Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 07:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение маркетингового исследования и анализ позиции организации в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее деятельности на рынке сжиженных газов.Для реализации поставленных задач маркетингового исследования будут произведены следующие действия, которые являются задачами курсовой работы:
1.обосновать цели и задачи маркетингового исследования;
2.выбрать методы сбора и технологии обработки данных;
3.обработать маркетинговую информацию;
4.составить презентацию маркетинговых исследований
5.сформулировать маркетинговые решения по результатам исследования.
Маркетинг использует информацию и методы конкретных наук и научных дисциплин, таких как:
1) статистика
(прежде всего статистические
данные государственных
2) макро-
и микроэкономический анализ
– для оценки состояния и
перспектив развития рынка,
3) социология
– для выявления и анализ
позиций конкретных
4) психология
и психофизиология – в тех
же целях, а также для
5) математика – для обслуживания процессов достижения указанных целей;
6) теория
управления – для
В маркетинге применяются также конкретные методы и группы методов генерирования новых идей (в отношении объектов маркетинга, обновления ассортимента, ценообразования и адаптации цен, содержания и организации коммуникаций, продвижения и продаж товаров и услуг на рынке), экспертного оценивания, контент-анализа (прежде всего средств массовой информации) и др.
Большая часть перечисленных методов – это методы, используемые непосредственно в ходе маркетинговых исследований. Исследования занимают весьма значительную часть (от одной трети до половины) всей маркетинговой деятельности.
В данном маркетинговом исследовании используется вторичная информация. Основным и важнейшим источником внутренней вторичной информации для большинства фирм служит компьютер, в информационную базу которого включаются все значимые данные, отражающие различные функции управления деятельностью фирмы (организацию деятельности, управление кадрами, финансовую, маркетинговую деятельность и др.). Использование компьютерной технологии хранения и получения внутренней вторичной информации позволяет не только сократить трудовые затраты по ее сбору, но и обеспечить высокую оперативность ее получения.
Несмотря на заметное развитие процесса компьютеризации управленческой деятельности на отечественных предприятиях большая часть внутренней информации по-прежнему обрабатывается вручную, это значительно снижает оперативность ее сбора.
2.ПОСТАНОВКА И ТЕХНОЛОГИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Обработка вторичной маркетинговой информации
В настоящее
время продолжается рост мировой
экономики, так и российской, стимулируется
наращивание использования
Обработка полученной
вторичной информации включает оценку
ее полноты, достоверности и
В результате
обработки собранной
ОАО «Сибур Холдинг», ОАО «Газпром», «НК «Лукоил», которые реализуют СУГ по всей стране и в Зарубежье.
В таблице 2.1.1
представлены данные о количестве валового
производства СУГ на заводах Тюменской
области за последние три года
на базе исследуемых предприятий, которые
будут применяться для
Таблица 2.1.1.
Производство СУГ на ГПЗ по компаниям.
Компании |
Производство СУГ (тыс.тонн) | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
Сосногорский ГПЗ (ОАО «Газпром») |
214 |
253 |
279 |
Тобольск-Нефтехим ( ОАО «Сибур холдинг») |
278 |
284 |
293 |
Локосовкский ГПЗ (ОАО «НК «Лукоил») |
187 |
197 |
204 |
Сургутское УПГ (ОАО «Сургутнефтегаз») |
100 |
132 |
152 |
Данная таблица 2.1.1. «Производство СУГ на ГПЗ по компаниям» показывает, что лидирующие позиции по производству сжиженных углеводородов занимает Тобольск-Нефтехим (ОАО «Сибур-Холдинг») (285 тыс.тонн), потом Сосногорский ГПЗ (ОАО «Газпром») ( 249 тыс. тонн), а Локосовский ГПЗ (НК «ЛУКОИЛ») находиться на третьем месте с объёмом производства 196 тыс.тонн, затем идет Сургутское УПГ (ОАО «Сургутнефтегаз»)
На основе данных таблицы 2.1.1 был рассчитан средний объем реализации газа, путем усреднения количества проектов полной разработки месторождения на базе исследуемых компаний. Исходя, из полученных результатов была определена рыночная доля каждого предприятия. Расчет количественных показателей представлен в таблице 2.1. Исходя из данных можно сделать вывод, что данный рынок высоко концентрированный и на момент оценки имеющий слабую конкурентную среду, но не смотря на это для повышения эффективности функционирования каждое предприятие должно вести «агрессивную борьбу за потребителя».
