Автор: James Ryan, 29 Октября 2010 в 20:08, контрольная работа
Работа о маркетинге в сфере библиотечно-информационных услуг.
Введение
Маркетинг в системе управления библиотекой вуза
Заключение
Литература
Содержание
Введение
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - 3
Маркетинг
в системе управления библиотекой
вуза - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
Заключение
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - 15
Литература
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - 16
Введение
Понятие «маркетинг» у многих библиотекарей вызывает предубеждение, в ежедневном речевом употреблении его часто связывают с представлением об агрессивных методах продажи (хард-селл) стиральных порошков и подобных продуктов, о производителях, которые хотят, по возможности, всучить «свои продукты всякому, переломить «покупательское сопротивление» для того, чтобы заработать много денег и добиться больших прибылей.
Это мнение о маркетинге, которое
сложилось не в последнюю
Данное представление о
Уже в конце 60-х годов в США пришли к пониманию того, что некоммерческим организациям и предприятиям также предстоит утверждаться на рынке со своими предложениями и услугами. Так называемые «нонпрофит» организации, будь то университеты, музеи, больницы, библиотеки, зависят и живут тем, что их товары и услуги должны быть кому-то нужны и кем-то использоваться.
Библиотеки – организации,
Маркетинг в системе управления библиотекой вуза
В условиях перехода от авторитарного к демократическому обществу и становления рыночных отношений в России для библиотек важными становятся финансово-экономические аспекты их деятельности. Для успешной адаптации библиотек к принципиально новым условиям работы в необычной социальной и экономической среде, в условиях ограниченного финансирования необходимы изменения подходов к функционированию библиотек, разработка новой модели развития библиотек, определение приоритетов их развития, разработка концепции управления библиотекой с использованием элементов маркетинга.
Формирование рыночных отношений в обществе оказало влияние и на работу библиотек. Термины рыночной экономики “менеджмент”, “маркетинг”, “фандрейзинг”, “паблик рилейшнз”, “имидж” стали привычными в библиотечной лексике и практической деятельности. Изменившиеся политические, экономические, социальные условия в России поставили перед библиотеками проблему выбора – существовать не только на средства, выделяемые государством, но и искать другие способы обеспечения функционирования библиотек. Это вызвало повышенный интерес к маркетингу, фандрейзингу. Анализ процессов, происходящих в библиотеках, позволяет проследить эволюцию внедрения маркетинга в их деятельность: от полного отрицания и бурных дискуссий о совместимости понятий “рынок”, “маркетинг”, “коммерциализация” и “библиотека”, до полномасштабной поддержки процессов внедрения маркетинга, разработки теоретических, методических, практических вопросов использования маркетинга и фандрейзинга в библиотеках. Выделим такие этапы, характеризующие процессы становления библиотечного маркетинга.
Первый этап характеризуется нерешительными шагами по изучению и обобщению зарубежного опыта, в первую очередь американского. Для этого периода характерны дискуссии по вопросам целесообразности и совместимости понятия “библиотека” и “рынок”. Начинают разрабатываться первые теоретические обоснования еще не самого “маркетинга”, а близких к нему экономических аспектов хозяйственной деятельности библиотек. Маркетинг в библиотечной теории и практике, прежде всего, ассоциируется с предоставлением платных услуг в библиотеках. В середине 80-х годов был проведен эксперимент среди 13 библиотек по внедрению платных услуг, в результате которого определены виды платных услуг, которые могут предоставлять библиотеки. Началом использования маркетинга в России можно считать издание информационно-обзорной справки по материалам зарубежных публикаций, подготовленной Национальной парламентской библиотекой России, а также учебного пособия “Новые условия хозяйствования и маркетинг в деятельности библиотек”, где впервые обосновывается необходимость и возможность программно-целевого подхода к проблемам производства и сбыта библиотечных услуг.
Второй этап характеризуется повсеместным внедрением платных услуг. Однако данный период еще нельзя назвать периодом внедрения маркетинга. В это время проходит постепенная коммерциализация библиотек, создаются структурные подразделения, занимающиеся привлечением дополнительного финансирования в основном за счет предоставления платных услуг, выявляются преимущества внедрения маркетинга и определяется роль платных услуг в условиях перехода к рыночным отношениям. В профессиональной прессе этого периода освещается опыт внедрения платных услуг в различных библиотеках.
