Контроль качества органических продуктов питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Органические продукты – это основа, как диетического, лечебного, детского, так и обычного питания. Все они изготавливаются совершенно безвредным для человека методом, а кроме этого, в таких натуральных продуктах не используются генетически модифицированные составляющие. Биопродукты не имеют разного рода синтетических добавок, ароматизаторов, консервантов и красителей, так как они производятся из сырья, выращенного под строжайшим контролем, без использования сельскохозяйственных химикатов, ускорителей роста, антибиотиков и прочего. Вот почему это только натуральные продукты питания и сельскохозяйственные товары, которые прошли большое количество стадий очистки, переработки, фасовки, упаковки и т.д. Все биологически чистые продукты содержат 75-80% экологически чистого сырья от общего веса продукции.

Работа содержит 1 файл

5. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ.docx

— 115.25 Кб (Скачать)

Сертификация производства органической продукции:

  - Определяет статус  производителя и повышает доверие  потребителя к органическому  сектору. 

  - Подтверждает то, что  все стадии производства, хранение, упаковка и транспортировка прошли  инспекцию в соответствии с требованиями Стандартов.

  - Дает право производителю  маркировать продукцию, используя  знаки, подтверждающие ее происхождение из органического хозяйства.

  - Открывает производителю  доступ в отдельный сектор рынка со специальной ценой.

  - Защищает потребителя  от обмана и фальсификации  товара на рынке.

Итак, здраво мыслящие фермеры  и хозяйства, на добровольной основе сертифицируют каждый этап и каждый элемент производства биопродуктов. Тестирование проводит независимая  от производителей пищевых продуктов  сертификационная комиссия, причем БиоХозяйство единожды получив сертификат, постоянно  проходит различные проверки.

Строгая комиссия ежегодно проводит проверки состояния почвы, использование пестицидов и минеральных удобрений, условия выпаса и содержания животных, качество и соответствие нормам посевного материла, контроль и учет всего использующегося сырья, материалов для производства и упаковки. На анализ берут уже выращенные растения, проверяют физическое состояние птиц и животных.

Эксперты лично посещают все хозяйства. Образцы готовой  продукции тестируются по 250 - 400 пунктам, начиная с тестов на отсутствие пестицидов и тяжелых металлов и заканчивая оценкой внешнего вида и вкусовых качеств продукта.

Сертификация и строгие, регулярные обязательства по документальному  подтверждению так же проверяются специальными органами органического контроля, официально назначенные государством. При этом процесс производства точным образом документируется и протоколируется. Нарушения норм влекут за собой денежные штрафы и наказания в виде лишения свободы

Процедура сертификации включает в себя проведение оценки продукции  по критериям экологичности по всему  ее жизненному циклу с обязательным выездом экспертов на производство и аудитом документации, предоставленной  заявителем. В случае обнаружения  несоответствий критериям сертификации, заявителю выдаются рекомендации по их устранению. В случае положительного результата проверок выдается сертификат и право пользования экологической  маркировкой. Срок действия сертификата 1-3 года, с обязательным ежегодным  инспекционным контролем. (http://www.ecounion.ru/ru/site.php?blockID=949&content=detailcontent.php)

Основными принципами органической сертификации являются:

 • контроль процесса  производства, а не конечного  продукта;

 • контроль «от  поля до прилавка», то есть  всех этапов от создания до  реализации конечному потребителю  (производство, переработка, реализация, включая импортеров и экспортеров);

 • независимость и  непредвзятость сертификационного  органа.

 Предприятия, т.е. производители,  переработчики, продавцы, импортеры  и экспортеры, желающие маркировать  свою продукцию как «органическая», «экологическая», «эко», «био» и т.п., должны ежегодно проходить инспекцию и сертификацию. Порядок прохождения  органической сертификации можно условно разделить на несколько этапов:

1 этап. Сбор и обработка предварительной информации об объекте сертификации. Сюда относятся подача запроса, заполнение заявки на сертификацию и обработка первичной информации. Заинтересованное предприятие сообщает о своем желании сертификации одному или нескольким сертифицирующим ведомствам, описывает свою деятельность и план органического производства, а также указывает желаемые целевые рынки. Ведомство подготавливает предложения по сертификации с детализированными затратами и определенными услугами. Как только предприятие сделало свой выбор и подписало с ведомством по сертификации договор об инспекции и сертификации, оно официально находится в процессе сертификации.

2 этап. Инспекция с выездом инспектора на предприятие, обработка данных, полученных в результате инспекции и написание инспекционного отчета.

3 этап. Анализ полученных данных и принятие решения относительно уровня сертификации (статуса продукции). В решении о сертификации предприятию сообщается его «органический» статус и статус производимой им продукции: «Традиционная», «Конверсия» либо «Органическая» (что отражается также в выдаваемом сертификате), а также условия и рекомендации, которые необходимо выполнить.

4 этап. Доведение информации до Заказчика сертификации.

 После этого предприятие  имеет право маркировать и  реализовывать свою продукцию  в соответствии с присвоенным  ей статусом.

Заказчик должен оплатить стоимость приезда инспектора, его пребывание и собственно саму инспекцию и сертификацию. (http://www.rodniki.bel.ru/bit/pr_ecoprod_2.html)

Но сертификация себя окупает. Выгода отдельного предприятия состоит в возможности маркировать и реализовывать свою продукцию как «органическая», «биологическая», «экологическая», что может быть выгодно, в том числе, и в случае экспорта. Несомненно, выгода заключается также и в том, что предприятие получает профессиональную поддержку в области менеджмента качества и возможность улучшения качества и методов производства.

