Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:18, реферат
Актуальность исследования по организации маркетинга на промышленных предприятиях в новых условиях экономической реформы определяется прежде всего продолжающейся переориентацией промышленных предприятий на удовлетворение в первую очередь потребностей потребителей продукции. Назрела необходимость в принципиально новой организации производства и управлении им, которая должна способствовать успешному решению взаимоисключающих задач: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя и одновременно оперативно внедрять новую технику и технологию.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……3
1. МАРКЕТИНГ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Содержание маркетинговой деятельности………………………………....4
1.2. Маркетинг как специфическая функция управления…………………....7
2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Эволюция маркетинговых структур и структур управления предприятием………………………………………………………………….…..10
2.2. Организационные структуры служб маркетинга………………………..12
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО ЧПЗ “ЭЛАРА”………………………………………………………………14
4. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО ЧПЗ “ЭЛАРА”
4.1. Общие положения о службе маркетинга предприятия…………..……...16
4.2. Анализ деятельности службы маркетинга и других организационных структур предприятия……………………………………………………………18
4.3. Совершенствование маркетинговой деятельности на ЧПЗ "Элара"……………………………………………………………………………..20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………………………..23 Список использованной литературы…………………………………………..
Маркетинг включает в себя реализацию сбытовой политики, предполагающей определение каналов и методов сбыта по каждому конкретному виду продукта и определенному рынку; исчисление возможных затрат на организацию сбыта, расходов на рекламу, транспортировку и доставку товара.
Однако
сама организация сбыта и проведение
коммерческих операций относятся к оперативно-хозяйственной
деятельности фирмы, на повышение эффективности
которой направлены все функции управления,
в том числе и маркетинг. Такая совокупность
видов деятельности в рамках маркетинга
по существу означает качественно новый
подход к управлению производством. Суть
этого подхода состоит в том, что исходным
пунктом глубокого и всестороннего выявления
возможностей конкретного производства,
путей его интенсификации и повышения
эффективности становится анализ платежеспособного
рыночного спроса на соответствующие
товары, потребностей потребителя.
2.1.
Эволюция маркетинговых
структур и структур
управления предприятием
Первый этап эволюции маркетинга (1860-1950 гг.) делится на три последовательных периода. [10, c.26]
Годы 1860—1920 на общем фоне превышения спроса над предложением характеризуются процессами совершенствования производства, основная цель которого заключалась в увеличении объемов и ассортимента выпускаемой продукции.
Годы 1920—1930 характеризуются тем, что с учетом достигнутых успехов в области роста объемов производства, которые позволили почти вплотную приблизиться к удовлетворению платежеспособного спроса населения на товары и услуги, имевшегося в те годы, производители были вынуждены сосредоточить свое внимание на решении проблемы совершенствования выпускаемых товаров за счет повышения их качества и соответствующего изменения товарного ассортимента.
Годы
1930—1960 знаменуется тем, что во главу
угла предпринимательской
Первый этап эволюции маркетинга характеризовался дальнейшей концентрацией производства, его механизацией и автоматизацией, а также усилением концентрации и; централизации капитала, что проявлялось в создании монополистических союзов. Этому периоду свойственно нарастание процессов специализации, укрупнения масштабов производства, усиление конкурентной борьбы. Все указанные причины привели к формированию так называемого рынка потребителя.
Второй этап эволюции современной концепции маркетинга (1951-1970 гг.) характеризуется тем, что под влиянием последствий мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. маркетинг начинает приобретать контуры концептуальной системы. В этот период сформировались три основополагающих подхода к организации маркетинговой деятельности: функциональный, институциональный и товарный. Функциональный подход основывается на поэлементном анализе сбытовой деятельности предприятия, а именно — оптовой реализации, транспортировке и хранении. Главный упор при этом делается на внутрифирменное планирование. Институциональный подход ставит во главу угла маркетинговой деятельности конечную реализацию произведенной продукции, ее розничную продажу. В этом случае в центре внимания находится работа с розничным торговцем ("мерчендайзинг"). Товарный подход основывается на тщательном изучении покупательских предпочтений, с учетом которых осуществляется разработка изделий и их модернизация.
Социальный маркетинг — это использование техники маркетинга в некоммерческих целях. [3, с.98]
Консьюмеризм имеет своей целью создание и проведение в жизнь системы защиты прав потребителей.
Бихевиоризм — направление маркетинга, специализирующееся на изучении психологических аспектов поведения потребителей в процессе выбора и приобретения товаров, выявлении их мотиваций и пред- почтений. С развитием бихевиоризма связана разработка одного из важнейших инструментов маркетинга — сегментации рынка, о котором более подробно будет сказано в дальнейшем.
Содержание стратегического планирования (стратегического маркетинга), в котором многие теоретики и представители делового мира в свое время усматривали вершину маркетинга, учитывает при принятии любого управленческого решения, состоит в изучении соотношения внешних факторов и внутренних ресурсов, возможностей фирмы.