Третий этап характеризуется изучением, обобщением и разработкой теории и практики маркетинга. В этот период активизируются исследования по библиотечному маркетингу. Резко увеличивается количество публикаций и семинаров по маркетингу, данный курс вводится в учебные планы библиотечных вузов.
Четвертый этап характеризуется внедрением и использованием маркетинга, как в сельской, так и в научной библиотеке.
Эволюция внедрения маркетинга свидетельствует, что для библиотек он становится необходимым элементом их деятельности. Сегодня выбор, перед которым стоят библиотеки, уже заключается не в том, внедрять маркетинг или нет, а в том, как это лучше сделать. Именно поэтому важным является проведение теоретико-прикладных исследований по использованию маркетинга в библиотеках и изучение его влияния на развитие библиотек.
Маркетинг - наука, которая развивается, и этим объясняется невозможность в одном универсальном понятии дать всеобъемлющую, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику. В настоящее время существует более 2000 определений маркетинга, каждое из которых рассматривает ту или иную его сторону, дает его комплексную характеристику. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные определения маркетинга.
"Маркетинг - координация, управление, планирование всей деятельности предприятия, нацеленной на получение прибыли, удовлетворение потребностей клиентов и пользователей" (П.Белоккио).
"Маркетинг - последовательная трехэтапная система исследования, стратегии и действия..., цель которой - определение, прогнозирование, контакт, привлечение покупателей и успешное функционирование в условиях изменения и развития рынка" (Серраф).
"Маркетинг
- вид человеческой деятельности,
направленной на
Обобщенное определение маркетинга, выработанное Американской ассоциацией маркетинга, является наиболее универсальным: "Маркетинг - это процесс планирования и воплощения замысла относительно ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг путем обмена, который удовлетворяет цели отдельных лиц и организаций".
Если понятие оценить эмоционально, то можно сказать, что маркетинг - это система действий, философия и жизненная позиция. В качестве рационального определения можно сказать: маркетинг - это концепция управления и деятельности, которая позволяет достичь определенных (коммерческих, а при некоммерческой деятельности - социальных) целей с помощью специального инструментария.
Сущность маркетинга определяется формулой: производить то, что находит сбыт, а не навязывать покупателю продукцию, предварительно "не согласованную" с рынком. Таким образом, основополагающим для маркетинга является спрос, как единственный критерий. Его можно изучать и формировать. Спрос - это стержневая основа маркетинга.
Такое
множество определений
Обобщая существующие определения понятия "библиотечного маркетинга", сформулируем его так: библиотечный маркетинг - это динамичная система хозяйственной деятельности, в ходе которой библиотека, учитывая имеющиеся и возможные потребности, запросы пользователей, приспосабливается к этим потребностям, запросам и тем самым влияет на рыночный спрос, предрасполагает читателей к библиотечным продуктам и услугам, предлагаемым пользователям; или библиотечный маркетинг - это разновидность творческой управленческой деятельности, которая оказывает содействие становлению и увеличению производства библиотечных товаров и услуг с целью их реализации и увеличения занятости библиотекарей путем удовлетворения запросов пользователей через изучение этих запросов и определение путей их удовлетворения.
Главное в библиотечном маркетинге - двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение потребностей, запросов, интересов читателей, ориентация на предоставление услуг в соответствии с этими потребностями, адресность предоставления услуг; а с другой - активное влияние на использование услуг и существующий спрос, на формирование потребностей. Этим определяется основа маркетинга для библиотек.
Маркетинг является тем инструментом, который требует оценить собственные возможности, посмотреть на себя и свою работу с точки зрения пользователя, изменить свои стереотипы. Внедрение маркетинга в библиотеках начинается с разработки маркетинговой концепции. Сегодня, когда сокращаются государственные ассигнования на развитие библиотек, они сами должны искать новые концепции своей деятельности, чтобы оптимально использовать имеющиеся ресурсы и постоянно доказывать свою социальную и культурно-общественную необходимость. Такой новой концепцией и является маркетинг.
Исходя
из этого, под современной концепцией
библиотечного маркетинга мы понимаем
необходимость использования
Основные этапы работы над маркетинговой концепцией:
- определение исходных условий;
- определение миссии, задач, целей и основных функций;
- анализ внутренней ситуации (сильных и слабых сторон);
-
анализ окружения, конкурентов,
- определение целевых групп, их запросов (сегментация рынка);
- разработка номенклатуры услуг с ориентацией на пользователя;
Информация о работе Маркетинг в системе управления библиотекой вуза