Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:56, курсовая работа
Целью данной работы является исследование значения маркетинговой деятельности банка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность и принципы банковского маркетинга;
- определить задачи службы маркетинга в банке и ее организационную структуру;
- описать маркетинговые стратегии банка;
- провести анализ маркетинговой деятельности на примере Московского филиала АКБ «Татфондбанк»;
- предложить пути совершенствования маркетинговой деятельности московского филиала АКБ «Татфондбанк».
Введение
1 Особенности и содержание банковского маркетинга
1.1 Сущность и принципы банковского маркетинга
1.2 Задачи службы маркетинга в банке и ее организационная структура
1.3 Маркетинговые стратегии банка
2 Анализ деятельности ОАО "Татфондбанк" в области маркетинга
2.1 Характеристика деятельности банка
2.2 Анализ работы с клиентами в банке
2.3 Анализ продуктов и услуг, предлагаемых банком
2.4 Анализ маркетинговой деятельности банка
3. Совершенствование деятельности ОАО "Татфондбанк" в области маркетинга
3.1 Главные направления улучшения маркетинговой деятельности банка
3.2 Мероприятия связанные с повышением лояльности клиентов банка
3.3 Повышение уровня обслуживания клиентов банка
Заключение
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Стратегия инновационной имитации предполагает копирование новшеств, разработанных конкурентами, и, прежде всего, принципиально новых идей, заложенных в новой продукции. Такую стратегию проводят банки, обладающие значительными ресурсами.
Стратегия дифференцирования продукции предполагает модификацию и усовершенствование традиционных банковских продуктов, обновляемых за счет новых технических принципов, внесение в изделие таких модификаций, которые могут вызвать новые потребности или новые сферы использования. Это достигается путем внедрения более производительных технологий – автоматизированных систем, при помощи дизайна, путем совершенствования форм обслуживания потребителей, лучшей организации филиальной сети. Эффективность дифференциации продукции непосредственно связано с относительно не высокими затратами. Но уникальность продукта может обеспечить большой объем продаж.
Стратегия выжидания используется, когда тенденция конъюнктуры и потребительского спроса не определены. Тогда крупный банк предпочитает воздержаться от внедрения банковского продукта на рынок и изучить действия конкурентов. При возникновении устойчивого спроса крупный банк, располагающий необходимыми ресурсами, в короткие сроки развивает массовое предложение услуги и подавляет фирму–новатора.
Таким образом, в данной части работы мы рассмотрели теоретический аспект маркетинга в банковском секторе, его сущность, роль, стратегию. Далее целесообразно рассмотреть на примере коммерческого банка роль маркетинга в его деятелньости.
2 Анализ деятельности ОАО "Татфондбанк" в области маркетинга
2.1 Характеристика деятельности банка
Акционерный инвестиционный коммерческий банк «Татфондбанк», именуемый в дальнейшем «Банк», является кредитной организацией, созданной по решению учредителей в форме акционерного общества закрытого типа, преобразованной решением акционеров в акционерное общество открытого типа (Протокол Общего Собрания акционеров № 10 от 14 июля 1995 года). Решением Общего Собрания акционеров (протокол №2/97 от 8 мая 1997 года) организационно-правовая форма приведена в соответствие с Федеральным законом Российской Федерации «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года и определена как открытое акционерное общество.
В отечественной банковской системе «Татфондбанк» работает всего 16 лет. «Татфондбанк» продолжает активную экспансию в другие регионы – на сегодняшний день успешно работают филиалы в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Чебоксары, Пермь и Сургут. В ближайшее время банк открыл филиал и в Новосибирске. Так, «Татфондбанк» в настоящее время открыто 12 филиалов, 74 дополнительных офиса, 9 операционных касс. К концу 2010 года, количество подразделений банка превысит 100. «Татфондбанк» занимает 16 место в списке самых «факторинговых» кредитных учреждений в России. Он осуществляет факторинговые операции с января 2006 года.
Большое место в деятельности Татфондбанка занимают валютные операции, денежные переводы в рублях РФ и долларах США по России, странам СНГ, ближнего и дальнего зарубежья по системе WESTERN UNION, MIGOM, TRAVELIKC и различные банковские услуги.
