Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:10, контрольная работа
Банковская деятельность является эффективной, когда создана и успешно функционирует маркетинговая служба, обеспечивающая спрос на рынке производимого банковского продукта или оказываемых им услуг, а удовлетворение определенных потребностей клиентов, благодаря использованию данного продукта или услуги, приносит прибыль.
Для того чтобы производимый продукт или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых мероприятий.
-Модель на базе управляющего отделением. Здесь делается акцент на ответственности управляющего за обслуживание корпоративных клиентов в рамках географического региона своей деятельности.
-Модель на базе отделений,
обслуживающие головные
-Модель на базе служащих,
отвечающих за ведение счетов.
Она предполагает
-Модель на базе менеджера
по продуктам. Такая модель
позволяет значительно
-Модель на базе менеджера по связям с общественностью. Это усовершенствованный вариант модели на базе служащих, отвечающих за ведение счетов. Менеджер по связям с общественностью выполняет функции связующего звена между банком и наделен полномочиями выступать от имени банка. Через него осуществляются все операции.
-Смешанные модели.
Если для деятельности банка характерен широкий охват различных регионов, то в ее основу может быть положен принцип региональной организационной структуры. В этом случае вся работа банка строится через сеть отделений, предлагающих свои услуги клиентам в различных регионах. Чтобы задача выполнялась успешно, необходимо хорошее знание характерных особенностей рачличных регионов, клиентов, которых банк обслуживает.
III. Организационные структуры банков, действующих на международных рынках.
Когда банк выходит на международный уровень, он должен реорганизовать свою структуру. Она значительно усложняется. Наряду с отделениями внутри страны, организуются новые отделения, расположенные в других странах, имеющие известную степень независимости. Руководитель отделения непосредственно подчиняется высшему руководству банка. Деятельность банковских отделений может строиться как по географическому принципу, то есть иметь региональную ориентацию, так и в соответствии с производственной специализацией, то есть иметь продуктовую ориентацию.
Адаптивные структуры.
Такие структуры стали получать распространение в периоды, когда резко возросла конкуренция со стороны небанковских институтов. Адаптивная организационная структура призвана обеспечивать своевременную адекватную реакцию на изменение рыночных ситуаций, которая обычно не может быть столь же качественно обеспечена на базе бюрократических структур. На практике существующие структуры чаще всего сочетают в себе свойства и бюрократических, и адаптивных структур.
В мировой банковской практике получили распространение три вида адаптивных структур.
1) Проектные структуры.
Так называют временные организационные образования, вводимые в действующую структуру банка и относительно автономные в плане руководства осуществлением задуманного(обычно крупномасштабного) проекта. Банк создает отдельную проектную организацию для введения какой-либо дополнительной системы, например, системы банковских услуг на дому и др. В состав проектной организации входит группа специалистов и руководящих работников банка. После выполнения поставленной задачи проектная организация распускается.
2) Матричные структуры.
Вводя такие структуры, преследуют
цель соединить преимущества функциональной
и дивизиональной структур. На уже
функционирующую в банке
3) Конгломераты.
Эта организация представляет
собой соединение небольших структур,
позволяющее банку чутко
Организационные структуры с различной степенью централизации.
Струкутры банка отличаются степенью
централизации, что имеет как свои преимущества,
так и свои недостатки, которые необходимо
учитывать при делегировании полномочий
нижестоящим звеньям управления.Степень
централизации банковской структуры определяется
целым рядом факторов, таких как важность
и количество управленческих
При различных вариантах централизации деятельности банков, ряд функций всегда остается в компетенции высшего руководства. Это такие функции: установление целей и задач банка; выработка стратегии банка; определение перспективных направлений деятельности; разработка нормативной документации; определение требований к учету и отчетности.
Как показывает мировая практика,
в компетенцию низовых
2. Специфика банковского продукта и банковской услуги, особенности сегментирования по характеристикам предлагаемых услуг.
Специфика маркетинга в банковской сфере определятся тем, что банк работает в сфере услуг. По сути, банковский продукт - это комплекс услуг банка по активным и пассивным операциям.
Банковским услугам, как и всем другим видам услуг, присущи специфические характеристики, которые должны быть учтены при разработке стртегии маркетинга:
- неосязяемость услуг, их
- непостоянство качества услуг;
- несохраняемость услуг;
Неосязаемость услуг означает, что их невозможно ощутить материально, увидеть и оценить до тех пор, пока клиент их не получит. Поэтому ключевым словом в маркетинге услуг является ПОЛЬЗА, которую получит клиент, обратившись к услугам банка. Но чтобы реально оценить и представить эту пользу, необходимо знать своих конкурентов, специфику их услуг, используемые ими методы рекламы и стимулирования.
Основные пути повышения осязаемости банковских услуг:
- акцентирование внимания на
потенциальных выгодах
- привлечение к рекламе
Непостоянство качества и неотделимость услуг от квалификации людей предъявляют особые требования к обучению кадров. Работники банка должны знать на только технику банковского дела, но и психологию общения с людьми. Дополнительное качество оказываемых банком услуг создает окружающая обстановка (интерьер банка, офисная мебель и прочие внешние элементы).
Несохраняемость услуг означает, что должен быть особый механизм выравнивания спроса и предложения. Услуги нельзя хранить, как товары. Поэтому в периоды пикового спроса важно заранее планировать, что будет предпринимать банк для того, чтобы не было очередей: привлекать дополнительных работников из других отделов; стимулировать обращение
в банк в другое время и т.д.
