Маркетенговое исследование товарного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 07:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение маркетингового исследования и анализ позиции организации в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее деятельности на рынке сжиженных газов.Для реализации поставленных задач маркетингового исследования будут произведены следующие действия, которые являются задачами курсовой работы:
1.обосновать цели и задачи маркетингового исследования;
2.выбрать методы сбора и технологии обработки данных;
3.обработать маркетинговую информацию;
4.составить презентацию маркетинговых исследований
5.сформулировать маркетинговые решения по результатам исследования.

Работа содержит 1 файл

marketing_kursovaya.docx

— 2.27 Мб (Скачать)

Маркетинг использует информацию и методы конкретных наук и научных дисциплин, таких  как:

1) статистика (прежде всего статистические  данные государственных органов  и общественных организаций) –  для оценки емкости рынка и  его сегментов, величины и тенденций  изменения спроса и др.;

2) макро-  и микроэкономический анализ  – для оценки состояния и  перспектив развития рынка, возможностей  конкурентов, каналов продвижения  и продаж.

3) социология  – для выявления и анализ  позиций конкретных потребительских  групп и общественных слоев  (контактных аудиторий) по интересующим  вопросам;

4) психология  и психофизиология – в тех  же целях, а также для апробации  и повышения действенности рекламных  и других приемов и способов  формирования спроса.

5) математика  – для обслуживания процессов  достижения указанных целей;

6) теория  управления – для осуществления  процессов планирования и прогнозирования,  контроля, регулирования, стимулирования  маркетинговой работы и всей  деятельности научно-исследовательского  института, а также поведения  взаимодействующих с ним субъектов  рынка.

В маркетинге применяются также конкретные методы и группы методов генерирования  новых идей (в отношении объектов маркетинга, обновления ассортимента, ценообразования и адаптации  цен, содержания и организации коммуникаций, продвижения и продаж товаров  и услуг на рынке), экспертного  оценивания, контент-анализа (прежде всего средств массовой информации) и др.

Большая часть перечисленных методов  – это методы, используемые непосредственно  в ходе маркетинговых исследований. Исследования занимают весьма значительную часть (от одной трети до половины) всей маркетинговой деятельности.

В данном маркетинговом исследовании используется вторичная информация. Основным и  важнейшим источником внутренней вторичной  информации для большинства фирм служит компьютер, в информационную базу которого включаются все значимые данные, отражающие различные функции  управления деятельностью фирмы (организацию  деятельности, управление кадрами, финансовую, маркетинговую деятельность и др.). Использование компьютерной технологии хранения и получения внутренней вторичной информации позволяет  не только сократить трудовые затраты  по ее сбору, но и обеспечить высокую  оперативность ее получения.

Несмотря  на заметное развитие процесса компьютеризации  управленческой деятельности на отечественных  предприятиях большая часть внутренней информации по-прежнему обрабатывается вручную, это значительно снижает  оперативность ее сбора.

Для анализа качества СПГ могут быть использованы результаты опроса, проведенного сайтом «Жалуйтесь. ру». Данный опрос показал, нефтепродуктами ,а в частности жидкими углеводородами каких компаний подрядчики отдают предпочтение.

Для составления Swot-анализа была использована информация годового отчёта ТПП «Лангепаснефтегаз» и информация с сайта «Нефть,газ и фондовый рынок», «ТЭК Росии».

Таким образом, информация для проведения маркетингового исследования собрана на основе вторичных данных. Вторичные данные получены из следующих  внешних источников:, доклады Министерства энергетики РФ, годовые отчеты ведущих нефтяных компаний. Маркетинговое исследование будет проведено преимущественно кабинетным методом. Целью кабинетных исследований является сбор и обобщение вторичных данных, то есть данных, которые уже существуют и появление которых, может быть, даже изначально не было связано с исследовательскими целями.

