Конкурентоспособность товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т.д.

Работа содержит 1 файл

Экономическими возможностями и органичениями потребителя.docx

— 41.62 Кб (Скачать)

  ,

где З, З0 – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Полные затраты  потребителя состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (З0) и средних суммарных затрат на эксплуатацию  продукции: 

где Т – срок службы;

     i – год по порядку.

Смешанный метод позволяет выразить способность  товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный  количественный показатель – коэффициент  конкурентоспособности: 

где i=1 – число параметров продукции, участвующих в оценке;

      j=1 – виды продукции;

    Li - коэффициент важности (значимости ) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

Pij – конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;

Pin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребности показателя;

βi=+1, если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);

βi= - 1, если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и т.д.).

Иными словами  мы с помощью цифр можем охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению  к другим . Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:

    - продукция  конкурентоспособна на данном  рынке в сравниваемом классе  изделий;

    -продукция  обладает низкой конкурентоспособностью  в сравниваемом классе изделий  на данном рынке;

    -продукция  полностью неконкурентоспособна  в сравниваемом классе изделий  на данном рынке.

Заключение  дополняется выводами о преимуществах  и недостатках оцениваемой продукции  по сравнению с аналогами, а также  предложениями  о мерах, которые  должны быть приняты для улучшения  положения ее на рынке. 

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 
 

2.1 Конъюнктурный  обзор рынка сыров

Сыр является одним из наиболее питательных и  калорийных пищевых продуктов, что  обуславливается в первую очередь  высоким содержанием белка, которое, в зависимости от сорта сыра, составляет от 10 до25%. Причем  большая его  часть находится в растворимой  форме и поэтому очень хорошо усваивается организмом. Помимо белка  в сыре присутствуют витамины, соли кальция и фосфора, незаменимые  аминокислоты, способствующие нормальному  развитию и функционированию организма.

На данный момент в мире существует более 700 различных  видов сыра. Потребление сыра в  России в среднем на душу населения  составляет не многим более 2 кг в год, тогда как рекомендуемая норма  потребления этого продукта – 6,5 кг в год. В большинстве развитых стран этот показатель составляет 10-15 кг, а в Италии, Франции и Израиле  – более 20 кг. За последнее десятилетие  потребление сыра в России сократилось  на треть, а в Европе и США в  течении этого же периода оно ежегодно увеличивалось на 1,8 - 2% .

В настоящее  время на российском рынке представлено огромное количество различных видов  сыров, но наибольшей популярностью  у россиян пользуются твердые  и плавленые виды сыров, которые  известны еще с советских времен. Среди твердых сыров наибольшей популярностью пользуются такие  отечественные марки как Российский, Голландский, Костромской, Пошехонский  и импортные марки Эдам, Гайда, Масдам и другие. Среди плавленых можно назвать такие известные марки как Виола, Хохланд и Президент. Производители плавленых сыров стремятся привлекать потребителей путем повышения разнообразия ассортимента за счет различных добавок.

В силу некоторых  своих особенностей, сыр можно  считать индикатором изменений  в российской экономике и благосостояния населения. С одной стороны, он никогда  не был продуктом первой необходимости, как хлеб или картофель, с другой – сыр уже давно стал в России привычным и любимым.

В последнее  время спрос на традиционные сыры стабилизировался, а на элитные сорта  стал возрастать.

На сегодняшний  день сыры в основном подразделяются по такому критерию, как потребление. Следуя этому принципу, все представленные на российском рынке сыры можно разделить  на 3 группы: основную, элитную  и  дополнительную (Прил. 1, рис.1).

Основная  группа – сычужные и плавленые  сыры, пользующиеся повышенным спросом. Марки сыров этой группы характеризуются  высоким оборотом продаж и при этом имеют небольшую торговую наценку (Российский, Голландский, Костромской, Швейцарский, Гауда, Эдам и т. п.).

В элитную  группу входят дорогие деликатесные сыры с плесенью, покупаемые в небольших  объемах. Их покупают время от времени  и в небольших количествах. Марки  сыров с плесенью Рокфор и Дор Блю считаются дорогими и относятся к продуктам для особых случаев.

Дополнительную  группу составляют рассольные сыры. К  ним относят Брынзу, Сулугуни, Фетаки и др. Данные сыры являются промежуточными между сырами базового ассортимента и сырами высокого качества. Клиенты покупают их чаще, чем дорогие  высококачественные сыры, но, тем  не менее, спрос на дополнительную группу сыров ниже спроса на основную, так как они более дорогие.

Первый этап работы был посвящен исследованию динамики производства сыра. На основании анализа  вторичной информации установлено, что производство сыра  в 2008 году выросло приблизительно в 2,5 раза в сравнении с 2002 годом, при этом наибольший подъем наблюдался в 2005 году. (Прил. 1, рис. 2)

В рамках данного  исследования изучался ассортимент  сыров в крупных магазинах  г. Новосибирска, а именно Ашан, Холидей Классик, Универсам. Исследованиями установлено:

  1. Удельный вес дополнительной группы, а именно рассольных сыров в магазине Ашан составляет 23,2%; Универсам – 14,3%; Холидей Классик – 13,5%. (Прил.1, рис.3)
  2. Удельный вес элитной группы, а именно сыров с плесенью в магазине Ашан составляет 23,2%; Универсам –36,3%; Холидей Классик –26,4%. (Прил.1, рис.4)
  3. Удельный вес основной группы, а именно сычужных и переработанных сыров в магазине Универсам составляет 50,2%; Холидей Классик – 59,3%; Ашан – 61,5%. (Прил.1, рис. 5)

    Базовый ассортимент любого магазина составляют твердые и плавленые сыры.  Под твердыми сырами понимают вареные  и невареные прессованные сыры. К  сырам этой категории можно отнести  такие сорта, как Российский, Голландский, Костромской, Швейцарский, Гауда, Эддам и т.п.  тому же, сезонность  производства сыра в России обрела на успех качественные мари импортных твердых сыров.

