Автор: Анна Полушина, 09 Ноября 2010 в 13:45, курсовая работа
Маркетинговые исследования предполагают определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации. Любое предприятие в определённые моменты своей деятельности испытывает необходимость в информации о сложившемся на данный момент положении на рынке – о его конъюнктуре. Такая необходимость обуславливается целью предприятия, как можно более полно удовлетворять потребности потребителей. Для этого и необходимо проводить маркетинговое исследование конъюнктуры рынка. Без такого исследования не обходится деятельность практически ни одного предприятия, что и обуславливает актуальность рассмотрение данной темы.
Цель данной работы раскрыть методы проведения качественных исследований и провести фокус-группу для фирмы, оказывающей косметические услуги.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ВИДЫ…………...4
1.Классификация маркетинговых исследований……………........4
2.Понятие качественных исследований……………………….…..9
3.Применение качественных исследований……………………..11
ГЛАВА 2. Классификация методов качественных исследований……………………………………………………………....1
2.1. Прямой метод……………………………………………………..13
2.1.1. Фокус-группа…………………………………………….…14
2.1.2. Глубинное интервью…………………………………….…20
2.2. Косвенный метод………………………………………………….24
2.2.1. Проекционные методы………………………………….….24
2.2.1.1. Ассоциативные методы…………………………...26
2.2.1.2. Методы завершения ситуации……………………27
2.2.1.3. Методы конструирования ситуации……………...27
2.2.1.4. Экспрессивные методы…………………………...28
ГЛАВА 3. Разработка фокус-гуппы ДЛЯ ФИРМЫ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ КОСМЕТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ……….………………….29
3.1.Задачи исследования……………………………………………….29
3.2.Проведение фокус-группы…………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………35
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………….…………...36
Панель розничной торговли позволяет систематически собирать информацию в определенном количестве предприятий розничной торговли. Как правило, исследования проводят сотрудники специализированных организаций. Их задача состоит в периодическом сборе данных о запасах, закупках и ценах интересующих групп товаров. С помощью исследования торговой панели можно получить информацию о:
Такая
информация позволяет предпринимателю
сделать вывод о путях распределения своих
и конкурирующих товаров, проверить, как
принимает рынок новые продукты, насколько
эффективно работает сбытовая служба
и т. д. Таким образом, мы видим, что с помощью
различных панелей можно проводить как
качественные, так и количественные маркетинговые
исследования. Причем потребительская
панель более пригодна для сбора данных
о предпочтениях потребителей, торговая
же лучше подходит для исследования каналов
распределения товаров.
1.2.
Понятие качественных
Свое название этот тип исследований получил вовсе не из-за того, что все остальные исследования дают некачественные результаты. Качественные исследования строятся на иных принципах, нежели количественные исследования. Качественные исследования нацелены на получение глубинной мотивации потребителя, развернутой информации о предмете исследования. Качественные методы предполагают сбор информации в свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.
Примитивным внешним отличием качественных методов от количественных является существенно меньший объем выборки, т.е. качественные методы ориентированы на получение информации от небольшого числа респондентов.
Задача
методов качественных исследований
– получить разведочные данные,
а не количественное распределение
мнений. В качественных методах для
того, чтобы объяснить, интерпретировать
понятия используются не цифры, а слова.
Полученные качественными методами данные
не подлежат количественному анализу.
Проще говоря, они отвечают не на вопрос
«сколько», а на вопросы «что», «как» и
«почему». Этот тип исследований не даёт
оснований утверждать, что «25% наших потребителей
думают так-то», зато качественные методы
очень хорошо помогают в ситуации, когда
необходимо получить информацию по плохо
изученной проблеме, когда не совсем понятно,
что именно нужно спрашивать у респондента.
В качественных исследованиях широко
используются проективные и стимулирующие
техники, которые помогают исследователю
раскрыть мотивы, установки, отношения,
предпочтения, ценности, степень удовлетворенности
респондентов относительно продуктов
или брендов. Проективные техники способствуют
преодолению трудностей коммуникации,
а также позволяют выявить скрытые мотивы,
неявные установки и пр. Большинство методов
качественного исследования основаны
на применении подходов, разработанными
психологами, поэтому применение этих
методов ограниченно, так как сбор данных
должен осуществляться высококвалифицированным
специалистом в области маркетинга во
взаимодействии с профессиональным психологом.
Однако количественные и качественные
методы – это вовсе не конкуренты, а скорее
два инструмента, которые взаимно дополняют
друг друга. Качественные методы позволяют
понять суть проблемы, сформулировать
задачи и понятийный аппарат для последующего
количественного исследования.
