Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:57, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по дисциплине "Маркетинг"
Горячо любимому студенту (черничное варение тебе всю жизнь на завтрак)!
Конспекты лекций по курсу "Основы маркетинга"
Введение в маркетинг.
Сущность маркетинга. Основные понятия.
Концепции управления маркетингом.
1. Сущность маркетинга. Основные понятия.
Существует множество определений маркетинга.
Маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к пользователю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации.
Маркетинг - процесс планирования и воплощения замысла ценообразования, продвижение и реализация идей товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Выделяют две сущности маркетинга:
философия бизнеса;
инструментарий.
Рассмотрим процесс маркетинговой деятельности:
Сбыт - верхушка айсберга. Смысл маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными.
По Филиппу Котлеру, маркетинг - это человеческая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда - потребность - запрос - товар - обмен - сделка - рынок.
Нужда - это ощущение человеком нехватки чего-либо (бывают физиологические, социальные, личные нужды).
Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Запрос - это потребность, подкреплённая покупательской способностью.
Товар - это всё то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Обмен - это акт получения от желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Существует четыре способа что-либо получить:
купить (обменять);
отнять (отобрать);
сделать самому;
попросить.
Сделка - это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами (основная сделка - денежная).
Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Существует два вида маркетинга:
ориентированный на товар или продукцию;
ориентированный на покупателя.
Прибыльные предприятия применяют смешанный вид - интегрированный маркетинг.
Концепции управления маркетингом.
Существует пять этапов (концепций):
Совершенствования производства;
Совершенствования товара;
Интенсификации коммерческих усилий;
Чистого маркетинга;
Социально-этического маркетинга.
Концепция совершенствования производства (30-40 гг.) утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распределены и доступны по цене, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
Условия применения концепции:
спрос должен превышать предложение (d>s);
существует необходимость в понижении себестоимости продукции.
Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, которые обладают наивысшим качеством, лучшими эксплутационными свойствами и характеристиками, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Концепция интенсификации коммерческих усилий (50-е гг.) утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования (производитель стал задумываться над покупателем, как психологической единицей). Используется к товарам так называемого пассивного спроса (товары, о которых человек не задумывается).
Концепция чистого маркетинга (новая философия бизнеса) утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Отличия интенсификации коммерческих усилий и чистого маркетинга.
Объект внимания
Средства достижения целей
Конечная цель
Интенсификации коммерческих усилий
Товар
Коммерческие усилия и меры стимулирования
Получение прибыли за счёт объёма продаж
Чистый маркетинг
Потребитель (нужды)
Комплексные усилия маркетинга
Получение прибыли за счёт обеспечения удовлетворённости потребителей
Концепция социально-этического маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков, и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителей и общества в целом.
Существует так называемый треугольник целей:
1 - удовлетворение нужд потребителей;
2 - прибыли предприятий;
3 - интересы общества.
Процесс управления маркетингом.
Содержание процесса управления.
Анализ рыночных возможностей.
Отбор целевых рынков.
Разработка комплекса маркетинга.
Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Содержание процесса управления.
Процесс управления состоит из четырёх этапов.
Анализ рыночных возможностей:
система маркетинговых возможностей и маркетинговой информации;
маркетинговая среда;
рынки индивидуальных потребителей;
рынки предприятий.
Отбор целевых рынков:
замер объёмов спроса;
сегментирование рынка;
выбор целевых сегментов;
позиционирование товара на рынке.
Разработка комплекса маркетинга:
разработка товаров;
установление цен на товары;
методы распространения товара;
стимулирования сбыта товара.
Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий:
стратегия;
планирование;
контроль.
Анализ рыночных возможностей.
Маркетинговая возможность - это привлекательное направление маркетинговых усилий, на которые конкретная фирма может доиться какого-то преимущества.
Существует два метода поиска маркетинговых возможностей:
неформальный - это чтение газет, журналов, посещение выступлений, обращение к специалисту;
формальный - это сетка поиска рынков.
Товар
старый
новый
Рынок
старый Более глубокое проникновение на рынок Разработка товара
новый Расширение границ рынка Диверсификация
Более глубокое проникновение на рынок: рост продаж в существующей целевой группе покупателей без внесения каких-либо изменений в сам товар (методы: снижение цены, реклама).
Расширение границ рынка: для существующего товара находят новые рынки (организации, географические, демографические).
Разработка товара: фирма предлагает на рынок новые товары (новая упаковка, модификация товара).
Диверсификация: предложение нового товара на новые рынки.
Критерии оценки маркетинговых возможностей:
цели фирмы;
ресурсы фирмы.
3. Отбор целевых рынков.
