Конкурентоспособность товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 07:26, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы и является рассмотрение конкурентоспособности товара и услуг как основного фактора качества жизни. Задачи данной работы: раскрыть сущность понятия «конкурентоспособность товара», изучить методику оценки конкурентоспособности товара, выполнит расчет и оценку конкурентоспособности на примере домашних холодильников

Содержание

Введение 3
1. Сущность понятия «конкурентоспособность» товаров и услуг 4
2. Методика оценки конкурентоспособности товара. 7
3. Расчет и оценка конкурентоспособности конкретного товара. Пути повышения конкурентоспособности товаров. 15
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

контр. работа.docx

— 62.03 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение                                                                                                         высшего профессионального образования

Сибирский государственный  аэрокосмический университет

имени академика М.Ф.Решетнева

 

Кафедра Менеджмента и Маркетинга

 

 

Контрольная работа

По дисциплине:  «Маркетинг»

Тема:  Конкурентоспособность товара

                                                                                     

     

       Выполнил ст.гр.:

 

       Проверил 

                                                                                    

УЗУ-91/2

Тонких И.О.

Рыбакова Е.А.


 

 

 

 

 

Красноярск 2011 г. 

Оглавление

 

Введение 3

1. Сущность понятия «конкурентоспособность» товаров и услуг 4

2. Методика оценки конкурентоспособности товара. 7

3. Расчет и оценка конкурентоспособности конкретного товара. Пути повышения конкурентоспособности товаров. 15

Заключение 18

Список литературы 19

 

 

 

 

Введение

Актуальность рассмотрения темы «Конкурентоспособность товара»  будет неизменной, пока на рынке  товаров и услуг будут фигурировать различные фирмы-производители, борющиеся  за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой  их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров  и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов. Однако так ли все просто и всегда ли потребитель в состоянии грамотно проанализировать весь спектр выставленных на рыночные торги благ цивилизации, мы попробуем разобраться в данной работе, тщательно взвесив и проанализировав  все составляющие конкурентоспособности товаров. В рыночной экономике конкурентоспособность является решающим фактором коммерческого успеха товара. Это многоаспектное понятие, означающее и соответствие товара условиям рынка, и требованиям потребителей, и различным условиям его реализации, и уровня затрат потребителя за период эксплуатации.

Целью данной работы и является рассмотрение конкурентоспособности  товара и услуг как основного  фактора качества жизни. Задачи данной работы: раскрыть сущность понятия  «конкурентоспособность товара», изучить  методику оценки конкурентоспособности  товара, выполнит расчет и оценку конкурентоспособности  на примере  домашних холодильников

Необходимо отметить, что  рассмотрению проблем обеспечения  конкурентоспособности посвящено  достаточно большое количество исследований и литературных публикаций. Мы в  данной работе рассмотрим методы анализа  и управления конкурентоспособностью товара, изложенные в источниках, указанных  в качестве библиографического списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность понятия «конкурентоспособность» товаров и услуг

Конкурентоспособность товаров  и услуг — основной фактор качества жизни. По мнению комиссии ЮНЕСКО по народонаселению и качеству жизни понятие «качество жизни» включает в себя следующее:

  1. здоровье;
  2. образование;
  3. рациональное (адекватное) питание;
  4. стабильную, экологически чистую окружающую среду, включая жилище;
  5. безопасность;
  6. здравоохранение;
  7. участие в жизни общества, создание необходимых услуг для его развития;
  8. справедливость;
  9. равенство мужчин и женщин.

Выполнение первых семи условий  непосредственно зависит от конкурентоспособности товаров и услуг. Конкуренция в переводе с латинского означает сталкивание. Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средство конкуренции – это товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Конкурентоспособность продукции — это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами. В этом определении заложены три отличительных признака: 1) пространство – конкретный рынок (страна, сегмент рынка); 2) период — фиксированный отрезок времени; 3) познаваемость в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе «время – пространство». Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: изготовители, услугодатели, продавцы. Нов итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Поэтому можно согласиться и с таким вариантом определения: конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя. Для универсальности приведенного определения конкурентоспособности с позиции субъекта хозяйственной деятельности в него следует включить признак, который не интересует потребителя, но является решающим для изготовителя (услугодателя, продавца) — коммерческий успех продукции на рынке. Речь идет о таком критерии, как доход (издержки). Коммерческий успех имеет место при превышении доходов над издержками, т.е. при получении прибыли. Если оценивать конкурентоспособность по финансовому показателю «рентабельность продаж» и маркетинговому показателю «рыночная доля товара», можно согласиться со следующей трактовкой термина с позиции субъекта хозяйственной деятельности: конкурентоспособность товара — это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции. Конкурентоспособность рассматривается как свойство продукции. Ее количественной характеристикой являются различные показатели конкурентоспособности продукции. Основной, наиболее распространенный показатель конкурентоспособности — это интегральный показатель качества. Он был предложен сотрудниками ВНИИ стандартизации в 1970-х гг., а затем стандартизирован. Интегральный показатель качества продукции (I) представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Пэ) к суммарным затратам на ее создание (Зп) и эксплуатацию (Зэ), т.е. поскольку сущность понятия «конкуренция» — это соперничество, то возникает необходимость в использовании относительного показателя конкурентоспособности — уровня конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности продукции — это относительная количественная характеристика. В основу определения термина можно положить формулировку, которая была предложена А. Н. Литвиненко и А. М. Татьянченко, которые в начале 1980-х гг. провели глубокое исследование конкурентоспособности машино-технической продукции и предложили понимать под конкурентоспособностью «характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение». Если указанную формулировку взять за основу и «привязать» ее к моменту времени, то получится точное и емкое определение термина: уровень конкурентоспособности товара — относительная характеристика товара, которая отражает в рассматриваемый период времени его отличие от товара-конкурента, как по степени соответствия общественным потребностям, так и по затратам на их удовлетворение. Уровень конкурентоспособности (К) определяется по следующей формуле:

