Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:35, реферат
Маркетинг (от англ. market - рынок) - это система теоретических принципов и практических методов управления деятельностью в условиях рынка, ориентирующая организацию на достижение максимального эффекта при помощи наиболее полного удовлетворения потребностей ее клиентов лучшими, чем у конкурентов способами. Сущность маркетинга заключается, таким образом, в выявлении потребностей (их изучении, формировании, воздействии на них), в ориентации деятельности на удовлетворение этих потребностей, которое осуществляется посредством обмена (через рынок), и в достижении таким путем специфических целей организации (фирмы).
Роль маркетинга для некоммерческих организаций 3
2. Особенность маркетинга в сфере образования и медицины. 12
Список использованных источников 23
2) услуги - сопутствующие товары, т.е. услуги, необходимые потребителям для того, чтобы использовать основной продукт;
3) услуги - дополнительные товары, которые поддерживают основной товар, придают ему дополнительную пользу и помогают отличить от конкурирующих с ним;
4) услуга как товар
в расширенном толковании
Каналы распределения как элементы комплексов маркетинга услуг представляют собой совокупность независимых организаций, вовлеченных в процессе удовлетворения спроса на услуги и делающие их доступными для потребителей. Специалисты в области маркетинга услуг называют следующие функции канала распределения:
1) информация - сбор и представление
результатов исследований о
2) продвижение - создание
и распространение в рекламных
целях убедительной информации
относительно предложения
3) контакт - приобретение предполагаемых потребителей и установление с ними соответствующих отношений;
4) адаптация - формирование
и приспособление предложения
услуг потребителями
5) переговоры - согласование
предложения и спроса на
6) физическое распределение
- фактическое предоставление
7) финансирование - использование ресурсов для покрытия расходов на обеспечение работы канала распределения;
8) взятие риска - принятие финансовых рисков, включая компенсацию потерь из-за неполной загрузки производителей услуг.
Основными формами взаимодействия участников канала распределения услуг могут быть:
1) конкурирующие отношения,
которые сводятся к достижению
субоптимизации положения
2) субстантивированные отношения,
3) комплиментарные отношения, которые обычно строятся как договорные вертикальные маркетинговые системы сбыта услуг;
4) качественные отношения, которые чаще всего возможны как многоканальные маркетинговые системы сбыта услуг.
Система продвижения услуг на рынок - это программа общих маркетинговых коммуникаций организации. Маркетологи называют четыре главных средства продвижения:
1) реклама - любая оплаченная форма неперсонального представления и продвижения идей, товаров и услуг определенным спонсором;
2) стимулирование сбыта - краткосрочные стимулы поощрения покупки или продажи товара или услуги;
3) связь с общественностью - построение хороших отношений компаний с различными слоями общественности;
4) персональные продажи - устное общение с одним или более предполагаемых покупателями с целью совершения продаж товаров и услуг.
2.Особенность маркетинга в сфере образования и медицины
Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:
Неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения.
Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.
Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания.
Несохраняемость. Услугу невозможно
хранить для последующей
Рынок образовательных услуг,
в данном случае, предстает как
совокупность людей, которые имеют
или будут иметь в будущем
потребность в получении
Маркетинг у нас в стране появился в конце 80-х - начале 90-х годов. Маркетинг - это регулирование производства и сбыта продуктов и услуг для достижения целей фирмы на основе учета требований потребителей и условий, сложившихся на рынке. В настоящее время наличие службы маркетинга в любой организации стало рассматриваться как некий стандарт рыночного мышления современного руководителя.
И для сферы образования применение маркетинга представляется актуальным, научно обоснованным способом обеспечения успешной деятельности образовательного учреждения, так как внедрение маркетинга в область образования способно оказать благотворное воздействие, как на специалистов образования, так и на потребителей их продукции - абитуриентов, школьников, студентов, слушателей.
Учитывая, что маркетинговые исследования - основа для начала и формирования маркетинговой деятельности, то предпринимая различные маркетинговых подходы, нужно иметь хорошую и точную информацию о состоянии рынка, конкурентах, потребителях и т.д., т.к. одной интуиции явно не достаточно. К тому же необходимо создание информационных основ концепции управления всем образовательным учреждением. Таким образом, маркетинговые исследования - это основа для принятия управленческих решений.
