Концепция качества и конкурентоспособности продукции и процессов ее создания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

Конкурентоспособность товара есть не что иное, как возможность его успешной продажи на данном рынке в определенный момент времени. На современном рынке только тот товар оказывается конкурентоспособным, который создается в расчете на определенного покупателя. Непроданный товар не может считаться качественным товаром, даже если соответствует стандарту, если технология его производства отработана, а изготовитель высоко его оценил.

Работа содержит 1 файл

Концепция качества и конкурентоспособности продукции и процессов ее создания.docx

— 44.23 Кб (Скачать)

Концепция качества и конкурентоспособности  продукции и процессов ее создания 

1.1. Социально-экономическая  значимость качества 

Современный уровень развития цивилизации является следствием последовательно происходивших  глобальных социально-экономических  революций: аграрной (на протяжении двух тысяч лет), промышленной (в течение  почти 200 лет) и научно-технической, развивающейся до настоящего времени. В свою очередь, научно-техническая революция имеет синтетический характер и объединяет несколько цивилизационных революций: системную, гуманитарную, инновационную, интеллектуальную, информационную, культурную, образовательную, квалитативную и др. 

Квалитативная революция есть преломление синтетической  революции через призму качества, предстающего как синтетический  интегратор всех изменений, происходящих в механизмах цивилизованного развития. Квалитативная революция отражает ведущие изменения, происходящие со второй половины ХХ в. в механизмах конкуренции и технологического базиса экономики, связанные с категориями качества и конкурентоспособности продукции, услуг и процессов их создания. 

Квалитативная революция - это революция качества во всех сферах и аспектах его проявления: продукции, услуг, процессов, систем. Она определяет тенденции сдвигов: от ценового фактора конкуренции - к качеству товаров в 60-е гг., от фактора качества товаров - к фактору качества технологий в 70-е гг., от качества технологий - к качеству человеческих ресурсов, к качеству образования и формируемому им качеству общественного интеллекта с середины 80-х гг. Происходит сдвиг от функционала прибыли как главного критерия экономического развития к функционалу качества жизни, включающего такие основные составляющие, как качество среды обитания, уровень материального благосостояния и духовного развития, качество образования и др. [44]. 

Важнейшим результатом квалитативной революции  явилось появление надтоварной, глобальной конкуренции по качеству интеллектуальных ресурсов общества и качеству инноваций (новых изделий, промышленных и информационных технологий). 

Проблема  качества в современных условиях является важнейшим фактором повышения  уровня жизни, экономической, социальной, оборонной и экологической безопасности, а конкурентоспособность - фактором экономической стабильности и устойчивого  развития общества в условиях транзитивной (переходной) и рыночной экономики. 

В Манифесте  качества в США качество определяется как "системная концепция выживания  и экономического процветания", а  в Японии, достигшей наиболее впечатляющих успехов в области качества и  конкурентоспособности продукции, качество считается лицом нации. В международной практике и во многих странах существуют престижные награды за достигнутое качество, примерами чего являются Бирмингемский факел как высшее признание качества, Золотая награда Европы за качество и коммерческий престиж, включение в состав "Сто лучших товаров России" и т. п. 

1.2. Эволюция  понятия качества 

Качество - комплексное интегрирующее понятие  всех сторон продуктивной деятельности, направленной на удовлетворение многообразных  потребностей общества и каждого  человека. Понятие качества прошло эволюционный путь развития от античных времен до настоящего времени и имеет  многоаспектные трактовки. 

С философских  позиций категория качества впервые  была проанализирована Аристотелем, определившим ее как "видовое отличие", как "тот  пребывающий видовой признак, который  отличает данную сущность в ее видовом  содержании от другой сущности, принадлежащей  к тому же роду". Гегель определил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта. По определению Гегеля, "качество есть вообще тождественная с бытием определенность: Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть". 

В Большой  Советской Энциклопедии (третье издание, 1970-е гг.) приводится такое определение: "Качество - философская категория, выражающая неотделимую от бытия  объекта его существенную определенность, благодаря которой он является этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных  элементов объекта, которое характеризует  его специфику, дающую возможность  отличать один объект от другого. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное  от других объектов". 

В Малом  энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (М.: Терра, 1994. С. 2051) формулируется: "Качество - одна из важнейших категорий, совокупность всех свойств, дающих вещи определенность, отличающую ее от всякой другой вещи". 

В Энциклопедическом  словаре (М.: Гос. науч. изд-во "БСЭ", 1954. Т. 2. С. 56) содержится следующее определение: "Качеством называется такая определенность каждого предмета, явления или процесса, изменение которой означает коренное изменение этого предмета, явления или процесса: В отличие от качества, количеством называется такая определенность, изменения которой до известного момента не меняет коренным образом предмет, явление или процесс". 

В Словаре  русского языка С. И. Ожегова (М.: Изд-во "Русский язык", 1978. С. 249) дается двоякое толкование качества: 1) наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других; 2) то или иное свойство, достоинство, степень пригодности кого-/чего-нибудь. 

Во всех приведенных философских и энциклопедических  определениях (дефинициях) качества содержится важный признак - указание на отличие  сравниваемых по качеству объектов (предметов, явлений, процессов). Этот признак не нашел отражения в современных, в том числе содержащихся в  нормативных документах, определениях качества продукции. 

Так, в  Энциклопедическом словаре (1954. С. 57) качество продукции определяется как "соответствие выпускаемой промышленной продукции по своим свойствам установленным техническим условиям". 

