Лицензирование отдельных видов коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение деятельности фармацевтического предприятия на основе лицензии на примере ОАО «Фармация».
Основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических аспектов лицензирования;
2) анализ деятельности ОАО «Фармации» на основе лицензии;
3) разработка рекомендаций по соблюдению лицензионных норм для ОАО «Фармация».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 . Теоретические аспекты изучения вопросов лицензирования
1.1 История развития лицензирования в России и его понятие……………….5
1.2 Процесс лицензирования видов предпринимательской деятельности…...7
1.3 Методика исследования……………………………………………………..10
2. Анализ деятельности предприятия на основе лицензии на примере ОАО «Фармация»
2.1 Деятельность компании ОАО «Фармация» на основе лицензии ………...14
2.2 Анализ факторов, влияющих на потребительский выбор ОАО
«Фармация»……………………………………………………………………19
3. Разработка рекомендаций по организации контроля и условий при осуществлении лицензионных требований для ОАО «Фармация»
3.1 Рекомендации по организации контроля и условий при осуществлении лицензионных требований для ОАО «Фармация»…………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиографический список……………………………………………………..27
Приложение……………………………………………………………………....29

Работа содержит 1 файл

Лицензирование отдельных видов коммерческой деятельности (на примере ОАО Фармация) 2.docx

— 65.14 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1 . Теоретические  аспекты изучения вопросов лицензирования

1.1 История развития лицензирования  в России и его понятие……………….5

1.2  Процесс  лицензирования видов предпринимательской  деятельности…...7

1.3 Методика  исследования……………………………………………………..10

2. Анализ деятельности предприятия на основе лицензии на примере ОАО «Фармация»

2.1 Деятельность  компании ОАО «Фармация» на  основе лицензии ………...14

2.2 Анализ  факторов, влияющих на потребительский  выбор ОАО

«Фармация»……………………………………………………………………19

3. Разработка рекомендаций по организации контроля и условий при осуществлении лицензионных требований для ОАО «Фармация»

3.1 Рекомендации  по организации контроля и условий при осуществлении лицензионных требований для ОАО «Фармация»…………………………….22

Заключение……………………………………………………………………….25

Библиографический список……………………………………………………..27

Приложение……………………………………………………………………....29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Лицензирование отдельных видов  деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или  иным видом деятельности, а также  определяет условия и требования его осуществления. Поэтому допущенные в организации работы по лицензированию просчеты могут привести к большим  экономическим и социальным издержкам, создавая препятствия на пути становления  частного бизнеса и вхождения  в рынок новых предпринимательских  структур.

С позиции государственных  интересов, такой инструмент как  лицензирование должен, с одной стороны, обеспечить защиту прав граждан от недобросовестного предпринимателя, в тех случаях, когда данный вид  деятельности требует соблюдения условий  его ведения, а с другой - не служить  препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение  лицензии.

Целью работы является изучение деятельности фармацевтического предприятия на основе лицензии на примере ОАО «Фармация».

Основными задачами работы являются:

1) изучение теоретических аспектов  лицензирования;

2) анализ деятельности ОАО «Фармации» на основе лицензии;

3) разработка рекомендаций по  соблюдению лицензионных норм для ОАО «Фармация».

   Объектом исследований в работе выступает аптечная сеть ОАО «Фармация». Предмет анализа является деятельность аптечной сети в условиях, оговорённых в лицензии.

   В первой главе рассмотрены теоретические аспекты лицензирования.   Во второй главе проводится экономический анализ деятельности ОАО «Фармация». В заключительной главе работы определяются рекомендации по совершенствованию деятельности аптечной сети.

    В данной курсовой работе используются следующие методы: анкетирования, графический,  исторический, аналитический  подход.

   Информационную базу исследования составили учебники по экономической теории, статистические сборники, материалы периодической печати, журналы, интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 . Теоретические  аспекты изучения вопросов лицензирования

1.1 История развития лицензирования  в России и его понятие

 

Практически в любой стране  в той или  иной степени существует перечень видов  деятельности, заниматься которыми можно  только после получения лицензии. Связано это с тем, что в  некоторых видах деятельности необходим  высокий уровень ответственности  организации, её техническая оснащённость, наличие квалифицированного персонала  и т.д.

Лицензирование  представляет собой особый вид разрешительной политики, при которой государство  разрешает заниматься определёнными  видами деятельности только определённым организациям, имеющим лицензию (разрешение на определённый вид деятельности). Таким образом,  лицензия — это  официальный документ, который даёт право на выполнение определённых действий, предоставление некоторых услуг [ 2, ст. 36].

Лицензирование  возникло относительно недавно. Первые упоминания о чём-то подобном относятся  к 1811-1812 годам, когда конфликт Англии и Франции вызвал бойкотирование Англии со стороны европейских стран. В России тогда появились так  называемые "льготные письма" - разрешения, которые выдавались некоторым предпринимателям и давали возможность торговать  с Англией. После этого лицензирование появилось в нашей стране только в 1990-х годах.

