Конкурентоспособность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 07:10, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы является оценка конкурентоспособности продукции предприятия и разработка направлений повышения эффективности работы за счет оживления сбытовой политики организации.
Объектом исследования соответственно выступает ОАО «Белэнергосвязь».
Предметом дипломного исследования являются процессы, обеспечивающие конкурентоспособность организации и его сбытовую активность. Автор работы подтверждает, что приведённые в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение 4
1. Значение конкурентоспособности продукции в реализации маркетингового комплекса предприятия 7
1.1. Конкурентоспособность продукции в маркетинговой системе 7
1.2. Показатели конкурентоспособности продукции и методика их расчета 10
1.3. Методы оценки конкурентоспособности продукции 16
1.4. Проблемы эффективной организации сбытовой деятельности 24
2. Оценка сбытовой деятельности и конкурентной позиции ОАО «Белэнергосвязь» 30
2.1. Общая характеристика ОАО «Белэнергосвязь» 30
2.2. Организация сбыта и оценка конкурентоспособности организации 36
3. Совершенствование системы сбыта ОАО «Белэлектросвязь» 46
3.1. Основные направления совершенствования сбыта 46
3.2. Совершенствование сбытовой политики организации 56
Заключение 71
Список использованных источников 74

Работа содержит 1 файл

к.р. - конкурентоспособность и сбыт ОАО Белэнергосвязь.doc

— 751.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

 

Дипломная работа: 77 с., 13 табл., 6 рис., 59 источников.

 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТОВ, СТРАТЕГИЯ сбыта, КОНЦЕПЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, РЕКЛАМНАЯ КОМПАНИЯ.

 

Цель дипломной работы является оценка конкурентоспособности продукции предприятия и разработка направлений повышения эффективности работы за счет оживления сбытовой политики организации.

Объектом исследования соответственно выступает ОАО «Белэнергосвязь».

Предметом дипломного исследования являются процессы, обеспечивающие конкурентоспособность организации и его сбытовую активность.

Автор работы подтверждает, что приведённые  в ней расчётно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

Содержание 

 

 

 

 

Введение

 

В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия с любой формой собственности является конкурентоспособность его продукции.

Конкурентоспособность продукции  – это способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка в рассматриваемый период.

Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику продукции, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств  аналогичной продукции. Это некая относительная и интегральная характеристика, отражающая отличие продукции-конкурента и определяющая ее привлекательность в глазах потребителя.

Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим  характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации. Конкурентоспособным считается такая продукция, которая имеет не только  высокие потребительские свойства, но  и соответствует требованиям международных стандартов по экологической безопасности.

Не стоит забывать при этом об эффективности рыночного поведения и развития фирмы. Самое важное в познании и удовлетворении потребностей покупателя – это изучать его мнение о товарах фирмы, конкурирующих товарах, проблемах и перспективах жизни и работы потребителей. Только обладая этим знанием можно в наиболее полной мере удовлетворить запросы потребителей. И как раз именно этим должна заниматься фирма в рамках системы сбыта – там, где она ближе всего соприкасается с покупателем. Сбыт продукции для предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет другие показатели предприятия (величину доходов, прибыль, уровень рентабельности). Кроме того, от сбыта зависят производство и материально-техническое обеспечение. Таким образом, в процессе сбыта окончательно определяется результат работы предприятия, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли.

Приспосабливая сбытовую сеть при покупке товаров к запросам покупателей, предприятие-производитель повышает свои шансы в конкурентной борьбе. Большое значение имеет оперативно-сбытовая работа, связанная с приемкой готовой продукции от цехов-изготовителей и отгрузкой ее покупателям, ибо именно эта завершающая часть сбыта продукции приносит предприятию реальные результаты. Немаловажную роль в этой деятельности играет транспортный фактор.

Система сбыта товаров – ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы  по созданию, производству и доведению  товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными.

Цель дипломной работы является оценка конкурентоспособности продукции предприятия и разработка направлений повышения эффективности работы за счет оживления сбытовой политики организации.

Для реализации поставленной в работе цели были решены следующие задачи:

  • рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности как экономической категории и особенности механизма ее обеспечения в современных условиях;
  • изучены показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции;
  • дана комплексная оценка результативности производственно-хозяйственной деятельности предприятия и проанализировано его финансовое состояние;
  • проведена оценка конкурентоспособности продукции субъекта хозяйствования и выявлены факторы, влияющие на эффективность сбыта;
  • сформулированы основные направления повышения конкурентоспособности продукции, повышения сбытовой активности и экономически обоснованы мероприятия по их реализации на анализируемом предприятии.

Объектом исследования соответственно выступает ОАО «Белэнергосвязь».

Предметом дипломного исследования являются процессы, обеспечивающие конкурентоспособность  организации и его сбытовую активность.

Методологической основой написания  работы является отечественная и  зарубежная литература по проблеме, нормативная документация, статистические данные и фактический материал данного предприятия. В ходе их обработки были использованы такие методы, как экономический анализ, синтез, обобщение и сравнение, методы экспертных оценок, моделирования и экстраполяции, экономико-математические методы и др.

