Конкурентоспособность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 07:10, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы является оценка конкурентоспособности продукции предприятия и разработка направлений повышения эффективности работы за счет оживления сбытовой политики организации.
Объектом исследования соответственно выступает ОАО «Белэнергосвязь».
Предметом дипломного исследования являются процессы, обеспечивающие конкурентоспособность организации и его сбытовую активность. Автор работы подтверждает, что приведённые в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение 4
1. Значение конкурентоспособности продукции в реализации маркетингового комплекса предприятия 7
1.1. Конкурентоспособность продукции в маркетинговой системе 7
1.2. Показатели конкурентоспособности продукции и методика их расчета 10
1.3. Методы оценки конкурентоспособности продукции 16
1.4. Проблемы эффективной организации сбытовой деятельности 24
2. Оценка сбытовой деятельности и конкурентной позиции ОАО «Белэнергосвязь» 30
2.1. Общая характеристика ОАО «Белэнергосвязь» 30
2.2. Организация сбыта и оценка конкурентоспособности организации 36
3. Совершенствование системы сбыта ОАО «Белэлектросвязь» 46
3.1. Основные направления совершенствования сбыта 46
3.2. Совершенствование сбытовой политики организации 56
Заключение 71
Список использованных источников 74

Работа содержит 1 файл

к.р. - конкурентоспособность и сбыт ОАО Белэнергосвязь.doc

— 751.00 Кб (Скачать)

Для оценки уровня конкурентоспособности  применяют схему единичных, групповых (сводных, обобщенных, комплексных) и интегральных показателей.

Единичный показатель определяется как процентное отношение величины параметра оцениваемого изделия к величине параметра базового образца.

Групповой показатель рассчитывается на основе единичных показателей  методом средневзвешенного. При расчете сводного параметрического индекса сложной задачей представляется определение веса параметра. Необходимость установления веса параметра объясняется неоднозначностью для потребителя различных параметров товара. Исходя из этого, определяется значимость (вес) параметра для потребителя, при условии, что вся потребность принимается за 100%. Вес параметра может устанавливаться различными методами.

Под интегральным показателем понимается отношение суммарного, полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на приобретение и использование этой продукции. В основе расчета единичных, комплексных и интегральных показателей – показатели (параметры), характеризующие конкурентоспособность продукции, которые подразделяются на: технические, экономические, организационные и коммерческие (рис. 1.1).

 


 



 


 

 

Рисунок 1.1. Показатели конкурентоспособности продукции

Примечание. Источник: Собственная разработка на основании [3, с 110-127].

 

Технические показатели определяются оценкой соответствия технического уровня, качества и надежности продукции современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом. К ним относятся:

  • Нормативные параметры, отражающие свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается продавать;
  • Эргономические параметры, демонстрирующие продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении;
  • Эстетические параметры, характеризующие информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного использования продукции и стабильность товарного вида. Эти параметры моделируют внешнее восприятие продукции и именно такие его внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными;
  • Параметры назначения, характеризующие область применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции в конкретных условиях потребления.

Техническая конкурентоспособность  товаров - показатель весьма гибкий и  динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых производителей той или иной продукции.

Экономические показатели – особый вид показателей оценки уровня конкурентоспособности продукции, так как они практически взаимосвязаны со всеми классификационными группами показателей. Примерами экономических показателей могут служить:

  • затраты на изготовление и испытания опытных образцов;
  • себестоимость изготовления продукции;
  • затраты на расходные материалы при эксплуатации технических объектов;
  • энергоемкость и экономичность в потреблении сырья на единицу выпускаемой продукции или совершаемой работы;
  • стоимость запасных частей, периодичность и стоимость ремонтов;
  • численность обслуживающего персонала и его квалификация и др.

Коммерческие показатели, применяемые  при оценке конкурентоспособности, характеризуются структурой полезных затрат потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, которая определяется ее свойствами, а также условиями приобретения и использования на конкретном рынке. К экономическим показателям, определяющим конкурентоспособность товаров, относятся полные затраты потребителя (единовременные затраты) и издержки, связанные с их эксплуатацией (эксплуатационные или текущие) (рис. 1.2).

 

Экономические показатели



Единовременные (затраты  на приобретение товаров)

Текущие (затраты на эксплуатацию товаров)

Цена товара

Затраты на эксплуатацию

Расходы на  транспортировку

Расходы на ремонт

Стоимость установки, монтажа  и приведение товара в работоспособное состояние

Расходы на послегарантийное техобслуживание

Налоги

Страховые взносы

Расходы на утилизацию


 

Рисунок 1.2. Экономические показатели конкурентоспособности товаров

Примечание. Источник: [5].

 

Единовременные затраты представляют собой постоянную составляющую цены потребления. В общем виде они включают: затраты на приобретение (цена товара); расходы на транспортировку товара до места использования; стоимость установки, монтажа, приведение в работоспособное состояние.

Текущие (эксплуатационные) затраты  являются переменной составляющей цены потребления. Они включают: затраты на эксплуатацию (топливо, энергия, химчистка, старка, приобретение основных и вспомогательных материалов), расходы на ремонт и покупку запасных частей, расходы на послегарантийное техническое обслуживание, налоги, страховые взносы, расходы на эксплуатацию изделия после выработки ресурса.

Состав и структура цены потребления определяются назначением изделия, уровнем качества, социально-экономическим положением потребителя, наличием услуг и другими факторами. Наряду с вышеназванными составляющими, в структуру затрат могут включаться и другие элементы, характеризующие индивидуальные особенности товара. Цена потребления зависит также от длительности жизненного цикла товара у потребителя: чем дольше он эксплуатируется, тем больше эксплуатационные затраты и тем ниже доля первоначальной цены в общей сумме затрат. Поскольку цена потребления имеет переменную и постоянную составляющие, необходимо учитывать срок эксплуатации товаров. С его окончанием потребитель должен прекратить использование данного товара и  заменить его новым или провести ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс.