Впервые термин "лицензирование" появился в Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года. Именно в банковской сфере были впервые  введены лицензии.

С 1991 года начали активно приниматься различные  нормативно-правовые акты и законы. Перечень видов деятельности в середине 90-х насчитывал более 800 видов деятельности, которые подлежали лицензированию. [4, ст.78 ]

Сегодня считается, что лицензирование является административным барьером, который  сильно мешает развиваться малому и  среднему бизнесу. Поэтому перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, постепенно сокращается.

Однако, во многих областях деятельности лицензии не отменяют вовсе. Совсем недавно появились  так называемые "саморегулируемые организации" (СРО) - некоммерческие объединения, которые создаются  в целях саморегулирования и  основаны на членстве, объединяющем субъектов  предпринимательской деятельности в какой-либо определённой области  деятельности. С недавнего времени  именно "допуск к работам", выдаваемый СРО своим членам является своеобразной лицензией. [ 8, ст. 45]

Вероятно, в силу того, что этот институт сравнительно "молодой", до настоящего времени  так и не сложился единый подход к пониманию сущности лицензирования. Не разрешил ситуацию и комментируемый Закон. Предлагаемое законодателем  определение термина "лицензирование", по сути, представляет собой перечень действий, осуществляемых лицензионными  органами в рамках рассматриваемого нормативного акта, что вряд ли оправданно, поскольку для раскрытия сущности явления необходим комплексный  подход к исследуемой проблеме.

В юридической  литературе даются различные определения  лицензирования. Одни авторы под лицензированием  понимают деятельность соответствующих  государственных органов, связанную  с выдачей лицензий и контролем  за соблюдением лицензионных требований.   Другие рассматривают лицензирование как способ государственного регулирования  экономической деятельности, который  заключается в установлении правового  режима осуществления его отдельных  видов только при наличии специальных  разрешений (лицензий), выдаваемых уполномоченными  органами при наличии определенных условий; или как правовой режим  начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов  предпринимательской деятельности, предполагающий:

- государственное  подтверждение и определение  пределов права на ведение  хозяйственной деятельности;

- государственный  контроль за осуществлением деятельности;

- возможность  прекращения деятельности по  особым основаниям органами государства.

Третьи  определяют, что лицензирование - это  урегулированные нормами права  общественные отношения, возникающие  между компетентным государственным  органом и хозяйствующим субъектом  по поводу получения, продления, отзыва специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности, правовыми последствиями которых  являются соответственно возникновение, продление или прекращение специальной  правоспособности юридического лица или  индивидуального предпринимателя [10, ст. 36 ].

Таким образом, лицензирование – необходимое  условие осуществления отдельных  видов предпринимательской деятельности, означающее необходимость получение  лицензии в установлено законодательном  порядке.

1.2  Процесс  лицензирования видов предпринимательской  деятельности

 

В нескольких случаях, предусмотренных законом, сам по себе факт государственной  регистрации недостаточен для занятия  отдельными видами деятельности, требуется  также получение лицензии.

В перечень  лицензируемых  видов деятельности, которые не могут осуществляться без лицензии,  согласно Федеральному закону, принятому  8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (который регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона),  относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 1).  К одному из таких видов деятельности относится фармацевтическая деятельность  (постановление Правительства РФ от 6 июля 2006 г. N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности")[12, ст. 29].

 Субъектами  отношений, возникающих в связи  с лицензированием, является, с  одной стороны, соискатель лицензии, а с другой – лицензирующий  орган.

Соискатель  лицензии - юридическое лицо или  индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление  конкретного вида деятельности.

Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с  настоящим Федеральным законом (ст. 2).

Настоящее Положение определяет порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных  средств.

Лицензирование  фармацевтической деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, а также Федеральная  служба по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития.

Лицензия  на осуществление фармацевтической деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном  для переоформления лицензии.

Лицензионными требованиями и условиями при  осуществлении фармацевтической деятельности являются: а) наличие у соискателя лицензии принадлежащих помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности; б) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, правил оптовой торговли лекарственными средствами и установленных предельных оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства; в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок; г) соблюдение лицензиатом правил изготовления лекарственных средств и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях; д) соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности; е) наличие у руководителя соискателя высшего фармацевтического образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста; ж) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификаты специалиста; з) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием не реже одного раза в 5 лет.

Для получения  лицензии на осуществление фармацевтической деятельности соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий  орган заявление и документы (копии  документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О  лицензировании отдельных видов деятельности". В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение его дубликата.

 За  соблюдение лицензиатом лицензионных  требований осуществляется лицензионным  контролем.

 Принятие  лицензирующим органом решения  о предоставлении лицензии (об  отказе в предоставлении лицензии), переоформлении, приостановлении, возобновлении  ее действия, об аннулировании  лицензии, а также ведение реестра  лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном  Федеральным законом "О лицензировании  отдельных видов деятельности".

Информация о работе Лицензирование отдельных видов коммерческой деятельности