Наряду с перечисленными характеристиками, присущими всем видам услуг, банковский продукт имеет свои отличительные особенности.
Во-первых, оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах (наличные, безналичные деньги и расчеты).
Во-вторых, нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты посредством имущественных договорных отношений.
В-третьих, большинство банковских услуг имеет протяженность во времени:сделка, как правило, не ограничивается однократным актом,устанавливаются более или менее продолжительные связи клиента с
банком.
Эти специфические свойства банковского продукта требуют от потребителей довольно высокой экономической культуры, вызывают небходимость разъяснения содержания услуги клиенту, усиливают значение такаго фактора, как доверие клиентов.
По аналогии с товарами в банковском продукте выделяют три уровня:
- основной продукт (услуга);
- реальный продукт;
- расширенный продукт.
Первый уровень - основной продукт, или базовый ассортимент: кредитование, услуги по вложению капитала, услуги по расчетам, операции с валютой и пр.
Второй уровень - реальный продукт, или текущий ассортимент услуг. Он постоянно меняется и развивается, не затрагивая базовой направленности банка. Изменения текущего ассортимента направлены на то, чтобы превратить случайного клиента в постоянного, побудить клиента к приобретению как можно большего числа услуг. Это могут быть подготовка
документов, платежные услуги, контроль, бухгалтерское обслуживание, консультации по вопросам налогообложения и инвестирование.
Третий уровень - расширенный банковский продукт. Услуги этого уровня направлены на формирование дружеских, неформальных отношений с клиентом, оказание ему всесторонней помощи. Это может быть обслуживание внешнеэкономических связей, помощь в области финансов, менеджмента, личные советы банкира.
Деление услуг второго и третьего уровня относительно условно, поэтому чаще говорят о двух уровнях банковского продукта или о ядре и периферии услуг.
Решение о структуре базового ассортимента услуг принимается на этапе создания банка, когда определяется, будет ли банк универсальным или специализированным. Перечень базовых услуг банков примерно одинаков, поэтому важное значение для привлечения клиентов имеют дополнительные услуги - текущий ассортимент.
Текущий ассортимент услуг формируется по мере развития банка за счет введения новых услуг, модификации или замены существующих услуг. Причем, именно здесь велика роль службы маркетинга, которая на основе анализа ситуации на рынке, исследований, паожеланий и предпочтений клиентов должна давать рекомендации о развитии новых услуг, а также оценивать их целесообразность с точки зрения клиентов.
Банки развитых стран оказывают своим клиентам порядка трехсот различных услуг. Считается, что ассортимент услуг является практически исчерпывающим: введение новых банковских продуктов требует значительных затрат, а олигополистический тип рынка снижает эффект за счет быстрой реакции конкурентов. [3, c.65]
Белорусские банки пока оказывают гораздо меньше услуг, но их перечень непрерывно расширяется.
Сегментирование по характеристикам предлагаемых услуг. |
Сегментирование по
характеристикам предлагаемых При сегментации рынка
по продуктовому признаку - кредитные услуги. - вкладные операции. - инвестиционные операции. - прочие услуги. Кредитные услуги Оказание кредитных
услуг является важнейшей Ссуды можно классифицировать
по различным признакам, а) условия возврата и сроки предоставления (краткосрочные, срочные, бессрочные); б) характер обеспечения
(обеспеченные и в) методы предоставления
(в индивидуальном порядке на
основании заявления заемщика
и в пределах заранее г) целевое назначение. Вкладные операции Различают следующие виды вкладов: а) сберегательные вклады; б) срочные вклады; в) вклады до востребования. (а) Сберегательные вклады. Назначение сберегательных депозитов - накопление или вложение денежных сбережений. Есть некоторые особенности изъятия денег с депозита, особенно это касается сберегательных вкладов с договорным сроком уведомления. Оповещение о снятии денег может быть сделано клиентом не раньше, чем по истечении 6 месяцев после открытия сберегательного вклада. Кроме того, отдельно оговариваются и сроки подачи уведомления. (б) Срочные вклады Отличие срочных вкладов
от сберегательных депозитов
прежде всего заключается в
том, что первые имеют строго
определенный срок и для них
характерно скачкообразное (в) Вклады до востребования Удобство вкладов до
востребования объясняется По текущим счетам
проценты не выплачиваются. Промежуточное положение
между текущими и процентными
счетами занимают так Таким образом, многообразие
форм существования вкладов до
востребования и открываемых
по ним счетов привлекает Итак, операции по привлечению
средств требуют от банков
оказания вкладчикам Инвестиционные операции Различают операции, осуществляемые
банками на комиссионных Купля-продажа ценных
бумаг на комиссионных началах
может рассматриваться, как Когда же банк привлекает
собственные средства в В составе инвестиционных
операций банка различают Таким образом, проведение
инвестиционных операций - это показатель
высокого уровня развития Прочие услуги Основные группы: 1) операции по расчетно- 2) выдача гарантий (это можно отнести и к кредитным услугам); 3) валютные операции и
услуги, связанные с а) документарные расчеты
(документарное инкассо, б) выдача гарантий; в) операции по г) неторговые операции
(обмен иностранной валюты); д) валютное кредитование; е) консультационные услуги; 4) услуги по инженерно- 5) консультационные услуги; 6) траст-операции; 7) услуги по хранению ценностей; 8) лизинг; 9) аудиторские услуги; 10) размещение рекламы
клиентов через сеть Таким образом, проведение
сегментации по |