Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 06:23, контрольная работа
Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.
В самой сущности маркетинга заложены определенные понятия: потребность (нужда), запрос (спрос), товар и обмен. Исходной составляющей природы человека является нужда: нужда в пище, одежде, тепле, безопасности и прочее, т. е. нужда – это ощущение человеком нехватки чего-либо.
Канал распределения товара – это путь движения товара от продавца (производителя) к покупателю, а также это организации либо отдельные лица, занимающиеся доведением товара от производителя к потребителю.
Каналы распределения делятся по числу составляющих его участников (уровней):
1) канал нулевого уровня: производитель – потребитель;
2) одноуровневый канал: производитель – розничный торговец – потребитель;
3) двухуровневый канал: производитель – оптовая фирма – розничная фирма – потребитель.
Наличие у фирмы большого числа уровней снижают ее возможность контролировать деятельность участников товародвижения.
Традиционные каналы состоят из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельного члена канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как ни один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов. Такие каналы распределения называются горизонтальными.
Вертикальные каналы
распределения — это каналы, состоящие
из производителя и одного или нескольких
посредников, действующих как одна единая
система. Один из членов канала, как правило,
либо является собственником остальных,
либо предоставляет им определенные привилегии.
Таким членом может быть производитель,
оптовый или розничный посредник. Вертикальные
каналы возникли как средство контроля
за поведением канала. Они экономичны
и исключают дублирование членами канала
исполняемых функций.
Функциональная организация маркетинга наиболее проста. Специализация, четкое разграничение компетенции, стандартизация управленческих процессов определяют высокую эффективность этой организационной структуры. Однако ее результативность обычно снижается по мере расширения ассортимента и увеличения числа рынков сбыта. Существующие проблемы: трудности координации; необходимость передачи решения задач, выходящих за пределы компетенции, высшему звену; недостаток мотивации у сотрудников из-за непонимания конечной цели.
Продуктовая (товарная) организационная структура характеризуется тем, что управляющий имеет возможность координировать и контролировать всю работу по продукту (группе, семейству товаров), хорошо зная его рыночные возможности. Недостатки: высокая возможность конфликтов при нечетком разделении полномочий, реализация продукта функциональными менеджерами.
Географическая организационная структура позволяет специализироваться на определенных территориальных зонах, хорошо зная их потребителей. Недостаток — необходимость хорошо отлаженной координации с другими «географическими» подразделениями и функциональными службами.
Главное
достоинство рыночной
организационной структуры — концентрация
рыночной деятельности на целевых рынках:
недостатки в основном аналогичны таковым
при наличии продуктовой (товарной) организационной
структуры.
Таблица 12.3. Достоинства и недостатки организационных структур службы маркетинга4 | |
Достоинства | Недостатки |
I. Функциональная организация | |
Простота управления
Однозначное описание обязанностей каждого сотрудника Возможность функциональной специализации маркетологов как фактор роста их профессиональной подготовленности Конкуренция между отдельными участниками как стимул роста эффективности работы |
Снижение
качества работы при расширении номенклатуры
товаров
Отсутствие механизма поиска нетрадиционных видов и направлений деятельности фирмы Конкуренция между отдельными функциональными участниками — борьба за частный, а не общефирменный интерес |
II. Товарная организация | |
Полный
маркетинг каждого товара
Возможность изучения специфики потребностей и основных потребителей по каждому товару |
Широкий
круг обязанностей одного сотрудника,
затрудняющий рост квалификации
Наличие дублирующих друг друга (в функциональном смысле) подразделений |
III. Рыночная организация | |
Лучшая
координация служб при выходе
на рынок
Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики |
Сложная
структура
Низкая степень специализации работы отделов Дублирование функций Плохое знание товарной номенклатуры Отсутствие гибкости |
IV. Товарно-рыночная организация | |
Лучшая
организация работы при выходе на
рынок
Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики Достаточно полное знание товара |
Наиболее
высокая себестоимость Возможность конфликта при неоднозначном решении вопросов по одному и тому же рынку различными службами (пересечение результатов маркетинга) |
Майкл Портер выделяет пять факторов определяющих внутреннюю привлекательность рынка или его сегмента с точки зрения долгосрочной прибыли компании: конкуренты, потенциальные участники рынка, товары – субституты, покупатели и поставщики. И каждый из них несет с собой потенциальную угрозу для компании – производителя.
Потенциальные участники(угроза изменчивости)
Поставщики (производительность поставщиков)
Покупатели (покупательская способность)
Отраслевые конкуренты (соперничество в сегменте)
Субституты
(угроза товаров - субститутов)
Пять факторов, определяющих структурную привлекательность сегмента
Барьеры на входе |
Низкие стабильные доходы
Высокие рискованные доходы
Низкие рискованные доходы
Высокие стабильные доходы
Барьеры и уровень прибыли
Если
барьеры на входе и выходе высоки,
отрасль имеет высокий
Разработка нового товара включает в себя семь этапов:
1) генерацию идеи;
2) оценку продукции;
3) проверку концепции;
4) экономический анализ;
5) разработку продукции;
6) пробный маркетинг;
7) коммерческую реализацию.
На первом этапе фирма ищет возможности создания новой продукции путем поиска новых идей и методов их создания. Источниками новых идей могут быть рынок либо лаборатория. Методы новых идей – мозговая атака, анализ существующих товаров и проведение опросов. После получения результатов фирма отбирает ту идею о новом товаре, которая ей подходит.
Проверка концепции заключается в предоставлении потребителю предполагаемого товара с целью изучения его отношения и намерения совершить покупку. Эта проверка в основном проводится с помощью проведения различных видов опросов.
Экономический анализ – это анализ прогнозов спроса, издержек, возможной конкуренции, предполагаемых инвестиций, прибыльности.
На этапе разработки продукции фирма воплощает новую идею о товаре в физическую форму, определяет стратегию маркетинга, разрабатывает упаковку, торговую марку и т. п.
Пробный маркетинг заключается в реализации нового товара потребителю выбранного сегмента рынка и проведении наблюдения за развитием событий.
Коммерческая реализация – это этап внедрения жизненного цикла продукта, включая реализацию маркетингового плана фирмы и полномасштабного производства. Этот этап характеризуется большими затратами и быстротой принятий решений.
На этапе выхода товара на рынок нужно учитывать полную неосведомленность покупателей о новинке, при этом основные цели рекламы:
1) формирование интереса к существованию товара и марки;
2) информирование рынка о преимуществах нового товара;
3) побуждение потребителя к приобретению нового товара;