Кадровая политика в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:27, реферат

Описание работы

1. Кадровая политика — система теоретических взглядов,
принципов, правил, норм, определяющих основные направления работы с
персоналом, обеспечивающих приведение человеческого ресурса в
соответствие со стратегией организации.

Содержание

ТЕМА fL Кадровая политика в современных условиях
Понятие кадровой политики.
Задачи и особенности кадровой политики в современных (рыночных) условиях.
Классификация кадровой политики.
Кадровая политика в государственном и муниципальном управлении.

Работа содержит 1 файл

управление персоналом.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

 
 
16

 

совокупность   концептуальных   положений   стратегического   управления организацией.

    Перечислим некоторые принципы данной парадигмы:

  • опора на фундаментальные основы современного менеджмента — качество, нововведения, персонал, сервис;
  • этика бизнеса;
  • честность и доверие к работникам;
  • методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
  • атмосфера      в      организации,      содействующая      раскрытию способностей работающих;
  • долевое участие каждого работника в общих результатах;
  • качество личной работы и ее постоянное улучшение;
  • активный поиск менеджером обратной связи с подчиненными;
  • открытое    обсуждение    уровня    компетентности    работников, имеющихся вакансий и путей их замещения;
  • создание  возможностей  для  всестороннего  профессионального роста каждого работника;
  • ответственность   работника   за   собственное   развитие   (вместо ответственности руководителя за развитие персонала).

     2.Управление персоналом — целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации и работников структурных подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом организации.

     Главная цель управления персоналом — вклад в прибыль организации, которая достигается через обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками, через эффективное использование их мастерства и творческих возможностей, через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве (удовлетворение работой, самовыражение, комфортность межличностных отношений и др.).

     Следует подчеркнуть, что понятие «управление персоналом» в определенной степени условно, поскольку предполагает не командование людьми, а создание условий, обеспечивающих наилучшее использование человеческого ресурса и каждого работника в отдельности.

     В общем виде, деятельность по управлению персоналом заключается в следующем: S      в   формировании   системы   управления   организацией   в   целом   и

 
 
17

 

     системы управления персоналом; •S      планировании    кадровой    работы,     в    том    числе    разработке

     оперативного плана работы организации; S       проведении маркетинга персонала; S      определении потребности организации в персонале; •S      учете и нормировании численности персонала.

     Технология управления персоналом охватывает широкий спектр работ от приема до увольнения персонала:

•S      поиск, отбор, прием и увольнение (высвобождение) работников; •S       адаптация, обучение и переподготовка персонала; ■S       мотивация трудовой деятельности персонала и его использование; •S      организация труда и соблюдение этики делового общения; •S      оценка деятельности персонала и структурных подразделений; •S      управление конфликтами и стрессами; •S       управление    деловой    карьерой    и    служебно-профессиональным

     продвижением персонала; •S       управление коммуникационными процессами; ■S      обеспечение безопасности персонала; ■S       оценка       экономической       и       социальной       эффективности

    совершенствования, управления персоналом.

     3. Принципы управления персоналом — нормы, правила, требования, которыми должны руководствоваться работники системы управления персоналом, включая руководителей организации. Основными из них являются следующие:

  • принцип научности (объективности) управления персоналом — исходный принцип;
  • принцип системности — предполагает тесную увязку решений экономического, социально-культурного, технологического характера в процессе управления;
  • принцип эффективности — достижение поставленных целей в короткий срок и с наименьшими потерями человеческой энергии;
  • принцип основного звена, т.е. нахождение и решение среди множества задач — важнейшей;
  • принцип оптимальности соотношения между централизмом и демократизмом, соединения творческой активности рядовых работников и руководства сверху (демократический централизм);
  • сочетание единоначалия и коллегиальности;
  • контроль и ответственность за исполнение решений.

 
 
 
 
18

 

     4. Условно все методы воздействия на персонал можно разделить на три группы: административные, экономические и социально-психологические. Условно потому, что все методы органично связаны между собой. Предпочтение в рыночных условиях отдается экономическим методам.

