Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 16:14, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является выявление сущности маркетинговой информационной системы, знакомство с входящими в нее элементами.
Для того, чтобы достичь поставленную цель необходимо решить ряд задач:
1.Рассмотреть понятие маркетинговой информационной системы ее структуру;
2.Выявить основные направления поиска информации;
3.Проанализировать способы получения вторичной информации;
4.Проанализировать этапы проведения маркетингового исследования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие маркетинговой информационной системы
1.2 Направления исследований в маркетинге
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ВТОРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ГЛАВА 3. СБОР И АНАЛИЗ ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ
3.1 Постановка целей и задач маркетингового исследования
3.2 Методы сбора информации
3.3 Анализ результатов маркетингового исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
7. Другие источники информации. В этом качестве могут выступать судебные решения, сборники постановлений арбитражного суда, публикуемые издательством «Юридическая литература».
Часто сбор информации начинается с анализа рекламных объявлений. Наиболее массово они публикуются в газетах типа столичных «Из рук в руки», «Центр plus», «Экстра-М» и аналогичных региональных изданиях. Идут в дело проспекты и буклеты с выставок и ярмарок, прайс-листы. Нельзя осудить и использование информации из словарей и энциклопедий — по крайней мере, для предварительной ориентации в той или иной проблеме.
Особая группа источников информации сосредоточена в сфере телекоммуникационных, в том числе сетевых услуг.
Только
в российской части Интернета
на информационно-поисковом
Один из наиболее популярных и содержательных сайтов, действующий с 1998 г., расположился по адресу www.marketing.spb.ru. В его он-лайновой библиотеке посетители получили возможность знакомиться с книгами, статьями, энциклопедией, периодикой и библиографией по маркетингу, реальными маркетинговыми исследованиями, программным обеспечением, семинарами и конференциями, получить информацию о маркетинговых агентствах и профессиональных объединениях маркетологов, наладить профессиональное общение.
Множество
ссылок на актуальные ресурсы Интернета
по маркетингу можно найти по адресу http://www.rc.ram.ru/
Во многих странах мира уже давно функционируют банки (базы) данных, создаваемые с коммерческими целями консультативными, издательскими фирмами, а также крупными компьютерными фирмами, специализирующимися на производстве и сбыте программного продукта. Такие фирмы могут обслуживать несколько банков данных, отвечая за достоверность, своевременное и активное обновление содержащейся в них информации. Пользователь может получать информацию из баз данных путем передачи ее по модему, а также на компакт-дисках, по факсу, путем участия в информационных конференциях и форумах.
Краткую
бизнес-информацию можно найти в
так называемых «Желтых страницах»,
аналоге распространенных на Западе
телефонных справочников. Стандартный
сервис включает в себя название рода
деятельности в бизнесе, номера телефонов
и факса, адрес электронной почты, ссылки
на страницу в Интернете и несколько рубрик,
к которым может быть причислен данный
бизнес, а также краткое (20-50) слов описание
деятельности фирмы.
ГЛАВА 3. СБОР И АНАЛИЗ ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ
3.1 Постановка целей и задач маркетингового исследования
Большинство маркетинговых исследований предполагает сбор и анализ первичных данных.
Процедура маркетинговых исследований состоит из комплекса последовательных частных действий (этапов): [2]
1.
Разработка концепции
2.
Получение и анализ
3. Формирование основных выводов и оформление результатов исследования.
Маркетинговые
исследования предполагают, что на
первом этапе следует четко
В целом задачи маркетинговых исследований сводятся к определению потенциальных покупателей вашего продукта, их местонахождения и размера средств, которые они склонны уплатить за этот продукт, причин его приобретения. Кроме того, нужно знать, какие средства коммуникации можно использовать для обращения к потенциальным покупателям. Потребность в этих данных обусловливается следующими причинами: невозможностью разместить рекламу во всех средствах массовой информации и необходимостью доставки продукта в рамках имеющейся системы распространения.
От
общей постановки задач и фактически
сложившейся рыночной ситуации зависит
цель исследования, которая вытекает из
стратегических установок маркетинговой
деятельности предприятия и направлена
на снижение уровня неопределенности
в принятии управленческих решений. Полная
программа маркетинговых исследований
необязательна для всех без исключения
данных, которые требуется получить. Здесь
следует исходить из степени необходимости
информации, затрат на ее получение и ценности
для ваших целей. [2]
3.2 Методы сбора информации
На втором этапе маркетингового исследования осуществляется сбор информации.
Мы стремимся узнать, как можно больше о рынке, поэтому очень важно решить, какой из многих методов получения информации для исследовательского проекта следует выбрать.
Существует три основных метода сбора информации: опрос, наблюдение, эксперимент и имитация. Рассмотрим их.
