Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа
Умение выбрать оптимальную конкурентную стратегию предприятия, выделить приоритетные направления конкурирующих фирм – задача не легкая, но актуальная в современном мире. Сегодня бизнес находится в очень жёсткой конкуренции. Мощный наплыв новых фирм и, как следствие этого, усиление конкуренции, заставляет существующие предприятия серьезно задуматься над тем, какую стратегию конкуренции выбрать и как правильно составить программу маркетинга предпринимательской деятельности, не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли.
Осуществление
дифференциации может иногда препятствовать
достижению высокой доли рынка, так
как зачастую понятие дифференциации
продукта подразумевает его
3. Фокусирование.
Третья
базовая стратегия —
Фирма, реализующая стратегию фокусирования, также получает потенциальную возможность зарабатывать более высокую прибыль, чем в среднем по отрасли. Ее фокусирование предполагает либо позицию низких издержек в рамках стратегической цели, либо высокую степень дифференциации, либо обе позиции. Как было показано выше при рассмотрении стратегий лидерства в издержках и дифференциации, эти позиции обеспечивают защиту от всех конкурентных сил. Кроме того, фокусирование может служить средством выбора целей, наименее подверженных угрозе со стороны субститутов.
Валерий Николайчук выделяет оборонительные (чтобы сохранить конкурентные преимущества) и наступательные стратегии (развитие имеющихся и создание новых преимуществ).
Основные типы наступательных стратегий:
1. Стратегии, направленные на сбалансирование или превосходство сильных сторон конкурентов.
Стратегии этого типа называются силовыми. Их сущность заключается в том, чтобы бороться с противником, идя с ним нога в ногу, т. е. использовать качество против качества, цену против цены, модель предложения против модели предложения и т. п. Использование силовых наступательных стратегий не может продолжаться долго. Соперники истощаются на радость другим членам корпоративного сообщества. Поэтому большинство избегают данных стратегий и используют их только тогда, когда полностью уверены в своих силах или когда нет другого выхода.
2. Стратегии, направленные на использование слабостей конкурентов.
Стратегии этого типа в сфере профессионального обслуживания используются чаще, чем силовые.
Разрабатывать и выводить на рынок деловых услуг новые модели предложений, стараясь с их помощью заполнить ассортиментные пробелы конкурентов. Данная стратегия наиболее эффективна в тех случаях, когда новые разработки удовлетворяют потребительские ожидания, не замеченные конкурентами.
Разрабатывать те сегменты потенциальных клиентов, которыми конкурент по каким-либо причинам пренебрегает или не имеет возможности обслуживать.
Предложить лучшие условия делового сервиса заказчикам тех конкурентов, которые плохо обслуживают своих целевых потребителей.
Повысить качество и гарантии профессионального обслуживания для важных (крупных, авторитетных, нужных) заказчиков своих противников, с помощью чего стимулировать отток клиентуры от конкурентов.
Попытаться «обложить» клиентов соперника активной рекламой и убедить их методами прямого (директ-) маркетинга. Создать впечатление, что они пользуются услугами второстепенных продуцентов, хотя могут за те же деньги получить обслуживание со стороны более солидной сервисной структуры.
Сфокусировать свои усилия и ресурсы на тех территориях, где конкурент не охватывает весь потенциальный рынок.
3. Стратегии, предусматривающие наступление одновременно по нескольким направлениям (фронтальное наступление).
4. Стратегии, ориентированные на освоение незанятых и создание новых рынков.
5. Стратегия отвлечения.
6. Партизанская война.
А) Факторы внешней среды
Для правильного определения
Первым шагом по анализу факторов внешней среды является сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических тенденциях в изменениях среды существования организаций.
Политические и правовые факторы.
Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Выделим наиболее часто встречающиеся при проведении анализа внешней среды: изменения в налоговом законодательстве; расстановка политических сил; отношения между деловыми кругами и правительством; патентное законодательство; законодательство об охране окружающей среды; правительственные расходы; антимонопольное законодательство; денежно-кредитная политика и т.д.
Экономические факторы.
Существует множество
Социальные и культурные факторы.
Формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации.
Можно перечислить основные социально-культурные факторы, с которыми организации сталкиваются чаще всего: рождаемость; смертность; коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции; коэффициент средней продолжительности жизни; располагаемый доход; стиль жизни; образовательные стандарты; покупательские привычки; отношение к труду; отношение к отдыху; отношение к качеству товаров и услуг.
