Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:35, реферат
Маркетинг (от англ. market - рынок) - это система теоретических принципов и практических методов управления деятельностью в условиях рынка, ориентирующая организацию на достижение максимального эффекта при помощи наиболее полного удовлетворения потребностей ее клиентов лучшими, чем у конкурентов способами. Сущность маркетинга заключается, таким образом, в выявлении потребностей (их изучении, формировании, воздействии на них), в ориентации деятельности на удовлетворение этих потребностей, которое осуществляется посредством обмена (через рынок), и в достижении таким путем специфических целей организации (фирмы).
Роль маркетинга для некоммерческих организаций 3
2. Особенность маркетинга в сфере образования и медицины. 12
Список использованных источников 23
Маркетинг в здравоохранении - комплексная система мер по организации управления хозрасчетной деятельностью учреждений, основанной на изучении и формировании спроса на медицинские услуги, строго направленном расходовании ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи и укреплении здоровья.
Особенностью маркетинга в здравоохранении является то, что учреждения здравоохранения предоставляют услуги. Для более полного понимания сущности маркетинга услуг в здравоохранении необходимо раскрыть понятие медицинской услуги.
Каждый конкретный вид медицинской помощи с экономической точки зрения обладает всеми признаками товара и выступает в форме медицинской услуги.
Услуга - совершение определенной деятельности или совокупности определенных действий, направленных на удовлетворение потребности других лиц.
Медицинская услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных, целесообразных профессиональных действий медицинского работника (исполнителя, производителя услуг), направленных на удовлетворение потребностей пациента (заказчика, потребителя услуг).
Медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, проводимых при заболеваниях или при непосредственной угрозе их развития, направленных на предупреждение заболевания и восстановление здоровья, имеющих самостоятельное, законченное значение и определенную стоимость.
Услуги здравоохранения
- не обычный товар, производство и
потребление которого определяются
соотношением платежеспособного спроса
и предложения. Это сознательное
благо должно быть предоставлено
человеку во что бы то ни стало, независимо
от того, богат он или беден, способен
он его оплатить или нет: ведь если
это благо не предоставляется, рано
или поздно прекращается всякое производство,
поскольку в современных
Опираясь на определение медицинской услуги можно сделать вывод о том, что медицинская услуга представляет собой сложный комплекс элементов, процессов и услуг развивающийся во времени и пространстве и обладающий определенной фазностью, стадийностью и этапностью, охватывающей все виды работ, связанных с сохранением, внедрением и практической реализацией медицинской помощи.
Медицинская услуга выступает как специфический товар, который обладает следующими отличительными свойствами:
1) неосязаемость
2) неотделимость от источника услуги
3) непостоянство качества
4) невозможность хранения.
Медицинские услуги проходят все стадии жизненного цикла товара:
Стадия внедрения. Новая
медицинская услуга требует доказательств
своей эффективности и
Стадия роста. Новая эффективная медицинская услуга начинает внедряться в лечебных учреждениях, растет потребность в этой услуге. Для коммерческих учреждений - стадия, на которой достигается максимальная прибыль.
Стадия зрелости. Медицинская услуга хорошо известна и широко распространена, на рынке появляются новые более эффективные, но и более дорогие медицинские услуги.
Стадия спада. Медицинская услуга постепенно вытесняется новыми, перестает быть востребована.
Медицинская услуга, как и любой товар, обладает стоимостью, денежным выражением, которой является цена. Цены на услуги состоят из двух основных элементов: себестоимости и прибыли.
Чрезвычайно важным направлением
маркетинговой деятельности является
изучение потребности населения
в медицинской помощи. Основным методом
исследования является анализ статистических
отчетов лечебно-
В настоящее время, в условиях нестабильной экономической ситуации, эксперимента по внедрению нового хозяйственного механизма руководители учреждений, пытаясь не допустить сокращение штатов и коечного фонда, нередко занижают требования к показаниям для госпитализации. Это приводит к большому числу необоснованных госпитализаций. При соответствующем оформлении медицинской документации, определить действительную потребность населения в стационарной помощи представляется чрезвычайно сложным.
Вторым направлением маркетинговых
усилий в отношении потребности
должно быть формирование потребности
населения в здоровье. Потребность
населения в здоровье, а, следовательно,
в медицинских услугах высока.
Однако важно отметить, что для
подавляющей массы населения
она не является каждодневной, осознанной
и экономически обусловленной. Здоровье
часто понимается лишь как отсутствие
болезни, а, в ряде случаев, просто как
работоспособность. Следовательно, имеется
потребность в медицинских
Эффективная маркетинговая деятельность по формированию потребности населения в здоровье может в значительной степени снизить затраты. Эта деятельность должна осуществляться как в рамках санитарного просвещения, так и в виде рекламы в средствах массовой информации (за счет поиска так называемых информационных спонсоров) или PR - акций.
Медицинские учреждения при маркетинге медицинских услуг должны учитывать:
Возможности потребителя (количество, концентрация, платежеспособность, структура заболеваемости)
Возможности лечебного учреждения (оснащенность, состояние кадров, лицензирование услуг, фондовооруженность новой техникой, опыт коммерческой деятельности); качество, уровень и доступность медицинских услуг (набор услуг, их количество, дополнительные, желательные и обязательные услуг, возможности совершенствования и обновления услуг, их новизна, практический и медицинский эффект и др.); конкуренцию (количество аналогичных услуг, их качество и эффективность, оснащенность новейшей техникой, профессиональный уровень специалистов и их авторитет в других учреждениях).
Стратегия ценообразования зависит от формы собственности медицинского учреждения и его целей, к которым могут относиться:
1) обеспечение выживаемости учреждения здравоохранения;
2) максимизация текущей прибыли;
3) завоевание доли рынка;
4) изыскание дополнительных средств на развитие;
5) стимулирование труда;
6) переход на самофинансирование;
7) обеспечение доступности медицинской помощи для большинства населения.
Отдельной проблемой является
установление цен на платные медицинские
услуги в государственных лечебно-
Факторы, влияющие на спрос:
1) уровень доходов населения (чем выше доход, тем больше вероятность, что к вам обратятся за услугой);
2) изменение в структуре населения (например, старение населения увеличивает спрос на лекарственные препараты, обслуживание);
3) мода (например, бум в отношении пластических операций);
4) «форсирование спроса» на медицинские услуги (иногда врачи своими рекомендациями, диагнозами способны увеличить спрос на медицинские услуги);
5) рекламная деятельность.
Наличие основных маркетинговых
категорий в системе
Список использованных источников
1. Акулич И.Л. Маркетинг: Учебник. - Мн.: Вышэйшая школа, 2002. - 447с.
2. Акулич И.Л. Демченко Е.В. Основы маркетинга: Учебное пособие. - Мн.: Вышэйшая школа, 1998. - 236с.
3. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов - М., 2002. - 186 с.
4. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 1999. - 343с.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. - С-Пб, 1994. - 736с.
6. Маркетинг: Учебник. / Под ред. А.Н.Романова. - М.: ЮНИТИ, 1996. - 506с.
7. Нагапетьянц Н.А. Прикладной маркетинг. - М: ЮНИТИ, 2000. - 371с.
8. Основы менеджмента и маркетинга: Учебное пособие / Под общ. ред. Р.С. Седегова. - Мн.: Вышэйшая школа, 1995. - 382 с.
9. Стаханов В.Н. Маркетинг сферы услуг - М., 2001. - 218 с.