Кредитные отношения России с зарубежными странами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

Переход России к рыночной экономике и интеграция страны во всемирное хозяйство вызвали новые явления в ее международных кредитных отношениях. После распада СССР правительство России решило принять на себя внешний долг и активы бывшего СССР. Сумма государственно внешнего долга на начало 1992 года по оценке составляла 67,5 млрд. долл. Исходя из соотношения долг – активы страна получила формальный статус нетто – кредитора.

Содержание

Введение
АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внешний долг на 2011 год
РОССИЯ КАК КРЕДИТОР ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВ И ИХ ВОЗВРАТНОСТИ В СССР И РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Работа содержит 1 файл

Исследовательская работа(Еременко 1381)!!!.doc

— 214.50 Кб (Скачать)


 

 

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

               Кафедра мировой экономики и международного менеджмента

 

 

 

 

Исследовательская работа

на тему: Кредитные отношения России с зарубежными странами

по дисциплине «Мировая экономика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а):

студент (ка) гр. № 1381

Еременко Владислав Михайлович

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Оглавление

Введение

АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внешний долг на 2011 год

РОССИЯ КАК КРЕДИТОР ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВ И ИХ ВОЗВРАТНОСТИ В СССР И РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время кредит является неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как предприятия и отдельные граждане, так и государства, правительства, особенно во время кризиса.

Переход России к рыночной экономике и интеграция страны во всемирное хозяйство вызвали новые явления в ее международных кредитных отношениях. После распада СССР правительство России решило принять на себя внешний долг и активы бывшего СССР. Сумма государственно внешнего долга на начало 1992 года по оценке составляла 67,5 млрд. долл. Исходя из соотношения долг – активы страна получила формальный статус нетто – кредитора. Однако Россия резко увеличила внешние заимствования в 1992 – 1998 гг. и оказалась не в состоянии своевременно их обслуживать и погашать.

Несмотря на кризисное состояние экономики Россия продолжает не только привлекать, но и предоставлять новые международные кредиты развивающимся странам, странам Восточной Европы, бывшим республикам СССР. При этом наибольшая активность России, как и бывших союзных республик, на мировом кредитном рынке отмечалась в периоды политической нестабильности и экономических потрясений 1989 – 1993 гг. и 1997 – 1998 гг. это объясняется не только высокой потребностью в финансовых ресурсах, но и снижением ответственности, а также контроля за процессом привлечения и предоставления международных кредитов со стороны органов исполнительной власти. При этом имеющиеся финансовые возможности позволяют России только частично обслуживать и погашать внешнюю задолженность. В итоге наблюдается рост и внешних долгов и международных финансовых требований страны. Этот вопрос заинтересовал меня и я решил проанализировать почему мы выдаем кредиты, когда у самих далеко не все хорошо.

АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В послевоенные годы Советский Союз был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. До 1983 года внешний долг СССР не превышал $ 5 млрд. (1-1,5 % ВНП страны).

Ситуация резко изменилась после смерти в ноябре1982 г. руководителя советского государства Л.И. Брежнева. В 1984 г. произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. Внешний долг составил уже 5% ВНП. В1986 г. сумма внешних займов превысила $ 30 млрд., а в 1989 г. внешний долг достиг $ 50 млрд. (8% ВНП). 

Еще $ 30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 - 1991 гг., - когда Запад предоставил СССР ряд много миллиардных кредитов. 

28 октября 1991 г., после августовских событий, когда ГКЧП попытался остановить распад СССР, десять республик, объявивших себя правопреемницами СССР, подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий солидарную ответственность по внешнему долгу Советского Союза. 

4 декабря 1991 г. между республиками был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга и активов СССР, по которому РСФСР досталось 61,34% внешнего долга Союза, т.е. примерно $ 57 млрд. (10% ВНП). 

Доли долга были определены на основе единого агрегированного показателя: РСФСР – 61,34%; Украина – 16, 37%; Республика Беларусь – 4,13% и т.д. Доли Грузии, Эстонии, Латвии и Литвы составили соответственно 1,62; 0,61; 1,14 и 1,41%.

Однако, 2 апреля 1993 г. Правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант). Так России достался весь внешний долг в размере $ 96,6 млрд. 

Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:

1)                  еврооблигационных займов;

2)                  задолженности перед международными финансовыми Организациями;

3)                  задолженности странам - участницам Парижского клуба;

4)                  задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;

5)                  задолженности бывшим странам СЭВ;

6)                  предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте;

7)                  ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа);

8)                  коммерческая задолженность бывшего СССР.

В 1997 г. Россия вступила в Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов, созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Вступая в клуб, Россия имела в активе около $ 150 млрд., которые должны были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся страны, в первую очередь Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны Африки и Азии. 

При этом, подчиняясь уставу Парижского клуба, Россия была вынуждена списать своим должникам большой объем долгов за поставку оружия. Военные долги составляли около 80% от общего объема российских активов. Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду "бедных" и "развивающихся". Не учтены были только долги Индии, Ирака, Ливии и Кубы - стран неугодных Западу. В итоге, после вступления в Парижский клуб, оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее $ 8 млрд., что составляет чуть больше 5% от общей суммы дебиторской задолженности СССР. 

При этом, никто не стал списывать внешних долгов бывшего СССР. Единственное на что пошли страны Запада, так это на реструктуризацию внешнего долга СССР - прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения внешнего долга России. 

Если после распада Союза, должники бывшего СССР должны были России примерно столько же, сколько Россия была должна своим кредитором (включая долг бывшего СССР), то после вступления России в Парижский клуб, примерная пропорция 1 к 1, превратилась в пропорцию 1 к 0,053, к сожалению, не в пользу России.

О серьезном улучшении качества международной инвестиционной позиции государственного сектора России можно судить по динамике так называемой чистой позиции, показывающей разницу между величиной активов и обязательств. Превышение активов над обязательствами соответствует положению международного кредитора; обратная ситуация – превышение обязательств над активами – свойственна международным должникам.

Цифры показывают, что чистая позиция российских государственных властей была положительной и в начале 2001 г., – заграничные активы были больше обязательств почти на 38 млрд дол. Но это отнюдь не характеризовало Россию как международного кредитора, ибо большинство активов состояло из безнадежных долгов, которым противостояли вполне реальные обязательства перед иностранными заимодателями. Спустя пять лет чистая инвестиционная позиция государственного сектора составила около 179 млрд дол., причем параллельно росту изменилось ее реальное содержание. Резко возросшие резервные активы возобладали над сократившимися долговыми обязательствами, что превратило Россию в серьезного международного кредитора, правда, весьма своеобразного. Через накопление инвалютных резервов кредитуются богатые государства (США, Великобритания, Япония) и объединения государств (зона евро), чьи денежные единицы, опираясь на сильную экономику и развитую финансовую инфраструктуру, выполняют роль резервных валют.

Положение международного кредитора в принципе может приносить стране определенные материальные выгоды. Но одного превышения активов над обязательствами для этого недостаточно. Необходимо, чтобы доходность активов была выше или, по крайней мере, равнялась обремененности обязательств. К сожалению, положительная чистая позиция российских властей этим условиям в рассматриваемом периоде не отвечала. Напротив, обремененность обязательств оставалась более высокой, чем доходность активов, из-за чего вплоть до недавнего времени по государственным операциям с внешним долгом за границу абсолютно и относительно уходило больше средств, чем поступало обратно.

Правда, в связи с сокращением внешнего долга и прогрессирующим ростом резервных активов обстановка меняется к лучшему. Так, по итогам 2005 г. совокупный баланс инвестиционных доходов органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования впервые стал положительным: доходы к получению составили 5,6 млрд дол., к выплате – 5,1 млрд, сальдо +0,5 млрд долларов. Ситуация улучшалась, правда, поло­жительное сальдо инвестиционных доходов органов денежно-кредитного регулирова­ния уменьшилось с 5,4 млрд. долларов США в январе-сентябре 2009 года до 3,6 млрд. долларов США в январе-сентябре 2010 года в результате падения доходности резервных активов.

По-иному складывалась ситуация в негосударственном секторе. В начале периода чистая инвестиционная позиция этого сектора была положительной – активы превышали обязательства на 15 с лишним млрд дол. Но затем обязательства во все возрастающем темпе стали опережать активы. К началу 2006 г. зарубежные обязательства банковского сектора превысили уровень 2001 г. в 6 раз при росте активов в 2,3 раза. Соответствующие темпы для нефинансовых предприятий составили 6,5 и 2,8 раза, а для всего негосударственного сектора – 6,4 и 2,7 раза. В результате его отрицательная чистая позиция достигла почти 223 млрд дол., так что российские банки, промышленные, сельскохозяйственные и торговые предприятия, взятые в целом, превратились в заметного международного должника.