1.3. Применение качественных исследований
Качественные исследования становятся все более популярными и применяются для того, чтобы «почувствовать» потребителя, ответить на вопрос, почему люди ведут себя тем или иным образом. В отличие от количественных методов, которые как бы «верят» респонденту на слово, качественные методы позволяют глубже проникнуть в мотивы поведения потребителей, которые они часто сами не осознают.
Качественные исследования используются для сбора информации о наклонностях, мотивациях, ценностях, настроениях потребителей. Качественные методы обеспечивают более глубокое понимание процессов, происходящих в сознании потребителя, способствуют выявлению моделей и привычек потребления, дают возможность определить причину той или иной реакции на продукт, упаковку или рекламные материалы.
Существует
несколько причин, по которым следует
применять качественный метод исследования.
Не всегда можно или желательно применять
полностью структурированные, формализованные
методы для опроса респондентов. На некоторые
вопросы люди не всегда хотят и не всегда
могут ответить. Во-первых, они редко честно
отвечают на вопросы, затрагивающие их
личную жизнь, смущающие их либо задевающие
их самолюбие. Во-вторых, не всегда люди
могут правильно ответить на вопросы,
которые задевают их подсознание. Логическими
умозаключениями и другими приемами защиты
своего «я» люди скрывают от окружающих
эмоциональные побуждения и ценности,
находящиеся на подсознательном уровне.
Например, чтобы избавиться от чувства
неполноценности, человек купил дорогую
спортивную машину. Но когда его спросят,
зачем он купил такой автомобиль, он, возможно,
ответит: «Это хорошее приобретение, так
как мой старый автомобиль развалился»
или «Я должен произвести впечатление
на моих заказчиков и клиентов». В таких
случаях необходимую информацию можно
быстрее получить, проведя качественное
исследование и применив один или несколько
методов, описанных в следующем разделе.
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Прямой метод
На рис. 1 представлена классификация методов качественного исследования, которые делятся на прямые и косвенные в зависимости от того, известна ли респонденту истинная цель исследования.
Рис. 1. Классификация методов качественного исследования.
Прямой подход в качественном исследовании – один из типов качественного исследования, когда респондентам говорят о целях проводимого исследования или они становятся очевидными из самого опроса.
Прямой
подход не маскируется исследователем.
Респондентам говорят о цели исследования,
либо она становится очевидной из задаваемых
вопросов. Этот метод находит свое применение
при проведении фокус-групп и глубинных
интервью. В отличие от него, косвенный
подход скрывает истинную цель исследования
от респондентов.
2.1.1. Фокус группа
Фокус-группа (фокусированное групповое интервью) – это один из методов качественных исследований. Фокус-группа — специально отобранная для обсуждения определенной проблемы малая группа незнакомых между собой людей (8—10 человек), деятельность которой направляется модератором (человек с психологическим, социологическим, маркетинговым образованием, который руководит группой и направляет дискуссию в нужное русло).
Длительность фокус-группы составляет обычно 1—1,5 часа. Фокус-группа проводится в специально оборудованной закрытой комнате. Используемое оборудование: аудиоплеер, аудиокассеты, видеокамера, видеокассеты, микрофон. Вместе с отчетом о результатах исследования заказчику передаются аудио- и видеокассеты с записью фокус-группы. Метод фокус-групп может активно использоваться, например, на различных стадиях разработки рекламной кампании, в частности при тестировании фирменного стиля, марки.
Основные задачи, решаемые с помощью рассматриваемого метода:
Важную роль для фокус-группы играет и окружающая обстановка. Непринужденная, неофициальная атмосфера способствует высказыванию любых произвольных мнений. Перед началом и на протяжении всего интервью должны подаваться легкие закуски. Несмотря на то, что фокус-группа может длиться от одного до трех часов, в большинстве случаев время ее проведения составляет от одного до двух часов. За это время необходимо достичь взаимопонимания с участниками группы и подробно разобраться в их убеждениях, чувствах, представлениях, социальных установках по поводу темы беседы. Ход интервью записывается на всем протяжении обсуждения, часто на видеоленту для последующего просмотра, перезаписи и анализа. Видеозапись имеет свои преимущества, поскольку позволяет зафиксировать выражение лиц и движения тел, хотя и требует дополнительных затрат. Часто бывает так, что заказчики наблюдают за интервью в соседней комнате через одностороннее зеркало. Современная аппаратура для передачи видеосигнала позволяет заказчикам, находящимся в другом месте, непосредственно наблюдать за ходом обсуждения.
Успех
фокус-группы зависит главным образом
от ведущего, который должен добиться
взаимопонимания с участниками
интервью, грамотно вести обсуждение
той или иной темы и поощрять респондентов
высказывать собственное
Информация о работе Классификация методов качественного исследования