Стратегия Банка в работе с клиентами базируется на принципе высокого качества обслуживания и предоставления полного спектра услуг всем категориям.
На сегодняшний день в Банке обслуживается более 4 тысяч предприятий организаций и индивидуальных предпринимателей, среди которых, как крупные хорошо известные компании, так и представители малого и среднего бизнеса.
Более 155 тысяч клиентов обслуживаются в Банке на конец 2010 года. Рост клиентской базы благодаря постоянной работе по совершенствованию и расширению спектра представляемых услуги, а также сочетанию комплексного подхода к продаже высококачественных банковских продуктов и индивидуальной работе с каждым клиентом на основе конкурентоспособных тарифов.
Банк стремится обеспечить максимально полное удовлетворение потребностей клиентов в проведение расчетов скорости платежей удобстве обслуживания. Современные каналы обслуживания «Банк-клиент» обеспечивают достаточную степень надежности и конфиденциальности операций, не уступающих уровню безопасности при личном обращении в коммерческий банк.
Технологичность и высокий профессионализм сотрудников позволяют Банку предполагать одинаково высокий уровень обслуживания клиентов, как в Казани, так и по Республике.
Основную деятельность Банк осуществляет на рынке банковских услуг Республики Татарстан. Банковская система республики на протяжении многих лет работает стабильно, обеспечивая бесперебойное и своевременное проведение расчетов всеми участниками платежной системы. Республика по-прежнему занимает лидирующие позиции по целому ряду количественных и качественных параметров банковского бизнеса. На отдельных сегментах рынка ОАО «АИК Б «Татфондбанк» стабильно занимает 2-ю позицию среди самостоятельных банков Республики Татарстан по таким основным финансовым показателям, как:
- сумма активов,
- величина собственных средств,
- общая сумма привлеченных средств,
- вклады населения,
- кредитные вложения.
На долю активов «Татфондбанк» приходится 12,1% от совокупных активов самостоятельных банков. На рынке частных вкладов среди банков, действующих на территории республики, Татфондбанк опережают «АкБарс» Банк и региональный Сбербанк. Доля Татфондбанка на рынке частных вкладов на 1 января 2011 года составила 9,6%.
Среди крупнейших банков РФ по состоянию на 1 января 2011 года Татфондбанк занимает 68-е место по размеру активов, 50-е место по размеру собственного капитала (журнал «Профиль» №6 от 23.02.09). В рейтинге 100 самых надежных российских банков, при составлении которого учитываются параметры достаточности капитала, ликвидности, доходности, развитости клиентской базы, диверсификации структуры активов и их рискованности, по состоянию на 1 января 2011 года Татфондбанк занимает 12-ю позицию (журнал «Профиль» №6 от 23.02.11).
По данным аналитического агентства «РосБизнесКонсалтинг» среди 100 самых филиальных банков России по итогам 2010 года, Татфондбанк занимает 35-е место.
В июне 2010 года российским рейтинговым агентством «Эксперт РА» Татфондбанку присвоен рейтинг на уровне А «Высокий уровень кредитоспособности». Среди факторов, определяющих высокую кредитоспособность Банка, были отмечены приемлемый уровень достаточности капитала, высокое качество корпоративного управления, хорошая кредитная история. В октябре 2010 года «Эксперт РА» выступило с подтверждением ранее присвоенного рейтинга.
Международное агентство Moody’s Investor Service подтвердило ОАО «АИК Б «Татфондбанк» рейтинг по депозитам в местной и иностранной валюте на уровне «B2/NP», рейтинг по заимствованиям в иностранной валюте на уровне «В2», рейтинг по национальной шкале – на уровне «Baa1.ru», а также рейтинг финансовой устойчивости Банка на уровне «E+» (BFSR).
Сохранение рейтинга «Татфондбанк» на прежнем уровне на фоне снижения международных рейтингов ряда российских банков и общей макроэкономической нестабильности связано с укреплением финансовой устойчивости Банка, готовностью Правительства Татарстана оказать поддержку Банку. Подтверждая высокий уровень текущей кредитоспособности Банка, агентство, тем не менее, учитывая происходящие негативные события на финансовом рынке и в банковском секторе РФ, присвоило рейтингам Банка «негативный» прогноз. Однако факторы, обусловившие это решение, не зависят от Банка и относятся к внешним факторам.
