Маркетинговая среда фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:55, реферат

Описание работы

Маркетинговые исследования — широкий комплекс разнообразных исследований, необходимых для выработки оптимальных стратегий и проведения эффективной оперативной маркетинговой деятельности.
Цель работы показать методы проведения маркетинговых исследований.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Любое предприятие в определённые моменты  своей деятельности испытывает необходимость  в информации о сложившемся на данный момент положении на рынке  – о его конъюнктуре. Такая  необходимость обуславливается  целью предприятия как можно  более полно удовлетворять потребности потребителей. Для этого и необходимо проводить маркетинговое исследование конъюнктуры рынка. Без такого исследования не обходится деятельность практически ни одного предприятия, что и обуславливает актуальность рассмотрение данной темы.

       Маркетинговые исследования — широкий комплекс разнообразных исследований, необходимых  для выработки оптимальных стратегий  и проведения эффективной оперативной  маркетинговой деятельности.

       Цель  работы  показать методы  проведения маркетинговых исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Начнем  с классификации:

       

     Итак, методы маркетинговых исследований в первую очередь делятся на методы сбора первичных и методы сбора  вторичных данных.

     Вторичные данные — информация, собранная  когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей.

     Иными словами, вторичная информация —  это те данные, которые уже были собраны (Вами или кем-то другим) для  решения других задач, но которые  можно частично использовать и для  разрешения стоящей перед Вами в  настоящий момент проблемы. 

     Основные  достоинства вторичной информации — как правило, она дешево стоит, и доступ к ней можно получить сравнительно легко и быстро.

     Основные  недостатки связаны с тем, что  вторичная информация собиралась для  решения другой проблемы. Соответственно, она, скорее всего, будет а) устаревшей, б) неполной, в) не иметь прямого отношения к решаемой проблеме, г) ненадежной.

     Тем не менее, приведем совет весьма известного автора: «Всегда начинайте с вторичной  информации, и только когда она  исчерпана или отдача от ее использования сокращается, переходите к первичным данным» (Черчилль Г. А. «Маркетинговые исследования»).

     Перейдем  к технологии сбора вторичной  информации. Для того чтобы получить обзор вторичной информации, необходимо:

     Определить  возможные источники необходимой Вам информации. Эта информация может содержаться как во внутренних, так и во внешних источниках. К внутренним источникам информации относятся внутренние отчеты Вашей компании, беседы с сотрудниками, отчеты о продажах, бухгалтерские и финансовые отчеты, жалобы и предложения потребителей и т. п. Внешние источники информации — это средства массовой информации, выпускаемые различными организациями бюллетени, публикации исследовательских и консалтинговых фирм, статистические сборники; масса ценной информации находится в сети Internet — тематические и отраслевые сайты, сайты конкурирующих компаний.

     Первичные данные — информация, собранная  исследователем специально для решения  конкретной проблемы.

     Чаще  всего под проведением маркетингового исследования понимают именно сбор первичной информации. Методы сбора первичных данных, в свою очередь, делятся на методы сбора качественных данных, методы сбора количественных данных и так называемые mix-методики.

     Качественное  исследование отвечает на вопросы «как» и «почему».

     Данный  тип исследований позволяет получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях очень  небольшой группы лиц. Полученные данные не могут быть выражены количественно (за редким исключением), однако дают хорошее  представление об образе мыслей потребителей. Качественные исследования незаменимы при разработке новых товаров, рекламных кампаний, изучении имиджа фирм, торговых марок и решении других сходных задач.

     Основные  методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.

     Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам.

     Фокус-группа проходит в виде группового обсуждения интересующего исследователя вопроса; в ходе этого обсуждения участники  группы, не скованные рамками стандартного интервью, могут свободно общаться друг с другом и выражать свои чувства и эмоции.

     Применение:

     - генерация новых идей (разработка новых товаров/услуг, упаковки, рекламы и т. п.);

     - изучение разговорного словаря потребителей и особенностей их восприятия (для составления анкет, разработки текста рекламы);

     - оценка новых товаров, рекламы, упаковки, имиджа компании и т. п.;

     - получение предварительной информации по интересующей теме (перед определением конкретных целей маркетингового исследования);

     - прояснение данных, полученных в ходе количественного исследования;

     - ознакомление с запросами потребителей и мотивами их поведения.

