Конъюнктура рынка

Автор: Светлана Семисынова, 10 Ноября 2010 в 17:38, реферат

Описание работы

Понятие и сущность конъюнктуры рынка. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка. Основные объекты конъюнктурных исследований. Конъюнктура и прогнозирование рынка.

Работа содержит 1 файл

Маркетинговые исследования прод рынка.doc

— 104.00 Кб (Скачать)
"justify">     К постоянно действующим факторам  относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

     Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

     В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

     Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных  факторов на процесс производства и  обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

     Под видами конъюнктуры понимается цена, спрос, предложение, наличие ресурсов.

     Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке.

     Спрос – это отношение между ценой  товара и его количеством, которое  покупатели хотят и в состоянии  приобрести.

     Закон спроса – чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.

     Факторы спроса и предложения

     1)        Изменение объема спроса (предложения);

     2)        Изменение функции спроса (предложения).

     Определенные  условия, при которых приобретаются  товары:

     1.        Располагаемый доход;

     2.        Цены товаров, которые обслуживают  сходную потребность так называемых  товарозаменителей;

     3.        Цены товаров, увеличивающих удовлетворение  или выгоду от потребления  данного товара;

     4.        Условие ожидания изменения цен в будущем;

     5.        Численность населения;

     6.        Вкусы и предпочтения потребителей.

     Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что означает,  что потребители  стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления  товаров.

     Зависимость  спроса от его факторов называется функцией спроса.

     Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

     1.        Изменение в полезности вещи;

     2.        Изменение доходов (больше купить  за такую же цену);

     3.        Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос переключается).

     Конфигурации  кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

     Эффект  дохода – показывает, как изменяется реальный доход потребителя при  изменении цен, данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче.

     Эффект  замещения – демонстрирует взаимосвязь  между относительными ценами товаров  и зависимостью спроса потребителей.

     Взаимодействие  эффекта дохода с эффектом замещения  возникает в ситуации с нормальными  товарами, теми товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении  доходов потребителя.

     Эффект  дохода и эффект замещения действуют  в противоположных направлениях, с одной стороны изменение  цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель станет богаче, а богатый человек не будет приобретать  низкокачественные товары.

     Если  низкокачественные товары занимают незначительное место в общем  объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее количество низших товаров.

       Но в экономической теории  может возникнуть ситуация, когда  понижение цены на товар приводит  к понижению спроса на него  и наоборот.

     Такой эффект называется эффектом Гиффена. "Парадокс Гифена" заключается в том, что с ростом цены на какой-либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара. "Эффект Веблена" предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.

       В нормальных условиях существует  зависимость между ценой и  величиной спроса, которая приводит  к отрицательному наклону кривой  спроса.

     Предложение – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения – это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:

     1.        Цена данного товара;

     2.        Цены на исходные ресурсы;

     3.        Цены на другие товары;

     4.        Наличие необходимых ресурсов;

     5.        Характер применяемой технологии;

     6.        Инфляционные ожидания;

     7.        Налоги и дотации;

     8.       Природно-климатические условия;

     9.        Количество продавцов.

     Спрос может иметь следующие виды

     Отрицательный спрос.  Задача М. - изучить источник сопротивления, определить, может ли пр-ма М. изменить негативное отношение путем переделки товара и более активного стимулирования.

     Отсутствие  спроса. Потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличны к нему. Задача М. - отыскать способы увязки присущих товару свойств с естественными потребностями и интересами человека.

     Скрытый спрос. Много клиентов хотели бы иметь товары, которых не существует. Задача М. - определить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.

     Падающий  спрос. Маркетологи должны проанализировать причины падения спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков и изменения характеристик товара.

     Нерегулярный  спрос. Сбыт может колебаться в зависимости от сезона, дня и даже времени суток. Задача М. - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения (синхромаркетинг).

     Поддерживаемый  спрос. Случай, когда фирма удовлетворена своим торговым оборотом. Задача М. - поддерживать существующий уровень спроса несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию Фирма должна заботиться о качестве товара и постоянно оценивать уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.

     Чрезмерный  спрос. В ряде случаев спрос выше, чем фирма может или хочет удовлетворить. Задача М. - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса (повышение цен, сокращение сервиса ).

     Нежелательный спрос. Спрос на товары, вредные для здоровья. Задача М. - убедить любителей чего-то отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая доступность товара.

 

3. Основные объекты  конъюнктурных исследований 

     Задача  конъюнктурных исследований состоит  в определении степени воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий  рынков в воспроизводственном процессе.

     Выделяются  три уровня исследования конъюнктуры:

     - Общехозяйственный показывает состояние  мирового хозяйства или хозяйства  отдельной страны, группы стран,  складывающихся под воздействием  конъюнктурообразующих факторов, включает  следующие аспекты: экономический потенциал хозяйства и его элементы (природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы, научно-образовательный и инфраструктурный потенциал, институциональная структура хозяйства). Включает фирменную структуру, масштабы концентрации, специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров, факторы влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров.

     - Отраслевой показывает положение  в отрасли национального или 

     мирового  хозяйства.

     - Отдельного товара показывает  положение отдельного товара  в 

     масштабе  мирового, национального или регионального  рынка.

     Одним из главных понятий исследования конъюнктуры является изучение изменений  в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие  сдвиг в уровне или структуре  цены. Так же необходим анализ изменений  технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен. На цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных факторов.

     Оценка  этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, производится путём анализа соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен различных товаров. После того как получено представление о направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.

     Методы  исследования конъюнктуры любого товарного  рынка, хозяйства или отрасли разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

     При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые  могут дать количественную оценку различным  изменениям, которые происходят в  экономике исследуемой отрасли.

     Количественное  состояние конъюнктуры может  быть оценено с помощью следующих  групп показателей:

     - Измеряется объём и динамика  производства в целом, размер  инвестиций, уровень занятости, размеры  заработной платы, данные о  заказах. Это так называемые показатели сферы производства.

     - Платёжеспособный спрос, размеры  реализации товаров в кредит, данные о розничной и оптовой  торговле. Перечисленное относится  к показателям внутрирегиональной  торговли.

Информация о работе Конъюнктура рынка