Маркетинговая деятельность в СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:32, лекция

Описание работы

Маркетинговая деятельность в журналистике уникальна, поскольку носитель массовой информации представляет собой товар и услугу одновременно. С одной стороны, журналистика выполняет функцию производителя такого специфического продукта как информационный материал. С другой стороны, предоставляет услугу - выступает каналом распространения того или иного рекламного и PR сообщений. Редакции СМИ являются как отправителями, так и получателями информационных сигналов. Совершенно очевидно, что от эффективности маркетинговых коммуникации в обоих случаях зависят долговременная прибыль и долговременная ценность медиа-продукта.

Работа содержит 1 файл

Лекции 4-5Марк И Менедж.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

              В эпоху революционных достижений новейших информационных, телекоммуникационных, спутниковых и лазерных технологий журналистика является важнейшим субъектом информационного рынка. Процесс формирования казахстанского информационного общества требует проведения соответствующих маркетинговых коммуникаций. Ключевой маркетинговой коммуникацией в журналистике служит взаимодействие СМИ с аудиторией. Что в конечном счете поможет спрогнозировать дальнейшую деятельность СМИ и способствовать нововведениям.  Это могут быть многообразные формы интерактивного общения, диалогические модели взаимоотношения с аудиторией, электронная связь, компьютерная демократия, письма читателей, читательские конференции, конкурсы, общественные приемные, телешоу и другие мероприятия в зависимости от специфики СМИ. Но этого недостаточно. Учитывая, что информационные потребности читаемой аудитории изменчивы, необходимы постоянные маркетинговые инновации в журналистике. Исходя из этого, любое печатное издание, телевизионные или радиоканалы выстраивают собственную редакционную и маркетинговую политику таким образом, чтобы привлечь наибольшую потребительскую аудиторию и наибольшее количество рекламодателей.

              Элементы маркетинга присутствовали и в советской журналистике, несмотря на то, что средства массовой информации и печати были монополизированы партийной системой и функционировали регулярно и стабильно. Каждая редакция медианосителя старалась быть интересной и привлекательной для своей аудитории. С 1979 года появилась практика организации нештатных отделов в редакциях органов пропаганды, рабселькоровских, авторских советов при отделах и редакциях, работающих на общественных началах». Например, газеты «Социалистик Казахстан», «Казахстанская правда», «Лениншил жас», «Жетысу», Казахское радио и телевидение имели постоянных нештатных корреспондентов в районах, на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах. С каждым годом  увеличивалось количество районных и сельских корреспондентов, выступающих в периодической печати по темам, «подсказанных местной жизнью. Это был своего рода маркетинговый шаг, востребованный временем по улучшению деятельности СМИП и укреплению связей с общественностью.

              Нештатные отделы, авторские советы и общественные приемные при редакциях газет, телевидение и радио Казахстана сегодня прочно вошли в жизнь. Они создаются органами пропаганды с учетом специфики республики или района, с учетом важнейших перспективных задач. Это форма связи с массами открыла новые возможности для укрепления контактов печати, телевидения радио, нештатных корреспондентов с читателями, слушателями и зрителями. Партийные и советские работники, рабочие и сельские корреспонденты – активные выразители общественного мнения участвуют в работе с письмами трудящихся, помогают общественности в решении различных вопросов, выезжают для встречи с трудящимися. Изменение психологического климата в связи с перестройкой обусловило общественную активность. Это отразилось как на количестве, так и на качестве входящей корреспонденции в редакциях и увеличило число подписчиков. Таким образом, очевидна актуализация маркетинговой деятельности средств массовой информации с общественностью задолго до становления рыночных отношений.

              Форма подачи информации является одним из элементов маркетинга в журналистике. В 1987 году такие маркетинговые исследования как анкетирование и опрос появились на страницах казахстанской печати. Например, в газете «Огни Алатау» № 299, 212, 207 – 1987г. В те годы на телевидении и радио вошла в практику телефонная связь с телезрителями в прямом эфире, где рядовые граждане могли влиять на процесс передачи. Подобная форма публичного общения получила положительный отклик у зрительской аудитории. И по сей день активно используется в журналистской практике.

              Сегодня от маркетинга ждут большего. Изобилие продукции на рынке приводит к тому, что компании вкладывают огромные средства на создание уникального предложения и усовершенствования  своей продукции. И в маркетинговой деятельности происходят изменения, теперь это не просто продвижение продукции, это целое искусство с историей.