Достоинства и недостатки

     Среди недостатков данного метода данного  метода следует отметить:

    • возможную нерепрезентативность (мнения, высказанные членами фокус-группы, нельзя считать мнением всех потребителей);
    • субъективную интерпретацию полученных результатов (которая, впрочем, всегда присутствует в качественных методах исследований).

     К числу достоинств фокус-групп можно  отнести:

    • максимальную возможность для свободной генерации новых идей;
    • разнообразие направлений использования данного метода;
    • возможность изучать респондентов, которые в более формальной ситуации не поддаются изучению;
    • возможность для заказчика принимать участие на всех этапах исследования.
 

     Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.   

     Как правило, глубинные интервью используются для решения тех же задач, что  и фокус группы, а именно:

     - изучение поведения потребителей, их отношения к товарам, компаниям, маркам;

     - разработка новых продуктов, оценка  концепции нового продукта (его  упаковки, рекламной кампании и  т. п.);

     - получение предварительной реакции  потребителей на различные маркетинговые  программы.

     Глубинное интервью целесообразно использовать вместо фокус-группы в следующих  случаях:

    • тема интервью предполагает обсуждение сугубо личных тем (личные финансы, заболевания);
    • интервью проводятся с представителями конкурирующих организаций, которые не согласятся обсуждать данную тему в группе;
    • обсуждается тема, в которой существуют строгие общественные нормы, и на мнение респондента может повлиять ответ группы (уплата налогов и т. п.);
    • невозможно собрать всех респондентов в одном месте и в одно время (респонденты малочисленны, удалены друг от друга и/или очень заняты).

     Глубинное интервью целесообразно использовать вместо фокус-группы в следующих  случаях:

     - тема интервью предполагает обсуждение сугубо личных тем (личные финансы, заболевания);

     - интервью проводятся с представителями конкурирующих организаций, которые не согласятся обсуждать данную тему в группе;

     - обсуждается тема, в которой существуют строгие общественные нормы, и на мнение респондента может повлиять ответ группы (уплата налогов и т. п.);

     - невозможно собрать всех респондентов в одном месте и в одно время (респонденты малочисленны, удалены друг от друга и/или очень заняты).

     Достоинства и недостатки

     Основные  недостатки метода глубинных интервью связаны со сложностью поиска интервьюеров. Во-первых, для проведения глубинных интервью требуются квалифицированные специалисты, которых нелегко найти. Далее, на качество результатов интервью сильно влияет личность и профессионализм интервьюера. И, наконец, сложность обработки и интерпретации полученных в ходе интервью данных, как правило, требует привлечения для их анализа специалистов-психологов.

     Достоинства. С помощью глубинных интервью можно получить более полную информацию о поведении человека, о причинах такого поведения, его глубинных мотивах, что не всегда возможно в фокус-группе, где респонденты оказывают давление друг на друга и сложно определить, кто именно дал тот или иной ответ. 

     Анализ  протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения.

     Анализ  протокола применяется для составления  модели принятия решения о покупке. Как правило, этот метод используется при анализе решений:

     принятие  которых распределено по времени, — например, при решении о покупке дома. В этом случае исследователь собирает в единое целое отдельные решения, принимаемые на отдельных этапах;

     процесс принятия которых очень короток. В этом случае метод анализа протокола  как бы замедляет скорость принятия решения. Например, покупая жевательную резинку, люди обычно не задумываются относительно этой покупки, и анализ протокола дает возможность разобраться в некоторых внутренних аспектах подобных покупок.  

     Количественное  исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько».

     Данный  тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет  обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т. п.

     Основные  методы количественных исследований —  это различные виды опросов и аудит розничной торговли (retail audit).

     Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.  

     Опросы  могут различаться:

    • по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;
    • по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;
    • по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;
    • по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.

     Как правило, чаще опросы различают по способу  контакта с респондентом.  

     Личное  интервью (face-to-face)

     Опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса необходимо предъявить значительный объем наглядной информации.  

Информация о работе Маркетинговая среда фирмы