Информационную базу исследования составили нормативные и законодательные  акты Республики Беларусь, работы отечественных  и зарубежных экономистов, данные государственной  статистической отчетности и фактические материалы предприятия. Также использовались статьи ведущих белорусских исследователей в области маркетинга и экономики в целом и материалы соответствующих интернет-сайтов.

 

 

 

 

 

 

1. Значение конкурентоспособности продукции в реализации маркетингового комплекса предприятия

 

1.1. Конкурентоспособность  продукции в маркетинговой системе

предприятия

 

Конечная цель всякого предприятия  — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая или случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет, — зависит, в основном, от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других субъектов хозяйствования.

Конкурентоспособность – это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

В силу многоаспектности применения данной категории в различных  отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу. Приведем некоторые из них:

"...под конкурентоспособностью  понимается комплекс потребительских  и стоимостных (ценовых) характеристик  товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов" [1, с. 167];

"...конкурентоспособность товара - совокупность потребительских  свойств товара, определяющая его  отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию" [2, с. 107];

"...конкурентоспособность товара - способность продукции быть  более привлекательной для потребителя  (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам" [3, с. 106];

"Конкурентоспособность  товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке" [4, с. 112];

"Конкурентоспособность  товара – это совокупность  характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, которые отличают его от аналогичных продуктов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Другими словами, это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей и его способность быть проданным" [5, с. 123]

Как представляется, все эти определения  имеют один общий недостаток, представляя  конкурентоспособность как совокупность всех свойств товара и не учитывая того, что потребителей больше интересует соотношение качество/цена потребления. Чтобы выявить сущность категории «конкурентоспособность» продукции, прежде всего, необходимо учитывать, что она в условиях рыночной экономики, должна рассматриваться с точки зрения потребителей. Данное в [6, c. 7] определение, а именно "конкурентоспособность означает способность данного предмета (потенциальную или реальную) выдержать конкуренцию" – более точно отражает сущность данной категории, но не объясняет, за счет чего может возникнуть эта способность.

Проанализировав все вышеотмеченные определения, следует констатировать, что наиболее точно данное понятие можно определить следующим образом: "конкурентоспособность - более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента". Иначе, конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Исследования поведения покупателей  показывают, что в процессе сравнения  и отбора выигрывает тот товар, у  которого отношение полезного эффекта  – тех благ, на которые ориентируется покупатель (Э) к затратам на его приобретение и использование (З) – максимально по сравнению с другими аналогичными товарами, поэтому условие предпочтения одного из товаров другим имеет следующий вид:

 

                                       max (1.1.1)


 

Это и есть условие конкурентоспособности  продукции в самом общем виде.

Вышесказанное позволяет выделить целый ряд моментов, безусловно, важных для более полного осознания  данного понятия и определения  его места среди других экономических категорий:

  1. Конкурентоспособность продукции - это мера ее привлекательности для потребителя;

2. Привлекательность продукции  определяется степенью удовлетворения  совокупности разноплановых, иногда  противоречивых требований;

3. Состав предъявляемых требований, их приоритетность зависит как от вида продукции, так и типа ее потребителя;

4. Конкурентоспособность как экономическая  категория имеет релятивистскую  природу, так как рассматривается  относительно конкретного рынка  и конкретного аналога;

5. Конкурентоспособности присущ динамический характер - ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений во времени рыночной конъюнктуры;

6. Проблема конкурентоспособности  относится лишь к нестационарному  недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;

7. Конкурентоспособность зависит  от стадии жизненного цикла,  на которой находится рассматриваемый  товар;

8. Имеет смысл говорить о конкурентоспособности  лишь того товара, который уже  обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от предыстории, т.е. доли рынка в предыдущий период.

Таким образом, раскрывая сущность категории «конкурентоспособность», необходимо отметить, что конкурентоспособность — это не просто показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего, — это философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:

  • понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
  • знание поведения и возможностей конкурентов;
  • знание состояния и тенденций развития рынка;
  • знание окружающей среды и ее тенденций;
  • умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

Всегда следует помнить, что  попытка торговли  неконкурентоспособными товарами теряет всякий смысл, так как приносит одни убытки; как финансовые, так и моральные. С другой стороны, нет и, не может быть «абсолютно» конкурентоспособности или неконкурентоспособности: оба эти понятия  связаны с рынком и временем, а также разнообразными факторами, влияющими на рынок.

Таким образом, конкурентоспособность  с точки зрения потребителя  –  это более высокое по сравнению  с аналогами-заменителями соотношение  современных качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям определенного сегмента. С точки зрения производителя, конкурентоспособность продукции – это достижение безусловной рентабельности в своей деятельности и создание положительного имиджа у своих потребителей.

 

 

1.2. Показатели конкурентоспособности продукции и методика их расчета

 

 

Обеспечение конкурентоспособности  продукции на требуемом уровне предполагает необходимость ее количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности  все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара, услуги) на должном уровне останутся всего лишь благими намерениями.

Информация о работе Конкурентоспособность организации