              Качественная продукция, отличный сервис и услуги не являются залогом успешной их реализации. Необходимы соответствующие маркетинговые коммуникации для сообщения потребителям выгоды и привлекательности товара. Роль маркетинговых исследований и коммуникации в журналистике приобретает особую актуальность. Известный казахстанский тележурналист Б.Идрисов, будучи выпускающим редактором новостей КТК сетовал, что телекомпании выпускают передачи, не зная целевой аудитории, своего зрителя: «…топ-менеджеры канала не могут сказать ничего внятного, для какого работает КТК». Он справедливо замечает, что надо знать: «Кто эти люди? Что они любят, как они живут, сколько зарабатывают, что пьют, что едят, какую одежду носят?» /с пер и шпаг 25.09.07/. Только располагая обширной информацией, полученной в ходе исследовательской и аналитической работы, можно приступить к дальнейшей реализации маркетинговой стратегии медиаканала.

              Потребление, раскрывает создает потребность в новом производстве, определяет возникновение внутренне  побуждающего мотива производства, который является его предпосылкой. Без потребности в каком-либо  продукте нет его производства.  Необходимость в информации побуждает создание и передачу информации. Но именно потребление этого продукта воспроизводит потребность в нем. Отношение между производством и потреблением приобретает диалектический характер. Производство, в свою очередь, приводит к возникновению потребления, создавая побуждение к нему. Эти отношения определяют особенности ситуации, возникающие на информационном рынке.

              Таким образом, в медиабизнесе действует многократная система производства и потребления медиапродукции:

и т.д.

              Потребность в информации обусловила появление медийного рынка и в зависимости от удовлетворенности потребителя тем или иным информационным материалам зависит судьба того или иного СМИ.  Масс-медиа, в свою очередь, стараются соответствовать требованиям, диктуемым временем и аудиторией. Одновременно масс-медиа «воспитывают» своего потребителя, формируют политически и экономически грамотное население. СМИ дают обществу территориально больше, чем информация о различного рода событиях и сенсациях в республике, они информируют обо всех значимых событиях, происходящих в мире. Одним словом, СМИ – важнейший коммуникатор, связывающий индивида со всем миром.

              Нельзя сказать, что существует идеальный, универсальный маркетинговый ход. Каждый инструмент маркетинга имеет свои преимущества и недостатки, а также  свое назначение и применение. Довольно часто практикуется использование нескольких видов маркетинговой коммуникации одновременно или поэтапно, как того требует стратегия маркетинговой кампании продвигаемого товара, услуги, торговой марки, фирмы. Например, при внедрении продукта на рынок возможная маркетинговая стратегия: проведение рекламной кампании в СМИ и параллельно промоакции на местах продажи, а чуть позже можно подключить конкурсы, игры посредством медианосителей.

              Наибольший объем реализации маркетинговых коммуникаций в республике приходится на г. Астана, г. Алматы, другие крупные города и близлежащие сельские местности. Поскольку здесь активная покупательская способность. В отдаленных сельских районах рекламные сообщения возможны только по транслируемым в этих местностях телеканалам. Печатная, радиореклама и  PR коммуникации не доходят до сельской аудитории. Поэтому данный сегмент рынка из-за низкой покупательской способности не берется в расчет при маркетинговом планировании.  

              Роль журналистики в современном обществе заключается не только в информировании общественности, кроме того, она осуществляет важные социальные коммуникативные действия - формирует жизненные ценности и общественную культуру, воспитывает и просвещает молодое поколение, обеспечивает досуг населения, пропагандирует здоровый образ жизни, оказывает психологическое воздействие при происходящих в республике процессах и событиях. Реклама может агитировать и присутствовать во всех названных действиях.

              В общественном сознании бытует ошибочное мнение, что «хороший товар продается без рекламы». Но в современном, технологически прогрессирующем мире, где ежедневно на полки магазинов прибывает великое множество новой разнообразной продукции, нужна осведомленность потребителей о том или ином продукте и ее достоинствах. По этому поводу В.В. Маяковский в статье «Агитация и реклама» говорит: «Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы…обычно думают, что надо рекламировать только дрянь - хорошая вещь и так пройдет. Это самое неверное мнение. Реклама – имя вещи. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной, вещи».

 



Информация о работе Маркетинговая деятельность в СМИ