Третий этап эволюции маркетинга (1971-1990 гг.) превратил его, по существу, в доктрину современного бизнеса, его философию, основное средство коммуникаций между фирмой и окружающей ее средой, в комплексную системную деятельность. В этот период маркетинг стали рассматривать с позиций системного анализа на основе общей теории управления. [11, с.112]
Четвертый
этап эволюции маркетинга (1991 г. — настоящее
время). Происходит усиление тенденции
индивидуального подхода к
2.2.
Организационные
структуры служб
маркетинга
Отдача от маркетинга на предприятии в полном объеме невозможна без функционирования соответствующей службы. Служба маркетинга должна иметь статус координирующего, планирующего и контролирующего органа, а ее деятельность - удовлетворять следующим основным требованиям: компетентность, инициатива, мобильность, контактность, адаптивность, относительная простота, соответствие масштабам реализации и ассортименту, числу и характеру рынков сбыта. Эта служба должна решать, когда следует модернизировать изделия, чтобы не нести возросшие расходы по рекламе и реализации устаревшего товара и не снижать цену на него (т.е. определять оптимальную "рыночную новизну" товара); планировать товародвижение, в т.ч. сбытовых операций, и постоянно наблюдать за состоянием и перспективами развития рынка в области интересов своего предприятия, а также управлять соотношением "спрос-предложение" на товарных рынках. [5, с.43]
Девиз службы маркетинга должен быть таким: "Оптимальная энергия - минимальные затраты - максимальная эффективность". Для успешной деятельности службы маркетинга должны быть делегированы в рамках ее компетенции определенные права (полномочия): · составлять проект программы деятельности предприятия; · координировать и корректировать производственно-сбытовую деятельность и систему товародвижения, исходя из требований рынка; · требовать согласования со службой маркетинга всех решений, которые могут привести к изменению положения предприятия на рынке, поколебать его престиж или изменить имидж; · контролировать выполнение маркетинговых мероприятий.
Важными
задачами функциональных маркетинговых
служб является обеспечение ориентации
всей деятельности организации на использование
принципов маркетинга, координация
работы всех подразделений и служб
организации в данном направлении.
Чебоксарский приборостроительный завод был введен в строй в феврале 1970 года. Первоначально был освоен выпуск нестандартного оборудования и логических элементов для промышленного оборудования. 1973 г. - освоен выпуск первого изделия для авиации. 1976 г. - начало производства навигационного вычислителя для полетов пассажирских самолетов ИЛ-62. 1978 г. - производство специзделий, соединяющих электронику, оптику и сложную механику. 1979 г. - освоение производства систем автоматического управления полетом. С конца 80-х начал осваиваться выпуск изделий, не относящихся к категории спецтехники - товаров народного потребления, товаров производственно-технического назначения и другой гражданской продукции.
1980
г. - начало производства пилотажно-
1991
г. - освоение производства системы
электронной индикации для
2005 г. - освоение производства новых товаров народного потребления и оргтехники: телевизоров, компьютеров, запчастей для автомагнитол и телевизоров.
Предприятие имеет следующую структуру. Высшим органом управления фирмы является Собрание акционеров, которое проводится 1 раз в год. Между Собраниями акционеров высшим органом управления фирмы является Совет директоров. Совет директоров избран общим Собранием акционеров в количестве 9 человек, из них трое не являются работниками фирмы "Элара". Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью и внутренний аудит фирмы "Элара" осуществляет Ревизионная комиссия фирмы, состоящая из 4-х человек. Исполнительным органом фирмы "Элара", осуществляющим руководство деятельностью фирмы в период между общими Собраниями акционеров и заседаниями Совета директоров в пределах компетенции, является Правление, в которое вошло 18 работников фирмы "Элара".
ОАО “Элара” имеет хорошо отлаженную систему качества и надежности выпускаемой продукции, которая обеспечивает квалифицированный технический контроль и испытание всех без исключения выпускаемых видов изделий, а также их гарантийное обслуживание. Постановка на производство только конкурентоспособной продукции и постоянная работа над повышением качества выпускаемых изделий - вот проблемы, которые являются приоритетными для руководства завода.
В период с 2007 по 2009 год собственный капитал снизился. При этом возросла оборачиваемость, рентабельность оборота снизилась. Это, в общих чертах, соответствует реалиям российского рынка. Действительно, при общем снижении прибыльности операций, российские производители поняли необходимость более быстрой оборачиваемости для получения большей массы прибыли. [9, с.57]
4.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ
МАРКЕТИНГА НА
ПРЕДПРИЯТИИ ОАО
ЧПЗ “ЭЛАРА”.
4.1.
Общие положения
о службе маркетинга
предприятия.
