Конъюнктура рынка

Автор: Светлана Семисынова, 10 Ноября 2010 в 17:38, реферат

Описание работы

Понятие и сущность конъюнктуры рынка. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка. Основные объекты конъюнктурных исследований. Конъюнктура и прогнозирование рынка.

Работа содержит 1 файл

Маркетинговые исследования прод рынка.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     Введение.

 

     Одно  из  определений слова "конъюнктура" - это связь различных, сложившаяся  на  данный  промежуток времени  обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую  ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры  было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества  урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.

     Основоположником  конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических  показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен,   производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику. Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а следовательно и на конъюнктуру  рынка.

       Конъюнктура хозяйства, как объект исследования, представляет собой конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства в определённое время, в различных рамках, например отраслевых. Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов является составной частью экономической науки.

     Конъюнктурные исследования – один из методов оперативного изучения рынка, который обеспечивает отрасли и предприятия информацией о состоянии рынка на данный момент, выявляет причины изменения спроса и предложения, а также ожидающиеся  направления развития рынка в ближайшие месяцы.

     Как мы уже говорили ранее  основу конъюнктурных исследований составила концепция У.Митчела о системе статистического  изучения экономических показателей. Эта модель включала следующие блоки :

     - Барометр доходов (учетные процентные  ставки, индексы цен, курсы 

       акций);

     - Барометр производства (уровень  занятости, поступление заказов, 

       поставки сырья, объем производства);

     - Барометр сбыта (оптовый и розничный  товарооборот);

     - Барометр кредита (денежное обращение).

     По  данным данной модели исследовались  рынки различных товаров, ценных бумаг, валют и.т.д.

     Совместно с исследованиями рыночной конъюнктуры  формировались различные теории (распределения, сбыта), которые впоследствии создали теорию маркетинга. Начиная  с 50 годов исследования конъюнктуры  рынка, в западных странах, переориентируются на обслуживание стратегического планирования развития крупных корпораций. В наше время эти исследования сформировали отдельное научное направление – « исследование рынка».

 

1. Понятие и сущность  конъюнктуры рынка  

     К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро-, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.

     Термин  конъюнктура происходит от латинского слова conjungo-соединяю, связываю.

     Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.

     Понятие рыночной ситуации включает:

    1. степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
    2. сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
    3. уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;
    4. масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
    5. уровень коммерческого (рыночного) риска;
    6. сила и размах конкурентной борьбы;
    7. положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

     Главная цель изучения конъюнктуры рынка  – определить характер и степень  его сбалансированности, прежде всего  соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма  проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка.

     Статистика  конъюнктуры рынка (или как ее еще часто называют - конъюнктурная  статистика) представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.

     Предмет статистики конъюнктуры рынка –  массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся  количественной и качественной оценке.

     Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность.

     Система показателей конъюнктуры рынка.

     Для реализации поставленных перед изучением  конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления:

  1. Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели:

     1.1. объем, структура и динамика  предложения; 

     1.2. производственный и сырьевой  потенциал предложения;

     1.3. эластичность предложения. 

  1. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги): в целом и в распределении по: отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели:

     2.1. спрос в дифференциации по  следующим признакам: степени  удовлетворения, вектору изменения,  формам образования, покупательским  намерениям, состоянию рынка и  месту покупки;

     2.2. потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам): емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг;

     2.3. эластичность спроса.

  1. Пропорциональность рынка характеризуют показатели:

     3.1. соотношение спроса и предложения;

     3.2. соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и  услуг;

     3.3. товарная структура товарооборота  (продажи, услуг):

     3.4. раздел (доля) рынка между производителями,  оптовыми и розничными продавцами;

     3.5. структура продавцов по формам собственности;

     3.6. структура покупателей (оптовых  - по формам собственности, розничных  - по социально-демографическим и  другим потребительским признакам);

     3.7. региональная структура рынка. 

  1. Тенденция развития рынка характеризуют показатели:

     4.1. темпы роста, векторы и параметры  трендов продажи, цен и товарных  запасов, инвестиций и прибыли. 

  1. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели:

     5.1. коэффициенты вариации продажи,  цен и товарных запасов во  времени и в пространстве (экономическом и географическом);

     5.2. параметры моделей сезонности  развития и цикличности развития  рынка. 

  1. Региональные различия состояния и развития рынка характеризуют показатели:

     6.1. региональная вариация соотношения  спроса и предложения и других пропорций рынка;

     6.2. региональная вариация уровня  спроса (в расчете на душу населения)

     6.3. региональная вариация темпов  динамики основных параметров  развития рынка. 

  1. Деловая активность характеризуется показателями:

     7.1. портфель заказов, его состав, заполненность и динамика;

     7.2. число, размер, частота и динамика  сделок;

     7.3. степень загруженности производственных (торговых) мощностей. 

  1. Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями:

     8.1. инвестиционный риск;

     8.2. риск принятия маркетинговых решений;

     8.3. риск случайных рыночных колебаний. 

  1. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции характеризуют показатели:

     9.1. число фирм, выступающих на рынке  каждого товара, их распределение  по формам собственности, организационным  формам и специализации;

     9.2. общий объем реализации товаров  (продуктов и услуг) на рынке  и распределение фирм по размеру  (объему сбыта и продажи);

     9.3. уровень приватизации: число и  доля приватизированных предприятий,  их организационные формы, их  доля в общем объеме рынка;

     9.4. раздел рынка (группировка фирм  по доле, занятой ими в общем  объеме сбыта и продажи);

     9.5. доля малых, средних и крупных  фирм в общем объеме рынка. 

     Данная  система показателей включает в  себя не только специфические показатели конъюнктуры, но и ряд показателей статистики рынка из других блоков. Хотелось бы еще раз подчеркнуть связь или корреспонденцию конъюнктурных показателей с характеристиками маркетингового исследования. Особенностью показателей конъюнктуры является использование в их качестве параметров статистических моделей, отражающих тенденции и цикличность рынка.

 

2. Факторы, влияющие  на конъюнктуру  рынка 

     Изучение  конъюнктуры товарных рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

     Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие  развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:

     - постоянные

     - временные;

     - циклические;

     - нециклические.

Информация о работе Конъюнктура рынка