В проекте  Закона СССР "О качестве продукции  и защите прав потребителей" (февраль 1989 г.) предлагалось такое определение: "Качество продукции - совокупность свойств, отражающих уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические  и другие потребительские свойства продукции, придающая ей способность  удовлетворять обусловливаемые  или предполагаемые потребности  в системе производственных отношений". 

В терминологическом  стандарте ГОСТ 18 467-79 устанавливается: "Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением". 

В Международном  стандарте ИСО 8402-94 формулируется: "Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности  удовлетворить установленные и  предполагаемые потребности". 

Трактовка качества продукции, весьма сходная  в последних четырех процитированных  источниках, особенно в указанных  нормативных документах, имеет ряд  существенных недостатков, делающих эти  определения недостаточно информативными и неполно отражающими существо этого весьма сложного и комплексного понятия, что обусловливает необходимость  дальнейшего совершенствования  и уточнения этого определения. 

Прежде  всего, это относится к декларируемому функционалу (целевой функции) качества продукции, формулируемому как способность  удовлетворять определенные потребности (в ГОСТ 15 467-79 - "в соответствии с ее назначением"). Но ведь назначение - понятие весьма неоднозначное и  неопределенное без указания его  состава, содержания и количественной оценки. Например, назначением компьютера является обработка, накопление, хранение и воспроизведение в удобной для пользователя форме информации, измерительного прибора - устанавливать количественную величину некоторого параметра с требуемой точностью, транспортного средства - перемещение грузов в пространстве, металлорежущего станка - изменение формы и размеров исходного материала и т. п. Понимая буквально, если эти функции выполняются каким-то образом, то продукцию следует считать качественной независимо от степени удовлетворения потребности. 

Можно предположить, что назначение может  быть охарактеризовано набором показателей  назначения, но ведь кроме этих показателей  качество оценивается еще множеством других показателей качества, объединяемых в 12 групп (показателя надежности, стандартизации, технологичности, эргономичности, эстетичности и др.), полный состав и содержание которых приводятся в главе 3. В  упоминавшемся проекте Закона (1989 г.) дается перечисление некоторых групп показателей, что даже при неполном их перечне загромождает определение понятия качества продукции, да при этом еще и "теряются" показатели назначения. 

К числу  существенных недостатков определения  понятия качества продукции, содержащихся в указанных выше нормативных  документах, также можно отнести  следующие: отсутствует количественная сторона, степень удовлетворения потребности  или степень полезности объекта, что важно для оценки его потребительной стоимости и конкурентоспособности; из совокупности всех свойств не выделяются наиболее значимые для характеристики степени удовлетворения потребности  и конкурентоспособности; отсутствует прямое указание на свойства, характеризующие пригодность для разработки и изготовления объекта в конкретных организационно-производственных условиях с ограниченными и приемлемыми затратами на единицу полезного эффекта; отсутствует сравнительный подход при определении качества, позволяющий выделить те признаки, которые отличают один объект от другого одинакового назначения и определяют его конкурентоспособность. 

Последний из указанных недостатков является особенно весомым и логически  обоснованно отсутствует в философских  и энциклопедических определениях понятия качества. 

Основное  свойство, с которым связано качество продукции, - ее способность быть потребительной стоимостью, быть полезной и удовлетворять  определенные потребности лучше  других объектов, т. е. обладать конкурентоспособностью. При этом должна быть указана степень  удовлетворения этих потребностей, а  свойства, их не удовлетворяющие, не образуют потребительной стоимости, и их не следует  учитывать в формировании сущности и в оценке качества продукции. 

Качество  продукции, являясь мерой потребительной стоимости и конкурентоспособности, существенно связано с конъюнктурой рынка и может меняться без  изменения внутренних свойств продукции, поэтому качество можно рассматривать как интенсивность свойств, составляющих ее потребительную стоимость, степень или меру ее полезности в определенной экономической рыночной ситуации. 

Одновременно  качество продукции диалектически  связано с количеством заложенного  в ней общественно необходимого труда, т. е. со стоимостью и формируемой  рынком ценой, и также может меняться в связи с изменением рыночной ситуации. 

Как правило, повышение качества продукции сопровождается возрастанием затрат на ее создание (разработку и производство), но эта тенденция  может быть предотвращена или  ее влияние уменьшено использованием достижений научно-технического прогресса, повышением уровня организации производства, производительности труда, которые  ведут к снижению общественно необходимых затрат на единицу полезного эффекта продукции. Моральное старение продукции также ведет к относительному падению ее качества, хотя стоимость продукции может оставаться неизменной. Поэтому стоимость, а тем более устанавливаемая рыночными механизмами цена продукции не могут служить основным критерием качества продукции. 

При этом важно учитывать, что общественно  необходимыми затратами, формирующими цену продукции, корректируемую рыночной ситуацией, могут считаться лишь затраты, осуществляемые в пределах удовлетворения определенной общественной потребности, оцениваемой маркетинговыми исследованиями с учетом конкурентоспособности  продукции и насыщенностью ею рынка. 

Поскольку потребности в продукции определенного  качества удовлетворяются потребительными  стоимостями этой продукции в  условиях сегментации рынка, это  предопределяет особую важность для  экономической науки и практики исследования сущности, критериев количественной оценки потребительной стоимости (общественной полезности) продукции, а следовательно, ее качества и конкурентоспособности, в чем остро нуждается как экономическая теория, так и хозяйственная практика, особенно в условиях рыночных экономических отношений, с привлечением методов исследования операций (особенно методов прогнозирования и экспертных оценок), достижений современной теории маркетинга, логистики, поведения потребителей [20, 27, 34, 44]. 

Информация о работе Концепция качества и конкурентоспособности продукции и процессов ее создания