией. Все управленческие решения должны приниматься с учетом данных, полученных при проведении маркетинговых исследований.

Интенсивный рост туризма в России не способствовал проведению маркетинговых исследований и планированию маркетинговой деятельности. Однако августовский кризис 1998 г. заставил многие предприятия переоценить методы своей работы, чтобы выжить в условиях кризиса и конкуренции. Маркетинговая концепция ведения бизнеса, возникшая в конце 70-х на западном рынке, предполагает проведение исследований рынка и планирование маркетинговой деятельности уже в самом начале разработки турпродукта: фирмам необходимо знать потребности потенциальных клиентов, определить возможное число покупателей продукта или услуги, как и где они хотят это купить, по какой цене и что они ждут от купленного товара или услуги. Для получения подобной информации существуют определенные технологии исследований. Туристские предприятия из множества различных подходов выбирают наиболее приемлемые.

Проведение маркетинговых исследований необходимо на всех этапах деятельности фирмы - от разработки продукта и его продвижения до продажи и послепродажного обслуживания. Фирмы могут проводить два вида исследований:

1) текущее исследование, проводимое постоянно с целью выявления всех перемен и тенденций, имеющих место на туррынке (даже незначительные изменения в окружающей фирму среде могут повлиять на результаты управленческих решений);

2) исследование одной определенной ситуации (проблемы) с целью проверки предположения или анализа перемен на туррынке.

Фирма проводит комплексное исследование рынка туризма с целью оценки сложившейся общей ситуации, возникающих из нее проблем и угроз и появляющихся возможностей. Фирма может также выделить ресурсы на проведение исследования по какой-либо одной или нескольким проблемным ситуациям, сложившимся в ходе ежедневного функционирования предприятия. Кроме того, фирма исследует внешние и внутренние факторы воздействия, изучает эффективность рекламной кампании, потенциал рынка, тенденции в развитии бизнеса.

Цели маркетингового исследования в туризме:

1. Выявление значительных проблем. Интенсивность ежедневной бизнес-деятельности оставляет для исполнителей мало времени для того, чтобы сконцентрироваться на проблемных сферах деятельности, которые являются помехой для успешного функционирования предприятия. Выявление причин и проблем, вызывающих неэффективность бизнеса, часто является одним из многих простых вкладов, вносимых исследованиями в управленческий процесс.

2. Поддержание связи предприятия с его целевыми рынками. Исследования в туризме позволяют выявить будущие тенденции, дают возможность лучше понять запросы рынков и проследить происходящие на рынках изменения, чтобы разработать соответствующую политику. Исследования снижают вероятность возникновения риска от неожиданных изменений на рынках. В определенной степени исследование обеспечивает гарантию того, что фирма не будет производить товар, который в связи с произошедшими на рынке изменениями стал уже устаревшим для данного рынка.

3. Снижение расходов. Исследование помогает определить наиболее эффективные методы ведения бизнеса и исключить неэффективные.

4. Разработка новых источников прибыли. Исследования могут привести к открытию новых рынков, новых продуктов и новых вариантов использования продуктов, уже находящихся в продаже.

5. Помощь в стимулировании продаж. Результаты исследования интересны не только для определенной фирмы, но и общества в целом и могут быть использованы в рекламных кампаниях и для стимулирования продаж. Это, прежде всего, касается исследований потребительских отношений к продукту, услуге и тех исследований, при проведении которых потребителей просят дать оценку определенным товарам и услугам.

6. Создание благоприятного отношения со стороны покупателей. Потребители хорошо относятся к проведению туристскими предприятиями исследований. Они считают, что компании, которые занимаются подобной деятельностью, действительно заботятся о них и прилагают усилия для создания продукта или услуги, которая бы удовлетворила их потребности. Так, если в преамбуле к анкете указать цель опроса, например повышение качества обслуживания, клиенты будут охотнее отвечать на вопросы анкеты и у них создастся благоприятное впечатление о фирме, как заботящейся о поддержании или улучшении качества предоставляемых услуг.


1.3. Этапы проведения маркетинга

Исследования в туризме принимают различные формы: от примитивных до более сложных, от простого сбора фактов до использования комплексных, математических моделей. Процесс проведения туристских исследований представлен следующими этапами:

1. Определение проблемы. Сначала необходимо определить или выявить существующую проблему и сформулировать цели исследования. Цели могут быть поисковые, предусматривающие сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу; описательные, т. е. разъясняющие определенные явления; экспериментальные, предусматривающие проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи.

2. Проведение ситуационного анализа. На этом этапе собирается и перерабатывается вся имеющаяся под рукой информация, относящаяся к данной проблеме. Цель этого этапа - выяснить, не было ли уже подобных ситуаций у какой-либо другой фирмы или же проверить, не была ли пропущена та информация, которая содержит уже готовое решение данной проблемы.

Ситуационный анализ - это тщательный поиск всех данных, относящихся к данной компании, определенному продукту, индустрии, рынку, конкурентам, рекламе, потребителям, поставщикам продуктов и услуг, технологии, экономике, политическому климату и других аналогичных данных. Знание всей информации по проблеме помогает выявить возможные причины ее возникновения. Организация получит больше от результата исследований в том случае, если четко определены ее внутренняя среда и цели, стратегии, стремления, наличные ресурсы, а также и ограничения, за рамки которых она не должна выходить в своей деятельности.

Информация о работе Маркетинговые исследования наиболее популярных направлений выездного туризма в России