Служба маркетинга - самостоятельное структурное подразделение завода, которое состоит из отдела маркетинга и развития, отдела внешней экономической деятельности. Служба маркетинга создается приказом генерального директора ОАО в соответствии с утвержденной структурой. В своей деятельности отделы руководствуются действующим законодательством, приказами, распоряжениями по предприятию, стандартами и настоящим положением.
Служба
маркетинга создана с целью: - максимальной
адаптации производства к требованиям
рынка, повышения эффективности
функционирования предприятия; - воздействия
на рынок и потребительский спрос
с помощью всех доступных средств в целях
формирования его в необходимых для предприятия
направлениях; - развития и поощрения на
предприятии творческого подхода к решению
возникших в результате проведения маркетинговых
исследований технических и хозяйственных
проблем,и в первую очередь, по совершенствованию
и повышению качества продукции и услуг;
- обеспечение целевого управления процессом
производства: разработка-производство-
Поставленные
перед службой цели достигаются
решением следующих задач: -комплексного
изучения рынка; -выявление потенциального
спроса и неудовлетворенных потребностей
рынка; -планирование товарного ассортимента
и цен; -разработки мер для наиболее полного
удовлетворения существующего спроса;
-разработки мер по совершенствованию
управления и производства. Функции службы
маркетинга -исследование факторов, определяющих
структуру и динамику потребительского
спроса на продукцию предприятия и изделия,
предлагаемые к производству; -ориентация
разработчиков новых изделий и производства
на выполнение требований потребителей
к выпускаемой продукции; -анализ конкурентоспособности
продукции предприятия и изделий, предлагаемых
к производству, сопоставление ее потребительских,
цены с аналогичными показателями конкурирующей
продукции; -выполнение расчетов и подготовка
исходных данных для составления расчетной
калькуляции изделий в стадии маркетинговых
исследований; -составление предварительной
сметной калькуляции товарной продукции
и проекты цен на выпускаемую продукцию,
участие в технико-экономическом обосновании
освоения новых видов продукции, новой
техники, прогрессивной технологии, механизации
и автоматизации производственных процессов;
-участие в разработке мероприятий по
снижению себестоимости изделий, выявление
и ликвидация экономически необоснованных
расходов; -контроль внедрения мероприятий
с позиции экономической эффективности
новой техники и технологии, влияющих
на цену изделия; -выдача предложений по
улучшению качественных характеристик
продукции, конструкции и технологии производства
выпускаемой и новой продукции -координация
совместного участия экономических, конструкторских
и технологических служб при постановке
изделий на производство и внедрение изменений,
влияющих на цену изделия; -подготовки
приказов по запуску опытных партий вновь
разработанных изделий на стадии их разработки;
-организация работ по анализу ценовой
политики со сторонними организациями
и фирмами, являющимися поставщиками покупных
полуфабрикатов; -оформление и согласование
бизнес-планов, формирование предложений
по организации финансирования; -оформление
и отправка заявок, поиск инвесторов, подготовка
и участие в ярмарках, в том числе международных
инвестиционных проектов; -создание базы
данных для централизованного снабжения
комплектующими изделиями и материалами
с учетом импортных аналогов и их цен,
предоставление данной информации конструкторам,
разработчикам и отделу материально-технического
снабжения; -участие в заключении и оформлении
договоров по поставке материалов и комплектующих
на условиях бартера и взаимозачета; -осуществление
анализа поступивших радиоэлементов,
комплектующих, материалов, сравнение
полученных данных, подготовка сведений
по их корректировке; -разработка стратегии
маркетинга с учетом потребностей в данной
продукции, емкости рынка, меняющегося
платежеспособного спроса, конкуренции;
-разработка стратегии рекламы по каждому
товару и плана проведения рекламных мероприятий;
-обеспечение участия предприятия в центральных
и региональных выставках и ярмарках,
подготовка необходимых документов и
материалов; -изучение и использование
передового опыта рекламы и стимулирования
сбыта; -анализ состояния реализации продукции
предприятия, выявление продукции, не
имеющей достаточного сбыта, определение
причин этого; -выдача технического задания
СКТОР на разработку нового вида продукции,
предлагаемого к производству; -работа
с ТПП ЧР и РФ с целью продвижения на рынок
сбыта продукции предприятия; -подготовка
предложений и рекомендаций к плану производства
продукции предприятия по номенклатуре
и количеству, исходя из результатов маркетинговых
исследований; -подготовка материалов
маркетинговых исследований для разработки
бизнес-плана на вновь осваиваемую продукцию;
-подготовка, согласование и заключение
согласований о намерениях, договоров
на поставку продукции и других видов
договоров и протоколов, необходимых для
предприятия; -разработка предложений
и рекомендаций по улучшению характеристик,
конструкции, дизайна выпущенной и новой
продукции предприятия.
Информация о работе Маркетинг - специфическая функция управления