Замер и прогнозирование спроса - более точная оценка нынешнего и будущего размера рынка:
выявляются все имеющиеся товары;
оцениваются объёмы продаж каждого;
рассматриваются все факторы и тенденции, влияющие на развитие рынка товара;
делаются прогнозы относительно его перспектив.
Сегментирование рынка - процесс разбивки потребителей на группы на основе их различия в нуждах, характеристиках и поведении:
проводится сегментирование рынка, разбивка потребителей на сегменты;
группы потребителей могут формироваться по:
- географическим принципам (город, район);
- демографическим признакам (пол, возраст, уровень доходов, уровень образования);
- социологическим принципам (принадлежность к общественному классу);
- поведенческим принципам (повод для покупок, искомые выгоды);
составляется профиль всех целевых сегментов рынка: описание на основе различий, присущих им признаков, чтобы оценить привлекательность каждого в качестве маркетинговой возможности для фирмы.
Выбор целевых сегментов
Г1
Г2
Г3
И1 (мягкость)
Г1, Г2, Г3 - возрастные группы
И2 (продолжительность)
И1, И2, И3 - качественные
И3 (эффективность)
характеристики препарата
Существует пять возможностей охвата рынка.
Концентрация на одном сегменте (И2 - Г3).
Ориентация на покупательскую потребность (И1 - Г1, Г2, Г3).
Ориентация на группу потребителей (Г1 - И1, И2, И3).
Охват несвязных между собой сегментов (И3 - Г1; Г2 - И2, И3; И2 - Г3).
Охват всего рынка.
Позиционирование товара на рынке: обеспечение товаром не вызывающего сомнения чётко-отличного от других желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей.
Позиционирование проходит в три этапа:
Позиционирование существующих товаров на рынке, когда выявляются все имеющиеся товары в данном сегменте. Определяется чем отличаются друг от друга и что выбирает в нём потребитель.
Схема потребительских предпочтений. Определяется что хотят потребители, составляющий данный сегмент.
Составляется сводная схема. Позволяет увидеть нереализованные возможности рынка и привлекательные позиции товара.
Возможны два решения позиционирования товара:
позиционировать свой товар рядом с существующим товаром;
заняться производством совершенно нового товара.
4. Разработка комплекса маркетинга.
Комплекс маркетинга - это набор подающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует, чтобы вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Комплекс маркетинга состоит из четырёх основных групп мероприятий.
1. Товар - это набор изделий и услуг, которые фирма предлагает целевому у.
Цена - это денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара. Назначенная фирмой цена должна соответствовать воспринимаемой ценности предложения, иначе покупатели будут покупать товары конкурентов
Распределение - это всевозможная деятельность, благодаря которой товар станет доступным для целевых потребителей. Существуют два вида деятельности: выбор товаров распределения и процесс товародвижения.
Методы стимулирования (коммуникационная политика) - это всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достижении своего товара и убеждению целевых потребителей покупать её.
Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Условия для реализации программ:
приток информации;
налаживание стратегического и тактического планирования;
определиться со структурой организации отдела маркетинга;
система контроля.
Существует две системы планирования:
Стратегическое. Исходит из того, что любое предприятие имеет несколько сфер деятельности, но не все одинаково привлекательны. Некоторые производства растут, другие стабилизируются на одном уровне, третьи приходят в упадок. Цель: удостовериться, что предприятия находят, развивают сильное производство и сокращают слабое.
Тактическое. Разработка планов для каждого отдельного производства, товара или товарной марки фирмы.
Существует несколько принципов организации структуры маркетинга:
Функциональная организация.
Организация по географическому принципу.
Организация по товарному принципу.
Организация по рыночному принципу.
Организация по смешанному принципу.
Существует три типа маркетингого контроля:
Контроль над исполнением годовых планов (убедиться, что предприятие выходит на все показатели, заложенные в годовом плане).
Контроль прибыльности. Теоретический анализ фактической прибыльности по различным товарам, группам потребителей, каналам сбыта и объёмов заказов.
Контроль за исполнением стратегических установок. Необходим для критической оценки общего подхода фирмы к рынку.
Окружающая среда маркетинга.
Маркетинг и его среда.
Контролируемые факторы.
Неконтролируемые факторы.
Достижение целей обратной связи и приспособления.
Маркетинг и его среда.
А - общее положение организации.
B - влияние неконтролируемых факторов.
Контролируемые факторы
Неконтролируемые факторы
Конкуренция
Высшим руководством фирмы
А
Степень успеха или неудачи в достижении целей
В
Правительство
Потребители
маркетингом
Адаптация
Экономика
Технология
Обратные связи
Независимые средства массовой информации
Контролируемые факторы.
Контролируемые факторы управляются организацией и её службами маркетинга.
Факторы, определяемые высшим руководством.
Общая деятельность:
общие категории продукции услуг;
функции в системе маркетинга (поставщик производитель