Внешний долг на 2011 год

Внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами) увеличился за первое полугодие 2011 года с 488,9 до 538,6 млрд. долларов США. Это самый большой приростзадолженности с кризисного 2008 года. Основной вклад внесен операциями, отражаемыми в платежном балансе (34,0 млрд. долларов США), который был усилен

положительной курсовой и стоимостной переоценками (в сумме 15,0 млрд. долларовСША). На прочие изменения приходилось 0,6 млрд. долларов США.

Наиболее весомо вырос долг частного сектора. Обязательства банков и прочихсекторов увеличились с 442,4 до 490,7 млрд. долларов США, их доля в общем объемезадолженности перед нерезидентами составила 91,1%. Долг органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования увеличился с 46,6 до 47,9 млрд. долларов США. Его удельный вес сократился до 8,9% внешнего долга РоссийскойФедерации.

Обязательства федеральных органов управления выросли с 32,2 до 32,6 млрд.

долларов США. В их составе преобладал новый российский долг - 91,7%. Обязательства перед кредиторами бывшего СССР оставались незначительными – 2,7 млрд. долларовСША (0,5% совокупного внешнего долга страны). В структуре нового российского долга, составившего 29,9 млрд. долларов США, наценные бумаги, номинированные в иностранной валюте приходилось 74,3%, вроссийских рублях – 13,2%. Увеличению удельного веса последних способствовала Федерации в начале 2011 года. На кредиты международных финансовых организацийприходилось 9,3%, на остальную задолженность – 3,2% (1,0 млрд. долларов США).

В отличие от базисного периода в I полугодии 2011 года значимых операций сдолговыми внешними обязательствами субъектов Российской Федерации не

проводилось. Эта категория задолженности сохранилась на уровне 2,5 млрд. долларов США.Рост обязательств органов денежно-кредитного регулирования до 12,8 млрд.долларов США в отсутствие крупных операций обусловлен преимущественно техническими факторами: переоценкой пассивов в СДР и средств в наличной национальной валюте, аккумулированных у нерезидентов.

Внешние долговые обязательства российских банков достигли на 1 июля 2011 года 159,0 млрд. долларов США. Рост в равной степени обеспечен увеличением остатков на текущих и депозитных счетах нерезидентов в российских банках, в том числе номинированных в рублях, с 39,7 до 46,0 млрд. долларов США, а также повышением объема заимствований отечественных кредитных организаций на внешнем рынке

ссудного капитала с 96,5 до 102,7 млрд. долларов США, представленных в том числе размещением еврооблигаций через предприятия специального назначения. Суммарная задолженность по остальным инструментам составила 10,3 млрд. долларов США.

 

 

На 1 июля 2011 года внешний долг прочих секторов достиг 331,7 млрд. долларов США (61,6% совокупного внешнего долга). В его структуре наиболее динамично (с 21,2 до 23,7% долга корпораций) увеличивались межфирменные кредиты, достигшие 78,7 млрд. долларов США. Вместе с тем, основной составляющей корпоративного долга оставались прочие иностранные кредиты, задолженность по которым возросла с начала года до 227,9 млрд. долларов США (68,7%). Обязательства по долговым ценным бумагам составили 4,1% (13,7 млрд. долларов США).

 

 

В валютной структуре внешнего долга Российской Федерации в значительной мереза счет активизации межфирменного кредитования корпораций удельный вес задолженности, номинированной в российских рублях, вырос с 19,6% (95,7 млрд. долларов США) до 23,5% (126,6 млрд. долларов США), доля валютного долга соответственно снизилась до 76,5% (412,0 млрд. долларов США).

Увеличение размера совокупной задолженности практически не отразилось на структуре долга по срокам: большая его часть представлена долгосрочными обязательствами - 86,3% (464,7 млрд. долларов США), краткосрочный долг составляет 13,7% (73,9 млрд. долларов США).

Информация о работе Кредитные отношения России с зарубежными странами