 

2.ПОСТАНОВКА  И ТЕХНОЛОГИЯ МАРКЕТИНГОВОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.Обработка вторичной маркетинговой информации

В данной главе  проводиться маркетингового исследования, которое опирается на задачи, поставленные в предыдущем разделе. Маркетинговому исследованию будет подвергнут  рынок сбыта автомобильного бензина.

В настоящее  время продолжается  рост мировой  экономики, так и российской, стимулируется  наращивание использования нефти  во всех секторах экономики, включая  производство нефтепродуктов и горюче-смазочных  материалов для нужд транспорта, отраслей промышленности и электроэнергетики.

Обработка полученной вторичной информации включает оценку ее полноты, достоверности и непротиворечивости для решения поставленных перед  исследователями задач. Положительная  оценка указанных характеристик  вторичной информации позволяет  приступить к ее интерпретации, формулированию выводов и разработке рекомендаций, направленных на достижение цели и решение задач маркетингового исследования. В этом случае после завершения данного этапа исследования следует переход к завершающему этапу, т.е. к представлению полученных результатов.

В результате обработки собранной информации, было выявлено, что  на территории России осуществляют свою деятельность в области производства сжиженных газов четыре крупных компании:

ОАО «Сибур Холдинг», ОАО «Газпром», «НК «Лукоил», которые реализуют СУГ по всей стране и в Зарубежье.

В таблице 2.1.1 представлены данные о количестве валового производства СУГ на заводах Тюменской  области за последние три года на базе исследуемых предприятий, которые  будут применяться для количественных расчетов.

Таблица 2.1.1.

Производство  СУГ на ГПЗ по компаниям.

 

Компании

Производство СУГ (тыс.тонн)

2008

2009

2010

Сосногорский ГПЗ (ОАО «Газпром»)

214

253

279

Тобольск-Нефтехим  ( ОАО «Сибур холдинг»)

278

284

293

Локосовкский ГПЗ (ОАО «НК «Лукоил»)

187

197

204

Сургутское УПГ (ОАО «Сургутнефтегаз»)

100

132

152


 

Данная   таблица 2.1.1. «Производство СУГ на ГПЗ по компаниям» показывает, что лидирующие позиции  по производству сжиженных углеводородов  занимает Тобольск-Нефтехим (ОАО «Сибур-Холдинг») (285 тыс.тонн), потом Сосногорский ГПЗ (ОАО «Газпром») ( 249 тыс. тонн), а Локосовский ГПЗ (НК «ЛУКОИЛ»)  находиться на третьем месте с объёмом производства 196 тыс.тонн, затем идет Сургутское УПГ (ОАО «Сургутнефтегаз»)

 

На основе данных таблицы 2.1.1 был рассчитан средний объем реализации газа, путем усреднения количества проектов полной разработки месторождения на базе исследуемых компаний. Исходя, из полученных результатов была определена рыночная доля каждого предприятия. Расчет количественных показателей представлен в таблице 2.1. Исходя из данных можно сделать вывод, что данный рынок высоко концентрированный и на момент оценки имеющий слабую конкурентную среду, но не смотря на это для повышения эффективности функционирования каждое предприятие должно вести «агрессивную борьбу за потребителя».

Таблица 2.1.2

Расчет количественных показателей структуры рынка

Компании

Средний объем реализации продукции, тыс. тонн в год.

Доля каждой фирмы, %

ОАО «Сибур Холдинг»

Тобольск-Нефтехим

248

29

ООО «Газпром»

Сосногорский ГПЗ

285

33

ОАО «НК «ЛУКОИЛ»

Локосовский ГПЗ

196

23

ОАО «Сургутнефтегаз»

Сургутское УПГ

128

15

Итог

857

100


 

В современных условиях оценка ситуации, сложившейся на рынке реализации СУГ, должна базироваться на результатах  маркетинговых исследований, позволяющих  определять потенциал конкурентоспособности  анализируемых предприятий, оценивать  их текущие конкурентные позиции, обосновывать стратегию развития. Более наглядно положение каждой компании представлено на рисунке 2.1.1, отражающем долю каждой компании.