Плавленый сыр, как и твердый, является частью базового ассортимента магазина. Являясь  продуктом переработки, плавленый  сыр имеет более долгий срок хранения и менее чувствителен к перепадам  температуры, что увеличивает как  сезон его продаваемости, так и районы распространения. Если на рынке твердых сыров прослеживается тенденция к работе с российским продуктом, производимым, в том числе и в регионах, то на рынке плавленых пока преобладают сыры скорее московского или импортного производства, нежели регионального. Конечно же, и среди плавленых сыров есть элитные, очень дорогие сорта, как например, с грецким орехом и лососем, но, в целом, этот продукт более демократичный и по цене рассчитанный на среднего покупателя. Плавленые сыры российского производства, в отличии от твердых, имеют относительно устойчивое положение на рынке. Их производство не зависит от сезона, что позволяет удовлетворять существующий спрос и поставлять товар по сравнительно низкой цене.

В настоящее  время насыщение рынка твердых  и плавленых сыров привело  к ужесточению конкуренции среди  производителей. Борьба за потенциального покупателя путем повышения качества или снижения цены уже не дает прежних  результатов. Кроме прямой рекламной  поддержки, производители используют также разнообразную фасовку  и упаковку, нацеленную на привлечение  потребителей. Весьма привлекательны экзотические сыры в маленькой упаковке – приемлемая цена позволяет познакомиться  с новым вкусом.

Еще одним  способом продвижения сыра является позиционирование по маркам сыров для  большинства потребителей.

В рамках исследования был проведен опрос, в ходе которого выяснилось, что 41% респондентов предпочитает твердые сыры, 10% - мягкие, 12% - рассольные, 9% - сыры с плесенью, 28% - плавленые  сыры.

Большинство потребителей не имеет особого предпочтения в отношении места приобретения сыра и пользуется услугами разных торговых предприятий: гастрономов, универсамов, супермаркетов, а  также небольших  продуктовых магазинов и рынках.(Прил. 1, рис.6)

В отношении  покупки сыра прослеживаются следующие  закономерности: чаще всего (1-2 раза в  неделю) покупают твердые сыры, немного  реже (2-4 раза в месяц) плавленые и  мягкие сыры, еще реже (1-2 раза в месяц) – брынзу и совсем редко (1 раз  в месяц) покупают сыры с плесенью.

Таким образом, твердые сыры, имеющие приемлемую цену и соответствующие вкусам большинства населения, являются продуктами повседневного спроса. Среди них наиболее популярны сорта Российский, Костромской, Голландский, Пошехонский, Эддам.

Что касается торговой наценки на сыры базового ассортимента в сетях, то, по оценке ИКАР, она составляет: «Metro» - 12-15%? «Auchan» - 14%? «Седьмой континент» - 27% на отечественные сыры и 35% на импортные.

Определяющим  фактором при формировании цены продукта на предприятии розничной торговли является число посредников. В непрямом канале сбыта основные физические действия по сбыту выполняются оптовыми компаниями, и их издержки компенсируются торговой наценкой.

Торговая  наценка на сыры базового ассортимента при прохождении по всей цепи товародвижения составляет (в % относительно цены покупки  очередным торговцем):

  1. Оптовик, импортирующий сыры или закупающий их крупным оптом у отечественных производителей – 6-8%.
  2. Оптовик, реализующий сыры средним оптом – до 15% или 15-20% в зависимости от дальности поставок и условий дальнейшей реализации.
  3. Дистрибьютор, поставляющий продукцию в сети – до 25% в зависимости от условий оплаты.

    Таблица 1

    Торговые  наценки на различных предприятиях торговли 

    Формат Торговая  наценка на предприятиях торговли, %
     Минимум Максимум Средняя
    Дискаунтер 10 23 19
    Супермаркет 15 50 25
    Гипермаркет 10 22 14
    Convenient store 25 60 30
    Cash&Carry 4 30 10
 

Нарастание  цены на сыры базового ассортимента в  зависимости от длинны канала и величины наценки в розничной сети может составлять от 35 до 75%.

За 2008 год  средние розничные цены на твердые  сыры выросли на 3,5%, на плавленые  – на 2,3%. Такой незначительный рост цен свидетельствует о насыщении  рынка, прежде всего, отечественной  продукцией (цены на которую ниже, чем  на импортную) и его стабилизации.

Однако наблюдается  значительная дифференциация средних  розничных цен на сыры твердые  и плавленые.

 Средняя  розничная цена на твердые  отечественные сыры составила  232,3 руб/кг. Максимальные розничные цены (руб/кг) на данную продукцию наблюдались в следующих магазинах: «Универсам», «Элди».

Минимальные цены (руб/кг) на твердые сыры наблюдались в слдующих магазинах: «Ашан», «Холидей Классик».

Средняя розничная  цена на плавленые сыры составила 68,8 руб/кг. Максимальные розничные цены на данную продукцию наблюдались в магазине «Универсам».

Несмотря  на рост объемов российского производства, спрос на сыры удовлетворяется также  и за счет увеличивающихся объемов  импорта.

В 2008 году объем  импорта вырос в 4,5 раза по сравнению  с 2005. Страны дальнего зарубежья поставляют 67% продукции от общего объема импорта, страны ближнего зарубежья – 33%.

Информация о работе Конкурентоспособность товара