Организационные показатели приобретения и использования товара потребителями обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей его конкурентоспособности. К ним относятся:

  • Обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к покупателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;
  • Доставка товара до мест потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономичной доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
  • Расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием. В настоящее время покупатель предъявляет продавцу товара обязательное требование: сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение всего срока службы. Продавец со своей стороны всемерно способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой любой промышленной фирмы, желающей успешно выступить на рынке. Сервис подразделяется на предпродажный и послепродажный, а последний - на гарантийный и послегарантийный.
  • Развитие рекламы и технической информации на высоком качественном и организационном уровнях. Главная цель рекламной работы - привлечь к товару максимум деловых людей и повысить его конкурентоспособность;
  • Формирование спроса и стимулирование сбыта как ключевое направление в конкурентной борьбе за прочное место на рынке сбыта товара. Формирование спроса заключается в том, чтобы сообщить потенциальному покупателю о существовании товара, осведомить его о потребностях, которые удовлетворяются этим товаром, максимально снизить недоверие к товару со стороны покупателей и довести до них гарантии защиты интересов покупателей в случае, если они не будут удовлетворены покупкой. Задача же стимулирования сбыта - побуждение покупателя к последующим покупкам данного товара, к приобретению больших партий, регулярным коммерческим связям.

Выбор системы показателей конкурентоспособности  зависит от характерных особенностей конкретной продукции и осуществляется на основе изучения потребностей потенциальных потребителей.

Оценка конкурентоспособности  товаров и услуг необходима для обоснования принимаемых на различных уровнях решений:

  • при комплексном изучении рынка;
  • оценке перспектив продажи конкретных товаров, вырабатываемых отечественными предприятиями для внутреннего и внешнего рынков;
  • оценке перспектив закупки конкретных импортных и отечественных образцов товаров;
  • установлении и корректировке цен на закупаемые новые товары отечественного производства;
  • установлении и корректировке цен на экспортные и импортные товары;
  • корректировке цен при получении новой партии известного товара;
  • контроле качества экспортных товаров;
  • снятии товаров с экспорта или их модернизации;
  • прекращении закупки импортных товаров;
  • подготовке информации для рекламы новых товаров отечественного производства;
  • подготовке информации для рекламы закупаемых импортных товаров;
  • подготовке информации для рекламы товаров для экспорта;
  • оптимизации торгового ассортимента;
  • формировании товаропроизводителями политики в области качества и конкурентоспособности.

Прежде чем приступить к оценке конкурентоспособности конкретного товара, необходимо изучить соответствие его характеристик ряду нормативных требований, общих для всех товаров и обязательных к выполнению. Это параметры, которые устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами; национальными зарубежными и отечественными стандартами; действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции; стандартами фирм-изготовителей данной продукции; патентной документацией.

Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок.

Важной задачей для оценки уровня конкурентоспособности является количественное определение параметров изделия. По способу количественного определения различают «жесткие» и «мягкие» параметры. «Жесткие» параметры имеют естественную физическую меру, выраженную в тех или иных единицах, и описывают важнейшие функции изделия, заданные конструктивными принципами. Например: мощность, размер, точность и т.п. «Мягкие» параметры не имеют, как правило, естественной физической меры и, вследствие этого, трудно поддаются количественной оценке. К «мягким» параметрам относятся показатели, характеризующие свойства эргономичности, эстетичности изделия, организационно-коммерческие показатели. Определение этих показателей требует выбора способа их количественной оценки. При этом возможно применение органолептических методов, построенных на восприятии человека того или иного свойства изделия и выражении восприятия в цифровой (бальной) форме.

Таким образом, конкурентоспособность продукции более полно раскрывается через систему ее показателей. Они представляют собой совокупность критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности изделий. Основой для построения системы показателей конкурентоспособности является анализ взаимодействия потребности товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень соответствия друг другу.

 

 

1.3. Методы оценки конкурентоспособности продукции

 

 

Оценка конкурентоспособности  продукции осуществляется в несколько  этапов (рис. 1.3.1):

  • анализ рынка;
  • определение перечня параметров, подлежащих сравнению и оценке с их количественным выражением и установлением «весомости»;
  • расчет параметрических индексов с учетом выбранных измерителей по каждому параметру;
  • расчет интегрального показателя конкурентоспособности продукции;
  • разработка мер по повышению конкурентоспособности продукции и принятие решения о его производстве, выходе на рынок с пробными продажами.

 

 


 


 


 


 







 





 

 





 





 



 

 

 

 

Рисунок 1.3. Оценка конкурентоспособности продукции

 

Наиболее ответственным моментом анализа рынка является выбор  образца-эталона. Ошибка на этом этапе  может привести к искажению результата всей работы. Аналог должен принадлежать именно к той группе товаров,  что    и    определяемое    изделие,  и    иметь   одинаковое   количество

сравниваемых параметров, быть наиболее представляемым для данного рынка  и завоевавшим максимальное число  покупательских симпатий.

Существует несколько  методов расчета показателя конкурентоспособности (рис 1.4).

 

 






 


 

 

Рисунок 1.4. Методы оценки конкурентоспособности

Примечание. Источник: Собственная разработка на основании [7, с. 95-136].

 

Определение конкурентоспособности продукции методом расчета единичных и групповых показателей предполагает расчет единичных и групповых показателей, на базе которых определяется интегральный показатель конкурентоспособности. Данный метод (традиционный) используется поэтапно.

Информация о работе Конкурентоспособность организации