     К административным (распорядительным) методам относятся: формирование организационных структур органов управления; утверждение административных норм и нормативов; издание приказов и распоряжений; подбор и расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций, контроль за их исполнением. Эти методы отличает прямой характер воздействия — любой регламентирующий и административный акт подлежит безусловному исполнению.

     Экономические методы включают: технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование и планирование; материальное стимулирование; ценообразование; налоговую систему; утверждение экономических норм и нормативов. С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных сотрудников.

     В число социально-психологических методов входят: социальный анализ коллектива; социальное планирование; участие персонала в управлении; социальное, развитие коллектива; психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального, психологического климата); моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности Социально-психологические методы управления основаны на использовании социальных механизмов, таких как система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и др.

     Экономические и социально-психологические методы имеют косвенный характер управляющего воздействия на персонал.

     Учеными выделяются три фактора, оказывающих управляющее воздействие на персонал организации. От того, какому из них в совокупности отдается приоритет, зависит состояние экономической ситуации в организации.

     Первый фактор — иерархическая структура управления людьми, в которой основное средство воздействия — отношения власти-подчинения, оказание давления на человека «сверху» с помощью принуждения и контроля над распределением материальных благ.

     Второй фактор — то, что условно называют культурой организации, т. е вырабатываемые средой, коллективом организации общие   ценности,   социальные   нормы,   установки   поведения,. которые

 
 
19

 

регламентируют действия отдельной личности, заставляют ее без видимого принуждения вести себя в определенных рамках.

     Третий фактор — это рынок — система отношений, основанная на купле-продаже товаров и услуг, отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

     Характерной особенностью перехода к рынку, который переживает наша страна, является постепенный отход от жесткой иерархической системы административного воздействия на персонал организаций и предприятий к рыночным взаимосвязям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. В новых условиях необходимо осознание и переход к принципиально иным приоритетам: главная ценность в организации ее работники (персонал), а за пределами организации потребители продукции.

          Вопросы для повторения:

1.   С   чем   связана   необходимость   в   новой   парадигме   управления

персоналом? Каковы ее характерные черты?

2.Что составляет основу концепции управления персоналом?

З.В чем заключается главная цель управления персоналом?

4.Назовите основные принципы управления персоналом.

5.Какие существуют методы управления персоналом организации?

6.Какие   факторы   оказывают   управляющее   воздействие   на   персонал

современной организации?

     
    ТЕМА 4. Система управления персоналом организации

  1. Понятие системы управления персоналом и ее функциональных подсистем.
  2. Методы  анализа,   построения  и  совершенствования  системы управления персоналом.

     1. Кадровая политика организации в совокупности с функциями ее руководителей и работников структурных подразделений по созданию производительного и сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации, образует систему управления персоналом.

     Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных     и     горизонтальных     функциональных     взаимосвязей

 
 
 
20

 

руководителей и специалистов, процедуры принятия и реализации управленческих решений.

     Система управления персоналом организации включает общее и линейное руководство, а также определенный состав функциональных подсистем.

     В приложении 1 приведен состав функциональных подсистем системы управления персоналом организации, объединяющих однородные функции, носителями которых являются различные подразделения по работе с персоналом. В зависимости от размеров организации состав структурных подразделений, выполняющих указанные функции, может заметно различаться: в небольших организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных — функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение.

     2. Методов анализа, построения и совершенствования системы управления персоналом насчитываются десятки. Их значение велико. От них, в конечном счете, зависит создание такой системы, которая обеспечивала бы надежность и эффективность управления персоналом организации. Классификация методов приведена в таблице 2.

    Сущность основных методов можно свести к следующему:

  • системный подход к анализу, формированию и совершенствованию ориентирует исследователя на раскрытие системы управления персоналом в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину;
  • метод структуризации целей, позволяет обеспечить увязку и сопоставимость целей разных уровней управления персоналом;
  • метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Систему управления персоналом можно расчленить на подсистемы, подсистемы — на функции, функции — на процедуры, процедуры — на операции. После расчленения система управления персоналом воссоздаётся как единое целое, синтезируется. При этом применяется метод декомпозиционного моделирования, где модели могут быть логические, графические и цифровые;

 
 
 
 
 
 
 
 
21

Информация о работе Кадровая политика в современных условиях