Реализация функции
Здесь необходимо особо отметить, что элементы маркетинга являются своего рода буквами алфавита, а попытка выбросить из алфавита хотя бы одну букву сделает любую книгу плохо читаемой или вовсе непонятной. Точно так же отказ хотя бы от одного элемента маркетинга сделает его неэффективным, а порой и просто убыточным занятием.
Основными функциями маркетинга образования являются маркетинговые исследования и маркетинговые коммуникации.
Хотелось бы подробнее
остановиться на вопросе целесообразности
использования маркетинговых
Для комплексного решения
данной задачи, в целях обобщения
большого объема работы по диагностике
позиции образовательного учреждения,
а также получения
В рамках SWOT-анализа необходимо осуществлять активное изучение внешних конкурентных преимуществ образовательного учреждения с помощью следующих методов:
1) анализ потенциальных потребителей с целью сегментации по признакам, определяющим степень заинтересованности в образовательных услугах, отношения к ценам, ассортименту образовательных услуг, выявления целевых сегментов, их типологии, ранжирования по приоритетности освоения учебным заведением:
2) мониторинг спроса на образовательные услуги: анкетирование на крупных и средних предприятиях, в техникумах, школах с целью выявления и анализа потребности в образовании, мотивации и эластичности предъявляемого спроса.
3) опрос посетителей образовательного учреждения.
4) опрос посетителей выставок, посвященных теме образования.
5) опрос посетителей Дней открытых дверей, проводящихся в образовательном учреждении.
6) анализ социальных перемен с целью отслеживания емкости и динамики макрорынка образовательных услуг.
7) анализ востребованности выпускников в разрезе специальностей.
8) изучение рынка труда с целью анализа ситуации на рынке труда, определения наиболее востребованных профессий, выявление требований предъявляемых работодателями к кандидатам:
9) мониторинг рынка труда.
10) опрос предприятий-работодателей.
11) изучение конкурентной среды с целью лучшего позиционирования образовательного учреждения в системе аналогичных учреждений (на базе сегментации учебных заведений и определения нужного диапазона):
12) мониторинг конкурентов с составлением карты конкурентных позиций.
13) мониторинг конкурентов в части учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
14) анализ рейтингов образовательных учреждений.
15) анализ зарубежного и отечественного опыта на рынке образовательных услуг.
16) анализ правовой базы (систематический и комплексный).
Изучение внутренних конкурентных преимуществ включает в себя:
1) опрос преподавательского состава с целью выявления отношения преподавателей к уровню образования в образовательном учреждении.
2) анализ эффективности маркетинговой деятельности образовательного учреждения.
3) Результаты, полученные в ходе этих исследований, ложатся в основу SWOT- анализа, который помогает ответить на следующие вопросы:
4) использует ли образовательное учреждение внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если образовательное учреждение не имеет отличительных преимуществ, какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
5) являются ли слабости образовательного учреждения его уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
6) какие благоприятные обстоятельства дают образовательному учреждению реальные шансы на успех при использовании его квалификации и доступа к ресурсам? Сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм.
7) какие угрозы должны наиболее беспокоить и какие стратегические действия необходимо предпринять образовательному учреждению для хорошей защиты?
При формировании стратегической перспективы образовательного учреждения особенно значимы сильные стороны, так как они являются основами стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ. Это важно для формирования стратегии, так как:
1) уникальные возможности дают образовательному учреждению шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства,
2) создают конкурентные преимущества на рынке,
3) потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.
Из этого можно вывести общее правило: образовательное учреждение должно накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости.
Переход к рыночным отношениям
сопровождается изменением психологических
стереотипов людей. Их отношение
к бесплатности лечебно-профилактических
услуг, лекарственных средств, товаров
медицинского назначения определенным
образом отпечатывается на характере
потребления продукции
Применение маркетинга в
здравоохранении способствует оптимизации
деятельности медицинских учреждений
в том смысле, что это помогает
учреждениям здравоохранения
Философией государственного медицинского учреждения в Республике Беларусь до сих пор является принцип медицинского обслуживания всех, кто бы не обратился в это учреждение, независимо от его финансовых возможностей, то есть принцип «бесплатности» медицинской помощи, гарантируемой Конституцией страны.
Деятельность любого медицинского
учреждения в условиях адаптации
к рынку государственной
Маркетинг - это комплексная деятельность специалистов по организации производства, сбыта продукции и реализации услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного ранее спроса и возможной прибыли.