 Потребителю же сертифицированная,  маркированная соответствующим  образом продукция гарантирует  действительно «экологический статус».

4. 3. Знаки соответствия (логотипы) органических продуктов  питания

В основном все производители  используют свой значок для выделения  маркируемой продукции из общего числа продукции. Этот лейбл символически или в сжатой образной форме передает установленную смысловую нагрузку, делает продукцию легкоузнаваемой, индивидуальной и запоминающейся. Производители органической продукции кроме всего перечисленного используют свой лейбл что бы подчеркнуть  высокую степень качества продукции и ее абсолютную безопасность.

  • В 1924 году появился первый знак органического сельского хозяйства Demeter широко известный и в наше время.
  • В 1967 году Почвенная Ассоциация (Soil Association) опубликовала первые стандарты органического сельского хозяйства.
  • В 1970 году появляется множество сертифицирующих организаций в Европе и в США .
  • В 1980 году создаются такие сертифицирующие компании как Skal (Нидерланды), KRAV (Швеция), Farm Verified Organic (США).

Разные страны применяют  разные термины. Так например англоязычное население употребляет слово organic, немцы и скандинавы предпочитают БИО (BIO), а франкоязычные страны придерживаются слова Эко (Eco). Термины могут быть разными, но их значение одно: такие продукты БЕЗопасны, более того, они способствуют более высокому качеству нашей жизни. Продукты питания "organic" это продукты здорового питания, которые не содержат генетически модифицированных ингредиентов (ГМИ). Именно поэтому продукты типа Organic, BIO или экопродукты  абсолютно безопасны для здоровья и экологичны.

Маркировку «Organic», «Bio», или «Eco» получает только та продукция, которая на 99 % состоит из экологически чистых ингредиентов и которая соответствует требованиям стандартов о биопродуктах. Сертификация включает в себя инспектирование фермерских полей и оборудования по переработки сырья, ведение учета и периодическое тестирование почвы и воды с целью удостовериться, что производители и работники соблюдают установленные стандарты. Она запрещает использование химических удобрений, генных технологий и пищевых добавок.  В этих хозяйствах не используются ядохимикаты и азотные удобрения, животные получают экологически чистые корма. Био-хозяйства прикладывают усилия для сохранения чистоты почвы, воздуха и воды, экономят энергию и сырье.

Производители органической продукции на самой упаковке всегда наносят сведения о данном статусе, в виде своего логотипа. К сожалению, единой маркировки для всех БИОпродуктов пока не существует, в настоящий момент она разрабатывается Европейской Комиссией. Пока можно только говорить об унификации маркировки в пределах одной страны. Например, в Германии значок для продуктов органик представляет собой шестиугольник с обозначением "BIO" (от немецкого Biologische Agrikultur) внутри, во Франции - это зелёный квадрат с латинскими буквами "АB" (Agriculture Biologique (Биологическое сельское хозяйство). В США продукты органик маркированы "USDA ORGANIC" (United States Department of Agriculture), в странах БЕНИЛЮКСа распространена маркировка "EKO", "SKAL" . На некоторых продуктах органик стоит значок Евросоюза (значок созвездия ЕС, увенчанный колосьями). На упаковке продукта может быть и просто написано "ORGANIC", безо всяких значков сертификации вообще. (http://biovkus.ru/markirovka_i_logotipy)

Ниже  приведены известнейшие знаки-маркировки органических продуктов:

ЛОГОТИП

СТРАНА

ПРИМЕЧАНИЕ

Франция

Франция была одной из первых европейских стран, которые ввели  национальный знак для экологических  продуктов питания. С 1 января 2008 года Агентство АВ (agriculture biologique) является официальным Био-производителем во Франции.

Германия

В 2001 году Федеральное министерство по защите прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства Германии представило национальную маркировку - Bio-Siegel (Экологическая печать), которая  обозначает продукты предприятий, придерживающихся требований постановления ЕС.

Австрия

ABG является ведущим контролирующим  органом органического хозяйства  Австрии и соседних странах.  В ее компетенции находится  все от Органических фермеров  до реализации биологических  продуктов.

Швейцария

Информационный центр  для производителей и лицензиатов  швейцарской марки органической продукции. "Почка" оказывает помощь своим основным клиентам в маркетинговой  сфере и осуществляет кампании в  поддержку органических продуктов  и сельского хозяйства.

Система Управления ЕС

В 1991 г . вступил в силу европейская система регулирования  в сфере органического сельского  хозяйства EU Regulation 2092/91. В настоящее  время подготовлена её следующая  версия EC 834/2007, которая вступают в  силу 1 января 2009 года, отменяя тем  самым EU Regulation 2092/91.

Швеция

Аккредитованная контрольная  организация KRAV. Ее стандарт более строг, чем предусмотренные евро-пейским  законодательством требования. Лицензия выдается Шведским Общест-вом Контроля Сельхозпродукции.

США

Национальная органическая программа (NOP) разрабатывает, внедряет, управляет отечественным производством, обработкой, маркировкой и стандартами  для органических сельскохозяйственных продуктов США.  NOP также проводит аккредитацию и выдает удостоверения  агентам (иностранным и отечественным), которые проверяют органические производства их погрузочно-разгрузочные работы и подтверждает, что они  соответствуют стандартам Министерства сельского хозяйства США.


(http://biovkus.ru/markirovka_i_logotipy)


Информация о работе Контроль качества органических продуктов питания