Рисунок 2.1.1.

Рыночная  доля газоперерабатывающих заводов Тюменской области.

Как видно  из рисунка 2.1.1.  самые сильные позиции по поставкам Сжиженных газов на внутренний рынок имеет Сосногорсское ГПЗ (около 33%), затем идут Тобольск-Нефтехим (около 29%) и Сургутское УПГ (15%). Что же касается Локосоввского ГПЗ, то предприятие поставляет сжиженные газы на внутренний рынок примерно 23%, что является не плохим показателем.

Назревшая потребность или осознанная необходимость  в маркетинге данного товара  свидетельствует о несомненной  актуальности и злободневности исследований в данной области. В частности, сконцентрировав  усилия на проблемах конкурентоспособности  товаров  и их доступности.

Также целесообразно  спрогнозировать спрос на сжиженные  газы с основными конкурентами Локосовского завода на основе данных объёмов продаж. В таблице 2.1.3. представлены данные объема продаж СУГ с 2004 по 2011 год.

Таблица 2.1.3.

Реализация  сжиженных углеводородов, тыс. тонн.

 

Компания

Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Сосногорский ГПЗ

179

182

186

188

192

195

197

204

Тобольск-Нефтехим

228

239

246

253

267

278

284

293

Локосовский ГПЗ

133

148

153

164

175

187

197

204

Сургутский УПГ

98

109

117

121

129

134

142

152


 

На основе данных таблицы 2.1.2. выберем  математическую модель, наиболее точно описывающую  изменение спроса на СУГ. На основе подбора модели с наибольшим коэффициентом  аппроксимации, лучшей математической моделью является логарифмическая  с уравнением пятой степени точности. Ниже представлены линии тренда, описывающие  спрос на сжиженный газ.

Рис. 2.1.3 Построение линии тренда, описывающей спрос  на СУГ Сосногорский ГПЗ.

 

Рис. 2.1.4. Построение линии тренда, описывающей спрос  на СУГ Тобольск-Нефтехим.

 

Рис. 2.1.5. Построение линии тренда, описывающей спрос  на

СУГ Локосовское ГПЗ

 

Рис. 2.1.6. Построение линии тренда, описывающей спрос  на СУГ  Сургутский УПГ

 

Для созданных моделей среднеквадратическое отклонение  по «Сосногорскому ГПЗ» составляет  191,3(млн. тонн), «Тобольск-Нефтехим»-107,9(млн.тонн), «Локосовское ГПЗ»-208,1(млн.тонн), «Сургутское УПГ»-261,5 (млн.тонн),), что является приемлемой величиной при краткосрочном прогнозировании. Средняя относительная ошибка равна по «Сосногорский ГПЗ»-16,4%, «Тобольск-Нефтехим»-21,7%, «Локосовскому ГПЗ»-27,6%, «Сургутнефтегаз»-44,8%, ,  что также является приемлемым отклонением в результатах.

 

В таблице 2.1.3. представлен прогнозируемый объём  продаж на СУГ по заводам.

Таблица 2.1.3.

Объём продаж на СУГ по заводам, тыс.тонн

Копании

Год

2012

2013

«Сосногорский ГПЗ»

285,34

297,12

«Тобольск-Нефтехим»

299,61

312,34

«Локосовское ГПЗ»

216,43

223,76

«Сургутское УПГ»

714,3757

794,28


Как видно  из таблицы спрос продаж СУГ ОАО «Локосовское ГПЗ» с каждым годом растёт, но по сравнению с конкурентами компания не занимает лидирующее место по продажам сжиженных газов. Руководство компании ОАО «Локосовское ГПЗ» необходимо задуматься о принятие решения в области конкурентоспособности.

Как было раньше отмечено, российский рынок  СУГ монополизирован ВИНК, которые занимают определенные сегмент, вследствие чего структура поставок фактически не меняется.

Информация о работе Маркетенговое исследование товарного рынка