Маркетинговое исследование влияния факторов внешней среды на поведение потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Подобные исследования необходимы заинтересованному субъекту (заказчику) для
принятия обоснованных решений по всем направлениям своей деятельности. Маркетинговые
исследования предпринимаются в целях создания «комфортности» рыночного существования
этого субъекта, т.е. в целях достижения желаемого состояния с меньшим риском, в условиях
меньшей неопределенности среды.
Каждый независимый участник рыночных отношений самостоятельно выбирает для себя
цели существования, принимает решения и несет ответственность за их исполнение. Принять же
обоснованное решение можно только при наличии качественной информации, обладающей
достоверностью, актуальностью, полнотой. Данная информация должна доставляться,
обрабатываться, анализироваться и обобщаться на регулярной основе.

Работа содержит 1 файл

1 Маркетинговое исследование влияния факторов внешней среды на поведение потребителей.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

     Экономические факторы. Существует множество экономических  факторов, которые могут воздействовать на организацию. Например, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов, и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Плохие экономические условия снизят спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные — могут обеспечить предпосылки для его роста.

     При анализе внешней обстановки для некоторой конкретной организации требуется оценить ряд экономических показателей. Сюда включаются ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые другие. Рассмотрим важнейшие из них.

     Ставка  процента (уровень процентной ставки) в экономике оказывает значительное влияние на потребительский спрос. Для приобретения товаров потребители часто берут в долг. Менее вероятно, что они будут поступать подобным образом при наличии» высоких ставок процента. В качестве примера можно привести рынок жилья, где процент по закладной прямо влияет на спрос квартир в доме, что, в свою очередь, влияет на количество начатых новых жилищных проектов. И если организация работает в области жилищной индустрии (предоставляет ссуды, выступает в качестве инвестора или строительного подрядчика), то рост процентных ставок будет представлять собой угрозу для реализации планов организации, а их снижение — новые возможности для развития.

     Организации, рассматривающие планы расширения, которые должны финансироваться за счет получения ссуд, очевидно, будут следить за уровнем ставки процента и ее влиянием на цену капитала. Поэтому ставка процента будет оказывать прямое воздействие на потенциальную привлекательность различных стратегий.

     Курсы обмена валют определяют стоимость рубля по отношению к стоимости денежных единиц других стран. Изменения в курсах обмена валют непосредственно влияют на конкурентоспособность продукции организации, если она экспортирует товары на мировой рынок. Когда стоимость рубля по отношению к другим валютам низка, товары, произведенные в России, относительно недороги, что снижает угрозу со стороны иностранных конкурентов и сокращает импорт. Но если стоимость рубля повышается, то импорт становится относительно недорогим, что, в свою очередь, повышает уровень угроз для организации, создаваемых иностранными конкурентами.

     Темп  экономического роста влияет на возможности  и угрозы, для организации. Когда происходит рост в экономике, увеличиваются расходы потребителей, что вызывает конкурентное давление на организацию из-за быстрого роста числа предприятий в привлекательной области. Снижение темпов экономического роста и. сокращение потребительских расходов также приводят к росту конкурентного давления, вызванного стремлением предприятий, остаться в отрасли в условиях угрозы кризиса.

     Инфляция. Правительства большинства стран  мира прилагают значительные усилия для снижения уровня инфляции. Обычно следствием этих усилий является снижение процентной ставки и, тем самым, появление признаков экономического роста. Организации, в частности, озабочены инфляцией потому, что будущая экономическая обстановка в условиях высокой инфляции (десятки и сотни процентов в год) оказывается менее предсказуемой, затрудняя планирование.

     Кроме перечисленных, имеются и другие экономические факторы: структура  потребления и ее динамика; экономические условия в иностранных государствах; показатели торгового баланса; изменение спроса; денежно-кредитная и финансовая политика; тенденции на рынке ценных бумаг; уровень производительности труда в отрасли и темпы ее роста; динамика ВНП; ставки налогов.

     Различные научные, общественные и частные  организации, составляют экономические прогнозы для оказания помощи корпорациям в анализе экономических факторов, влияющих на их деятельность. Экономическое прогнозирование (т.е. попытка оценить будущую экономическую обстановку для организации) осуществляется с помощью набора методов прогнозирования, которые варьируются от индивидуальных экспертных заключений до чрезвычайно сложных экономических моделей. Различаются субъективные и количественные методы оценки.

     Субъективные  методы включают так называемое «интуитивное»  или индивидуальное мнение эксперта или группы экспертов. Однако имеется целый ряд количественных методов для построения макроэкономических прогнозов, в том числе:

     Анализ  временных рядов. Этот метод предполагает исследование прошлых тенденций на протяжении определенного периода времени и использует их для прогнозирования дальнейших действий в будущем.

     Регрессионные модели. Статистический метод для  определения наибольшего соответствия между прогнозируемой переменной и другими переменными.

     Экономические модели. Этот метод состоит из регрессионных уравнений, которые описывают случайные отношения.

     Социальные  и культурные факторы формируют  стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации. Новые тенденции создают тип потребителя и, соответственно, вызывают потребность в других товарах и услугах, определяя новые стратегии организации.

