Концепция качества и конкурентоспособности продукции и процессов ее создания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

Конкурентоспособность товара есть не что иное, как возможность его успешной продажи на данном рынке в определенный момент времени. На современном рынке только тот товар оказывается конкурентоспособным, который создается в расчете на определенного покупателя. Непроданный товар не может считаться качественным товаром, даже если соответствует стандарту, если технология его производства отработана, а изготовитель высоко его оценил.

Работа содержит 1 файл

Концепция качества и конкурентоспособности продукции и процессов ее создания.docx

— 44.23 Кб (Скачать)

Таким образом, обобщая высказанные положения, определение понятия качества продукции  может быть предложено в следующем  виде: качество продукции - совокупность существенных свойств, количественно  оцениваемых системой технико-экономических  показателей, отличающих продукцию  от другой аналогичного назначения, определяющих степень удовлетворения некоторых  потребностей и спрос на продукцию  в рыночных условиях создания и использования  продукции при общественно необходимых  затратах и формируемых рынком ценах  на эту продукцию [37-39]. 

В существующих и предлагаемом определениях (дефинициях) понятия качества продукции количественную его оценку предполагается осуществлять системой единичных (дифференциальных) показателей (характеристик свойств продукции), выражающих ее качественную определенность как продукта производства и средства удовлетворения потребности. 

Обоснование, выбор и использование номенклатуры показателей являются важным условием объективной оценки качества продукции  существующими методами квалиметрии, изложенными в главе 3. 

От полноты  номенклатуры показателей продукции, корректности их выбора и количественного  определения в конечном итоге  зависит достоверность и наглядность  ее результатов и выбор предпочтительного варианта продукции в конкретных социально-экономических условиях и с ориентацией на потребителя. 

Номенклатура  показателей качества продукции  должна обеспечивать учет всех внешних  и внутренних факторов создания, реализации и использования продукции, сопоставимость создаваемой продукции с потребностями, для удовлетворения которых она  предназначена, платежеспособным спросом  потребителей и определения на этой основе эффективности ее создания и  использования. 

Качество  продукции формируется в процессе ее создания (разработки и производства) и сохраняется на остальных стадиях  жизненного цикла, прежде всего, на стадии эксплуатации, ради которой и создается  любая продукция. Поэтому важную роль приобретает определение понятий  и обеспечение качества процессов  создания и использования продукции. 

В развитие концепции качества в целом предлагается такое определение понятия качества процесса создания продукции (ПСП): качество ПСП - совокупность существенных свойств процесса, отличающих его от другого ПСП аналогичного назначения, определяющих соответствие параметров ПСП и выпускаемой продукции (выполняемых работ и услуг) установленным нормативными документами требованиям и обеспечивающих их конкурентоспособность [38, 39]. 

Количественная  оценка качества ПСП также обеспечивается системой технико-экономических и  организационно-производственных показателей, формирование которых является одной  из актуальных задач организации  производства и квалиметрии и  рассматривается в главе 3. 

1.3. Социально-экономическая  сущность конкурентоспособности  продукции 

Категория качества продукции непосредственно  и тесно связана с конкурентоспособностью, имея общую сферу формирования и  проявления. Но если качество продукции  является категорией более статичной  и стабильной при неизменных организационно-производственных условиях ее создания и достигнутом  уровне научно-технического прогресса, то конкурентоспособность - категория  динамичная, зависящая от характера  и изменения потребностей, рыночной ситуации, платежеспособного спроса, сервисных условий и т. п. 

В соответствии с "Системой разработки и постановки продукции на производство" [6, 14], представляющей собой совокупность установленных соответствующим  комплексом нормативно-технических  документов по стандартизации правил, определяющих порядок проведения работ  по созданию продукции и обеспечению  ее применения, конкурентоспособность  продукции - способность продукции  соответствовать сложившимся требованиям  данного рынка на рассматриваемый  период. 

Конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских  свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке. 

Потребительские свойства - это характеристики товара, направленные на удовлетворение требований потребителя, которые он предъявляет  к товару с учетом условий его  использования по назначению. Например, к домашней мебели обычно предъявляются следующие основные требования: ее габариты; возможность сборки и разборки в домашних условиях; транспортабельность; весовые характеристики (подъемность и перемещаемость); дизайн; соответствие моде; отделка; материалы, из которых она изготовлена; прочность и износостойкость и др. Разная мебель обладает разными уровнями перечисленных свойств и в разной степени соответствует габаритам и планировке квартиры. Большой высокий шкаф привлекателен по вместимости, но может не пройти в дверные проемы и оказаться выше потолков малогабаритной квартиры. 