Таблица 2.1.2
Расчет количественных показателей структуры рынка
Компании |
Средний объем реализации продукции, тыс. тонн в год. |
Доля каждой фирмы, % |
ОАО «Сибур Холдинг» Тобольск-Нефтехим |
248 |
29 |
ООО «Газпром» Сосногорский ГПЗ |
285 |
33 |
ОАО «НК «ЛУКОИЛ» Локосовский ГПЗ |
196 |
23 |
ОАО «Сургутнефтегаз» Сургутское УПГ |
128 |
15 |
Итог |
857 |
100 |
В современных условиях оценка ситуации,
сложившейся на рынке реализации
СУГ, должна базироваться на результатах
маркетинговых исследований, позволяющих
определять потенциал
Рисунок 2.1.1.
Рыночная доля газоперерабатывающих заводов Тюменской области.
Как видно из рисунка 2.1.1. самые сильные позиции по поставкам Сжиженных газов на внутренний рынок имеет Сосногорсское ГПЗ (около 33%), затем идут Тобольск-Нефтехим (около 29%) и Сургутское УПГ (15%). Что же касается Локосоввского ГПЗ, то предприятие поставляет сжиженные газы на внутренний рынок примерно 23%, что является не плохим показателем.
Назревшая
потребность или осознанная необходимость
в маркетинге данного товара
свидетельствует о несомненной
актуальности и злободневности исследований
в данной области. В частности, сконцентрировав
усилия на проблемах
Также целесообразно спрогнозировать спрос на сжиженные газы с основными конкурентами Локосовского завода на основе данных объёмов продаж. В таблице 2.1.3. представлены данные объема продаж СУГ с 2004 по 2011 год.
Таблица 2.1.3.
Реализация сжиженных углеводородов, тыс. тонн.
Компания |
Год | |||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Сосногорский ГПЗ |
179 |
182 |
186 |
188 |
192 |
195 |
197 |
204 |
Тобольск-Нефтехим |
228 |
239 |
246 |
253 |
267 |
278 |
284 |
293 |
Локосовский ГПЗ |
133 |
148 |
153 |
164 |
175 |
187 |
197 |
204 |
Сургутский УПГ |
98 |
109 |
117 |
121 |
129 |
134 |
142 |
152 |
На основе данных таблицы 2.1.2. выберем математическую модель, наиболее точно описывающую изменение спроса на СУГ. На основе подбора модели с наибольшим коэффициентом аппроксимации, лучшей математической моделью является логарифмическая с уравнением пятой степени точности. Ниже представлены линии тренда, описывающие спрос на сжиженный газ.
Рис. 2.1.3 Построение линии тренда, описывающей спрос на СУГ Сосногорский ГПЗ.
Рис. 2.1.4. Построение линии тренда, описывающей спрос на СУГ Тобольск-Нефтехим.
Рис. 2.1.5. Построение линии тренда, описывающей спрос на
СУГ Локосовское ГПЗ
Рис. 2.1.6. Построение линии тренда, описывающей спрос на СУГ Сургутский УПГ
Для созданных моделей
В таблице 2.1.3. представлен прогнозируемый объём продаж на СУГ по заводам.
Таблица 2.1.3.
Объём продаж на СУГ по заводам, тыс.тонн
Копании |
Год | |
2012 |
2013 | |
«Сосногорский ГПЗ» |
285,34 |
297,12 |
«Тобольск-Нефтехим» |
299,61 |
312,34 |
«Локосовское ГПЗ» |
216,43 |
223,76 |
«Сургутское УПГ» |
714,3757 |
794,28 |
Как видно из таблицы спрос продаж СУГ ОАО «Локосовское ГПЗ» с каждым годом растёт, но по сравнению с конкурентами компания не занимает лидирующее место по продажам сжиженных газов. Руководство компании ОАО «Локосовское ГПЗ» необходимо задуматься о принятие решения в области конкурентоспособности.
Как было раньше отмечено, российский рынок СУГ монополизирован ВИНК, которые занимают определенные сегмент, вследствие чего структура поставок фактически не меняется.
Информация о работе Маркетенговое исследование товарного рынка