 

где I0 — интегральный показатель оцениваемой продукции; Ia — интегральный показатель продукции-аналога. Если К > 1, то оцениваемая продукция превосходит продукцию-аналог. Конкурентное преимущество товара — качественная и (или) стоимостная характеристика, показывающая превосходство данного товара над товарами-конкурентами в удовлетворении потребности приобретателя. Преимущество может выражаться непосредственно в виде критерия конкурентоспособности или в опосредованной форме — через факторы: улучшенную упаковку, сырье, технологию и пр.

  Конкурентную позицию  товара на рынке определяет  конкурентное преимущество. В конечном  счете, товары конкурентоспособны, если имеют прочное перспективное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество – это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для товара определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти атрибуты или характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую услугу к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для товара. Эти превосходства являются, таким образом, относительными, определяемыми по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Этот самый сильный конкурент называется приоритетным. Конкурентное преимущество может быть внешним, если основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество, следовательно, увеличивает «рыночную силу» фирмы в том смысле, что она может заставить рынок принять цену продаж выше, чем у приоритетного конкурента, не обеспечивающего соответствующего отличительного качества. Конкурентное преимущество является внутренним, если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, менеджмента или товара, которое создает ценность для изготовителя, позволяющую добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента.

            Новации, дающие конкурентные  преимущества предприятию:

  1. Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшение сопутствующих услуг.  Именно оно предшествует стратегически важным нововведениям.
  2. Новые или изменившиеся запросы покупателей. Часто конкурентное преимущество возникает или переходит из рук в руки тогда, когда у покупателей появляются совершенно новые запросы или же взгляды на то, что хорошо и что плохо, резко меняются.
  3. Появление нового сегмента в отрасли. Это – возможность не только выйти на новую группу покупателей, но и найти новый, более эффективный способ выпускать товары или новые подходы к определенной группе покупателей.
  4. Изменение стоимости или наличия  компонентов  производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов: рабочей силы, сырья, энергии, транспорта, оборудования, информации, связи и др.. Фирма добивается конкурентного преимущества, приспосабливаясь к новым условиям, в то время как конкуренты связаны по рукам и ногам капиталовложениями и тактикой, приспособленными к старым условиям.
  5. Изменение правительственного регулирования. Изменения политики правительства в таких областях, как стандарты, охрана окружающей среды, торговые ограничения еще один стимул для новаций, влекущих за собой конкурентное преимущество.

Оценка конкурентного  преимущества опирается на сущность ценности, являющегося источником получения  преимущества, и зависит от ее содержания, масштаба распространения и других условий. Выбор ценности должен основываться на философии маркетинга, т.е. удовлетворении его ценностей потребителя, а  не ценностей специалистов предприятия  или ценностей общемировых. Но нельзя забывать о ценностях конкурентов  и перспективных. Ведь принцип маркетинга - не только удовлетворение спроса, но и его формирование. Поэтому формирование конкурентного преимущества начинается с анализа ценностей потребителя, конкурентов и будущих ценностей. Имеется две точки зрения на процесс  предоставления ценности. Первая традиционная: проектирование товара, производство, распределение и обслуживание. Традиционный процесс не срабатывает в системе, основанной на конкуренции, когда потребителю  предлагается широкий выбор товаров.

  1. Методика оценки конкурентоспособности товара.

Параметры конкурентоспособности  продукции (рис. 2.1) подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т. д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т. е. цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.). Изучение конкурентоспособности товаров важно для предприятий производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т. е. не учитывая издержек на его производство и реализацию.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1 Параметры конкурентоспособности  продукции

 

Нормативные параметры характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

К группе технических параметров относятся параметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения, к ним относятся:

  1. Параметры назначения – характеризуют области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления.

Параметры назначения подразделяются:

  • на классификационные параметры, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу и используемые при оценке только на этапе выбора области применения продукции и товаров - конкурентов, они служат базой для последующего анализа и в дальнейших расчетах не участвуют (пример: пассажировместимость, скорость вращения);
  • параметры технической эффективности, характеризующие прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции (например, производительность станка, точность и быстрота срабатывания измерительных приборов, объем памяти для ЭВМ), они могут быть и одновременно и классификационными;
  • конструктивные параметры, характеризующие основные проектно - конструкторские решения, использованные при разработке и производстве изделия (состав изделия, его структура, размеры, вес), отдельные параметры также могут служить целям классификации;
  1. Эргономические параметры, характеризующие продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические, свойства).
  1. Эстетические параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), они моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными, они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;
  2. Нормативные параметры, характеризующие свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается сбывать (параметры патентной чистоты, характеризующие степень воплощения в продукции технических решений и не подпадающих под действие патентов, выданных в странах предполагаемого сбыта, экологические параметры, параметры безопасности, по которым для данного рынка установлены обязательные действующие требования международных, национальных стандартов, технических регламентов, норм, законодательства).

Информация о работе Конкурентоспособность товара