Приведенный пример позволяет наглядно проиллюстрировать  соотношение между качеством  и конкурентоспособностью товара. Самый  высококачественный товар может  не найти покупателя, оказаться неконкурентоспособным, если он не соответствует условиям потребления. Очень высокий шкаф не нужен владельцу малогабаритной квартиры, сверхвысококачественные лыжи - бесполезная вещь в районах, где не бывает снега, самая шикарная меховая шуба не нужна с точки зрения ее назначения в местности с устойчиво теплым климатом и т. п. Качество товара теряет значение, если товар вышел из моды. Другими словами, качество товара, продукции не зависит и не изменяется от условий его использования (разумеется, если они не нарушаются). Полезность же товара при том же качестве в одних условиях может оказаться высокой, в других - относительно низкой, в третьих - товар оказывается просто бесполезным. В этом заключается главное различие качества и потребительной стоимости, составляющей основу конкурентоспособности продукции (товара). Покупатель обычно приобретает товар не потому, что он высокого качества (хотя это тоже важно при соответствующих условиях), а потому, что данный товар способен удовлетворить те или иные потребности, запросы покупателя. 

Исходным  условием планирования и создания конкурентоспособной  продукции является выявление на основе маркетинговых исследований предпочтений потребителей, определение  количественных значений технико-экономических  показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения потребностей определенных сегментов рынка и для обеспечения предпочитаемых потребителями ее преимуществ по сравнению с аналогичной продукцией других поставщиков. При этом часто решающую роль играют такие факторы, как престиж фирмы-производителя, патентоспособность и патентная чистота продукции, уверенность потребителя в возможностях изготовителя обеспечить стабильное качество всей поставляемой на рынок продукции, ее сохранение в течение длительного времени использования, срок и надежность гарантии, доступность и уровень сервисного обслуживания и т. п. 

При большом  количестве факторов, влияющих на конкурентоспособность  товара на рынке, приоритетную роль играют, как правило, следующие: 

    его полезность для потенциального  покупателя. Полезность товара - это  его потребительная стоимость  или способность удовлетворить  требования, предъявляемые к данному  типу и виду товара со стороны  потребителя;

    цена товара. Очевидно, что при  равной полезности покупатель  отдаст предпочтение более дешевому  товару. Но может приобрести и  более дорогой товар, если он  окажется для него более полезным. Исключение здесь составляют  престижные или статусные товары, приобретение которых необходимо  для поддержания определенного  социального статуса покупателя;

    инновативность продукции, т. е. введение важной для покупателя новизны в изделие, отличающей его оригинальностью (эксклюзивностью) от других аналогичных изделий, присутствующих на рынке. 

Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень  удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот  товар, который максимально удовлетворяет  его личные потребности, а вся  совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует  общественным потребностям, по сравнению  с конкурирующими с ним товарами. 

Поэтому конкурентоспособность (т. е. коммерчески  выгодный сбыт на конкурентном рынке) товара можно определить, только сравнивая  товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок. 

Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это  технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы  по эксплуатации (оплачивать потребляемую энергию, запасные части, текущий ремонт, расходные материалы и т. п.), оплачивать (если это продукция производственного  назначения) труд обслуживающего персонала, нести расходы на его страхование, обучение и т. д. 

Экономической составляющей конкурентоспособности  продукции является цена потребления  данного товара. В это понятие  входит цена приобретения изделия, цена эксплуатации изделия, зависящая от показателей его качества, и цена сервисного обслуживания. Цена потребления обычно значительно выше продажной цены (в общих расходах за срок службы транспортных средств продажная цена составляет не более 20%, магистрального самолета - 10-12%, бытового холодильника - около 10%), поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя. 

Однако  этот экономический показатель при  всей его информативности и значимости не исчерпывает полностью понятия  конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит  от вида и сложности изделия в  техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой  точности оценки, цели исследования и  других внешних факторов. 

Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при  оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. 

Превышение  норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность  изделия, но, напротив, нередко снижает  ее, поскольку ведет к росту  цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным. 

Изучение  конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его  жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения конкурентоспособности  и принять соответствующие упреждающие  решения (например, снять изделие  с производства, модернизировать  его, перевести на другой сектор рынка  и др.) При этом исходят из того, что выпуск предприятием нового товара прежде, чем старый исчерпал возможности  поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразно. 

Вместе  с тем любой товар после  выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить  и даже временно задержать, но полностью  остановить невозможно. Поэтому новое  изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним  изделием. Следовательно, конкурентоспособность  новых товаров должна быть опережающей  и достаточно долговременной. 

В практической деятельности и в теоретических  исследованиях нередко ставится знак равенства между качеством  и конкурентоспособностью продукции  или вообще не делается различий между  ними. Ведутся также споры относительно того, какое из этих двух понятий  шире. В дополнение к ранее сказанному можно отметить следующее. 

Информация о работе Концепция качества и конкурентоспособности продукции и процессов ее создания