     Можно перечислить основные социально-культурные факторы, с которыми организации сталкиваются чаще всего: рождаемость; смертность; коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции; коэффициент средней продолжительности жизни; располагаемый доход; стиль жизни; образовательные стандарты; по­купательские привычки; отношение к труду; отношение к отдыху; отношение к качеству товаров и услуг; требование контроля за загрязнением окружающей среды; экономия энергии; отношение к правительству; проблемы межэтнических отношений; социальная ответственность; социальное благосостояние.

     Технологические факторы. Их влияние на организации  часто столь очевидно, что их считают  основным двигателем производственного — и шире — социального прогресса. Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютеров, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать. Некоторые открытия могут создавать новые отрасли промышленности и закрывать старые.

     Воздействие технологических факторов можно оценивать как процесс созидания нового и разрушения старого. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии. Эти перемены могут воздействовать не только на производство, но и на другие функциональные области, например, на кадры (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями или проблема увольнения избыточной рабочей силы, высвобождающейся вследствие внедрения новых, более производительных технологических процессов) или, например, на маркетинговые службы, перед которыми ставится задача разработки методов продажи новых видов  продукции. 
 

           1.3 Модель поведения  потребителей. 

     Модель - это упрощенное представление реальности с включением только тех ее аспектов, которые представляются важными для создателя модели. Другие аспекты, которые находятся вне сферы его интересов, могут игнорироваться. При моделировании ПП исследователь исключает из анализа те аспекты человеческого поведения, которые не имеют отношения к потребительскому поведению или представляются несущественными.

     Научная модель в качестве главной цели имеет  объяснение тех или иных процессов. Изучая ПП, мы создаем идеальные модели, вычленяя из реальности только то, что считаем причинами и их следствиями. Поэтому главная функция модели - объяснительная. Упрощая реальность, мы с помощью модели стремимся ответить на вопросы: почему покупатель ведет себя в этой ситуации так, а в иной - по-другому.

     Социальные  процессы могут моделироваться различным  способом. Из модель может выражаться в виде диаграммы, таблицы, схемы, может быть представлена на компьютере средствами мультимедиа. Однако чаще всего она описывается самым традиционным способом - с помощью слов.

     Модели  обладают рядом преимуществ:

     1. Объясняют ПП. Даже визуально  можно понять, что происходит, когда  меняются переменные и обстоятельства.

     2. Дают систему координат для  исследования. Пробелы в знании  и понимании становятся очевидны, и можно выделить приоритетные направления исследований. Модель также позволяет соотнести друг с другом отдельные исследовательские проекты.

     3. Являются фундаментом для систем  информационного менеджмента. Правильное  использование модели раскрывает  типы информации, необходимой для понимания различных процессов принятия решения о покупке и выявляет особенности маркетинговой стратегии.

     Еще совсем недавно активные субъекты рынка  изучали потребности и желания  покупателей непосредственно на «поле боя», в реальном процессе реализации продукции. Рост компаний и рынков лишил многих менеджеров по маркетингу непосредственного контакта с покупателями. Сегодня менеджер, который стремится лучше узнать своих покупателей, должен ответить на 7 вопросов:  

     Кто образует рынок?   -  Покупатели

     Что они покупают?     -  Товары

     Почему?   -  Цели

     Кто участвует в процессе покупки?  - Организации

     Как покупают?  -  Операции

     Когда? -  Причины

     Где?   -  Торговые точки  

     Отправным пунктом понимания ПП может послужить модель маркетинговых стимулов и ответной реакции покупателей (рис. ). Маркетинговые стимулы и побудительные факторы окружающей среды входят в сознание потребителя. Решение о покупке зависит от особенностей потребителя и процесса принятия им решения. Задача

маркетолога - понять, что происходит в сознании потребителя между моментом воздействия на него внешних стимулов и принятием решения о покупке, и ответить на два главных вопроса:

     1. Как характеристики потребителя  - культурные, социальные, личностные и психологические - влияют на его покупательское поведение?

     2. Каким образом покупатель принимает  решение о покупке?  
 
 

     

Рис.1 Модель поведения потребителей 

Рис.2 Модель покупательского поведения. 
 

    НУ  ХОТЬ БЫ КАКОЕ-НИБУДЬ ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕОРИИ! J 
    2 Практическая часть

    2.1 Цели и задачи  исследования 

     В курсовой работе рассматривается возможность  открытия туристической фирмы в  городе Минске. Поэтому необходимо оценить ситуацию, сложившуюся на данном рынке, изучить потенциальных  клиентов, их потребности и пожелания.

     Чтобы приступить к маркетинговым исследованиям, необходимо поставить перед собой  определенные цели и задачи. В данной курсовой работе это:

    • Исследовать рынок туристических услуг.
    • Исследовать возможность открытия туристической фирмы в городе Минске.
    • Составить отчет
    • Дать рекомендации.

     Задачи  исследования:

    • Определить периодичность оказания услуг.
    • Выявить методы стимулирования продаж.
    • Провести сегментирование рынка.
    • Определить каналы сбыта туристической услуги.
    • Определить уровень цен.

Информация о работе Маркетинговое исследование влияния факторов внешней среды на поведение потребителей