В
последнее время одним из наиболее
распространенных способов получения
необходимой информации становится
опрос определенного круга
Для проведения опроса обычно подготавливаются специальные вопросы, а также формулируются возможные ответы на них. Если подготовленные вопросы в каждом конкретном случае задаются не в одних и тех же формулировках и опрос принимает форму свободной беседы, то его принято называть интервьюированием. Если вопросы ставятся в фиксированной форме, то такой опрос называется анкетированием. Для анкетирования разрабатывается специальный опросный бланк - анкета. В анкете одновременно с указанием вопросов, как правило, приводятся возможные ответы на них. Это позволяет опрашиваемым при минимуме затрат времени ответить на поставленные вопросы, а исследователю упростить процесс обработки собранной информации. Анкетные опросы проводятся как в устной, так и в письменной форме. В первом случае исследователь обращается к опрашиваемому с устными вопросами (по тексту анкеты) и сам фиксирует ответы в бланке анкеты. При письменном опросе анкетный бланк вручается опрашиваемому и тот лично заполняет его. [9]
В зависимости от того, кем являются опрашиваемые лица, опросы классифицируют по следующим группам:
По степени охвата опрашиваемых опросы делятся на:
Опросы
населения в большинстве
По частоте проведения обследования бывают двух видов:
В практике деятельности различных фирм чаще используются спорадические опросы, в то время как панельные опросы, т.е. опросы специально подобранных лиц, повторяющиеся через определенные интервалы, проводятся значительно реже, хотя они наиболее ценны, так как позволяют проследить динамику происходящих процессов.
Вопросы анкеты должны быть понятными для всех опрашиваемых лиц. Поэтому при их формулировке следует употреблять простые, общеизвестные слова и краткие предложения. Вопросы должны быть точными, не допускающими двусмысленных толкований.
Определение численности и состава лиц, подлежащих опросу, является наиболее сложным этапом подготовки к проведению выборочного анкетирования. Исследователь должен сделать такую выборку, которая отвечала бы задачам исследования.
Другой формой опроса является интервью по телефону - лучший способ скорейшего сбора информации. В ходе его интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы. Основные недостатки: опрашивать можно только тех, у кого есть телефон, беседа должна быть краткой по времени и не носить слишком личного характера. В первую очередь также следует помнить, что вопросы должны быть емкими и конкретными. Но обычно по телефону трудно получить обширную информацию, поскольку мало у кого хватает терпения отвечать на вопросы. [9]
Следующей формой опроса является анкета, рассылаемая по почте, требует простых, четко сформулированных вопросов. Недостатки: низкий процент и скорость возврата. Это весьма дорогостоящее мероприятие, требующее значительных затрат времени и приносящее весьма малую отдачу. Люди, как правило, склонны проявлять скрытность в том, что касается личной информации. Кроме того, они не желают тратить время на заполнение письменной анкеты. Их можно понять, потому что анкеты часто бывают слишком длинными, поскольку содержат много вопросов.
Выбрав наиболее подходящего инструмента опроса и проведя его, исследователь должен извлечь из совокупности полученных данных наиболее важные сведения и результаты, обработать их и на этой основе сделать соответствующие выводы и предложения. Для повышения эффективности и точности результатов исследований опросы должны применяться в сочетании с другими методами (анализом документов и данных статистической отчетности, специальных наблюдений, экспериментов).
Наблюдение представляет собой один из способов получения информации для решения сформулированной проблемы путем непосредственного анализа поведения отдельных людей и изучения протекающих процессов. Например, при выборе места расположения магазина розничной торговли можно просто понаблюдать, сколько людей проходит мимо этого места. Большие людские потоки в сочетании с наличием остановки одного или нескольких транспортных средств, а также стоянки для автомобилей обычно являются надежным показателем возможного успеха при размещении магазина. Однако если движение в районе предполагаемого размещения магазина очень интенсивное, но запрещен поворот и нет места для парковки, тогда место выбрано неудачно. [2]
Такой способ получения информации имеет как свои преимущества так и недостатки по сравнению с опросом.
Преимущества этого метода состоят в том, что он позволяет:
Основным недостатком является то, что исследователь не всегда может правильно истолковать наблюдаемые явления. К тому же трудно обеспечить требуемую репрезентативность наблюдения.
Эксперимент является одним из методов получения информации об исследуемом объекте на основе изучения зависимости одних факторов от других. При этом происходит изменение одного или нескольких параметров при контролируемой неизменности остальных. [2]
Преимущество эксперимента состоит в том, что он позволяет видеть причинно-следственную связь изучаемых явлений. Основные недостатки - проведение эксперимента требует значительных затрат и не всегда обоснованными являются устанавливаемые исследователем ограничения.
Проведение имитации реальных процессов и явлений предопределяет построение и анализ модели, описывающей конкретную ситуацию. Такая модель может быть построена и проведен ее анализ с использованием средств вычислительной техники. Конкретная ситуация может быть промоделирована и путем проведения деловой игры.
Преимущество метода имитационного моделирования, как и эксперимента, состоит в том, что он позволяет видеть причинно-следственную связь изучаемых явлений. Однако большие издержки, сложность, зависимость от отдельных предположений ограничивают сферу его применения.