Результаты финансово-хозяйственной деятельности кредитной организации – эмитента, факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки от продажи эмитентом услуг и прибыли (убытков) кредитной организации – эмитента от основной деятельности, включая влияние инфляции, изменения курсов иностранных валют, решений государственных органов, иных экономических, финансовых, политических и других факторов – таблица 2.1.1.
Таблица 2.1.1
Основные показатели деятельности ОАО «Татфондбанк» (тыс. руб.)
Наименование показателя | 01.01.2009 | 01.01.2010 | 01.01.2011 |
Проценты, полученные и аналогичные доходы от: |
|
|
|
Размещения средств в банках в виде кредитов, депозитов, займов и на счетах в других банках |
25 329 |
255 980 | 292 341 |
Ссуд, предоставленных другим клиентам | 1 180 911 | 2 317 330 | 3 542 376 |
Средств, переданных в лизинг | 0 | 0 | 0 |
Ценных бумаг с фиксированным доходом | 38 571 | 128 666 | 343 607 |
Других источников | 563 | 2 878 | 4 724 |
Итого проценты полученные и аналогичные доходы: | 1 245 374 | 2 704 854 | 4 183 048 |
Рис. 2.1.1 Отраслевая структура кредитов выданных в 2010 году.
Посредством кредитных ресурсов Банка были реализованы инвестиционные проекты, стратегически важных предприятий, как ОАО АИКБ «Татфондбанк» активно участвует в инвестировании своих ресурсов, а агропромышленный комплекс.
В 2010 году объем инвестиций в сельское хозяйство составило 2,2 млрд. рублей, из которых 40% было направлено на приобретение сельскохозяйственной техники.
Таблица 2.1.2
Проценты, уплаченные и аналогичные расходы (тыс. руб.)
Показатели по: | 2009 | 2010 | 2011 |
Привлеченным средствам банков, включая займы и депозиты | 96 175 | 313 024 | 349 486 |
Привлеченным средствам других клиентов, включая займы и депозиты | 440 625 | 1 154 890 | 2 219 716 |
Выпущенным долговым ценным бумагам | 328 217 | 445 006 | 528 871 |
Арендной плате | 12 363 | 19 876 | 36 456 |
Итого проценты, уплаченные и аналогичные расходы: | 877 380 | 1 932 796 | 3 134 529 |
Чистые процентные и аналогичные доходы | 367 994 | 772 058 | 1 048 519 |
Комиссионные доходы | 26 355 | 155 344 | 295 563 |
Комиссионные расходы | 23 153 | 32 959 | 118 817 |
Чистый комиссионный доход | 3 202 | 122 385 | 176 746 |
Прирост кредитного портфеля физических лиц с учетом операции по уступке прав требований, составил за 2010 год почти 300 млн. рублей. При кредитовании физических лиц на приобретение транспортных средств Банк сотрудничает с 28 автосалонами.
С ноября 2009 года Банк совместно с Агентством по ипотечному кредитованию и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию начал работу по предоставлению кредитов населению на покупку готового жилья либо для финансирования долевого участия в жилищном строительстве.
С 2006 года Татфондбанк активно работает на «факторинговом» рынке. В настоящее время Банк заключил договора с 14 торговыми организациями города по предоставлению населению товаров народного потребления с последующей переуступкой долга. Среди контрагентов банка крупные торговые организации, торгующие бытовой техникой, сотовыми телефонами, мебелью, многие из которых известны и за пределами Республики.
Таблица 2.1.3
Прочие операционные доходы (тыс. руб.)
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 |
Доходы от операций с иностранной валютой и с другими валютными ценностями, включая курсовые разницы |
290 640 |
354 687 |
412 807
|
Доходы от операций по купле-продаже драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества, положительные результаты переоценки драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества |
61 498 |
92 604
|
153 752
|
Доходы, полученные в форме дивидендов | 810 | 1 215 | 1 538 |
Другие текущие доходы | 75 611 | 85 430 | 165 027 |
Итого прочие операционные доходы: | 428 559 | 533 936 | 739 124 |
Текущие доходы: | 799 755 | 1428 379 | 1964 389 |