Технологические факторы.
Их влияние на организации часто столь очевидно, что их считают основным двигателем производственного — и шире — социального прогресса. Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютеров, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать.
Международные факторы.
Изменение рынков, правительственной политики в разных странах, валютных курсов и др. для фирм, которые действуют на международном рынке.
Факторы конкуренции.
Анализ будущих целей конкурентов, оценка текущей стратегии конкурентов, изучение сильных и слабых сторон конкурентов и др.
Факторы социального поведения. Ожидания различных общественных групп, отношение общества к предпринимательству, движения в защиту потребителей и др.6
Б) Факторы внутренней среды предприятия
Информация о внутренней среде фирмы необходима, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации.
Анализ внутренней среды проводят
по следующим направлениям:
Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т.п.;
Персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
Организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций;
Маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
Финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли. 7
Сделав подробный
Далее оценивается, почему эти факторы важны, с какой степенью неопределенности приходится сталкиваться. В частности, оценивается текущее конкурентное положение относительно основных конкурентов. После такого анализа маркетологи должны быть уверены, что они не столкнутся с неприятными сюрпризами в будущем.
Одновременно они оценивают собственные силы и слабости, чтобы убедиться, что стратегия реализуема. Поэтому для выбора разумной стратегии необходимо оценить ресурсы организации с точки зрения стратегической перспективы.
Итогом анализа является представление о том, насколько можно улучшить результаты работы, изменив конкурентную стратегию в соответствующих видах деятельности организации. Анализ конкурентных позиций показывает, что одни виды деятельности более перспективны, чем другие, а некоторые совсем не перспективны. Уровень результатов, на которые может рассчитывать организация, пользуясь своими конкурентными преимуществами, отражает существующий потенциал организации. Если организация удовлетворена нынешними возможностями и считает их ориентиром на будущее, то анализ конкурентных возможностей заканчивается и фирма переходит к составлению программ и бюджетов.
Такси Атлас – это принципиально новое такси для города Новосибирска. На рынке в 2009 года. Предоставляет услуги легкового такси, грузоперевозок, услуги эвакуатора.
При заказе такси для своих клиентов предлагает уникальные услуги: Стоимость поездки сразу (Система автоматически рассчитывает стоимость по кратчайшему пути по километрам, без учета ожидания в пути) ; При заказе такси клиент экономит на звонках (позвоните в такси «Атлас», положив трубку – операторы сами перезванивают).
Такси «Атлас» предоставляет
Программа лояльности для клиентов: Пробки и остановки на светофорах не влияют на стоимость поездки. При заказе на ближайшее время клиенту предоставляется 10 минут бесплатного ожидания на посадку.
Проведя сбор и обработку информации по ключевым факторам, воздействующим на выбор конкурентной стратегии, мы выявили, что предприятие находится на раннем этапе роста, а конкурентная позиция предприятия такси «Атлас» - обитатели ниш. Для компаний, которые занимают определенную нишу, основной стратегией считается выбор определенной специализации: по конечным пользователям, по размерам и важности клиентов, по географическому принципу, по виду продукта, по способу обслуживания, по соотношению качества и цены, по акценту на обслуживании, по каналу распределения. Тогда стратегической задачей будет занять удобную прибыльную нишевую позицию.
Выбранная стратегия «Дифференцирование», является оптимальной, так как защищает от конкурентного соперничества, поскольку создает лояльность потребителей к бренду и снижает чувствительность к цене продукта. А так же обеспечивает более высокий уровень прибыли для противостояния власти поставщиков, а также позволяет умерять и власть покупателей, так как последние лишаются сопоставимых альтернатив и поэтому менее чувствительны к ценам. Наконец, фирма, осуществившая дифференциацию и заработавшая лояльность потребителей, располагает более благоприятной, чем ее конкуренты, позицией по отношению к субститутам.
После того, как предприятие стало действовать по выбранной стратегии, наблюдается значительный приток клиентов, что влечет за собой высокую прибыльность по сравнению с предыдущим годом.
Для проверки эффективности новой конкурентной стратегии используем SWOT- анализ за 2009 и 2010 года. Применение новой стратегии началось в начале 2010 года.