Качество товара и его конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Цель работы определить качество товара и его конкурентоспособность.
В связи с поставленной целью встали следующие задачи:
• Определить что такое качество и по каким критериям его определяют;
• Зачем нужна конкурентоспособность товара и что чем он должен обладать, что бы стать конкурентоспособным.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Качество товара и его конкурентоспособность 4
1.1. Качество товара 4
1.2 Конкурентоспособность товара 8
Заключение 19
Список использованных источников 20
Приложение А (группировка показателей конкурентоспособности товара) 21
Приложение Б (схема оценки уровня конкурентоспособности товара) 22

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 304.21 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ  ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь

 

 

Экономический факультет

Специальность «Финансы и кредит»

Кафедра финансов, кредита и экономического анализа 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине: «Маркетинг»


Тема: «Качество товара и его  конкурентоспособность»

Выполнила:

студентка IV курса (ЭФК-2010)

Зипс С.Ю.

Проверила:

ст. преподаватель

Краева  И.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

   

                                                     

 

 

 

Пермь, 2012

Содержание

 

Введение 3

Глава 1 Качество товара и его конкурентоспособность 4

1.1. Качество товара 4

1.2 Конкурентоспособность товара 8

Заключение 19

Список использованных источников 20

Приложение А (группировка показателей конкурентоспособности товара) 21

Приложение Б (схема оценки уровня конкурентоспособности товара) 22

 

 

Введение

 

 

Чтобы товар представлял интерес  для покупателя, он должен обладать определенными технико-эксплуатационными  и экономическими параметрами. Условием приобретения товара, совершения покупки является соответствие этих параметров  основным характеристикам неудовлетворенной потребности потребителя. В процессе покупки покупатель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство данного товара над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара.

Цель работы определить качество товара и его конкурентоспособность.

В связи с поставленной целью  встали следующие задачи:

    • Опрделить что такое качество и по каким критериям его определяют;
    • Зачем нужна конкурентоспособность товара и что чем он должен обладать, что бы стать конкурентоспособным.

Проблема качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни любой страны.

 

 

Глава 1 Качество товара и его конкурентоспособность

    1. Качество  товара

Способность   фирмы   удовлетворять   потребности,   а   значит получать прибыль, зависит от качества ее товаров и услуг.

Качество – синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов – от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять  процессом формирования качества в  рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной  деятельности, экономического благополучия страны.1

Качество – единство свойств и характеристик продукта и услуги, основанное на их способности удовлетворить заявленные или подразумеваемые потребности.

Особое внимание маркетологи уделяют  так называемому потребительскому качеству, т.е. восприятию качества товара со стороны потребителя.

Понятие качества потребителем

а) определяет соответствие цена-спрос;

б) потребители могут не заметить настоящих характеристик товара;

в) принять внушаемую продавцами ценность товара;

г) перенести на продукт несуществующие черты, например, с аналогичных товаров;

д) потребитель может найти непредусмотренное производителем дополнительное свойство товара;

е) цена сама может служить для  многих покупателей индикатором  качества;

ж) у разных сегментов потребителей различные приоритеты качественных характеристик;

з) устойчивое представление потребителей о повышенном качестве товара способствует созданию соответствующего имиджа фирмы, росту авторитета торговой марки и, как следствие, возможности назначать завышенную цену. 2

Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились  и множились общественные потребности  и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Особенно динамично  процесс развития и изменения  сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие  качества, требования и подходы к  нему.

В соответствии с определением Международной  организации по стандартизации (ИСО), поддерживаемым видными специалистами  многих стран, включая Россию, качество – это совокупность свойств и  характеристик продукта, которые  придают ему способность удовлетворять  обусловленные или предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара – категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так  и с потребительной стоимостью.

Таблица №1 Классификация показателей  качества.

Признак классификации

Типы показателей

1.

Отношение к свойствам продукции

1. Назначения 
2. Надежности 
3. Технологичности 
4. Эргономические 
5. Эстетические 
6. Стандартизации 
7. Патентно-правовые 
8. Экономические

2.

Количество отражаемых свойств

1.Единичные 
2. Комплексные

3.

Метод определения

1. Инструментальные 
2. Расчетные 
3. Статистические 
4. Органолептические 
5. Экспертные 
6. Социологические 
7. Комбинированные

4.

Стадия определения

1. Проектные 
2. Производственные 
3. Эксплуатационные 
4. Прогнозируемые

5.

Размерность отражаемых величин

1. Абсолютные 
2. Приведенные 
3. Безразмерные

6.

Значимость при оценке качества

1. Основные 
2. Дополнительные


Как видно из таблицы, в каждой из шести основных групп, в свою очередь, выделяют несколько типов показателей качества, каждый из которых характеризует те или иные свойства продукции. Вот некоторые из них:

Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции  и обусловливают диапазон ее применяемости.

Показатели надежности характеризуют  способность продукции сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости).

Показатели технологичности связаны  с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании.

Эргономические показатели характеризуют  приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда».

Эстетические показатели связаны  со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. д.).

Показатели стандартизации характеризуют  соответствие продукции стандартам.

Экономические показатели отражают затраты  на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.

С точки зрения количества отражаемых свойств показатели качества могут быть единичными (относящимися к одному свойству) или комплексными (относящимися к нескольким свойствам одновременно). При расчете комплексных показателей используются различные методы оценки качества.3

Потребителя интересует не природа  продукта труда как такового, ему  важно то, что продукт, становящийся товаром, обладает нужными свойствами, которые являются объектом потребления. Предметом потребления могут  быть продукты, разные по способу потребления, конструкции, назначению. Один и тот  же продукт может обладать множеством различных свойств и быть пригодным  для разных способов использования. При наличии строго определенной конкретной потребности каждый предмет  потребления, кроме способности  ее удовлетворять, характеризуется  еще и тем, насколько полно  он это делает, т.е. степенью полезности.4

1.2 Конкурентоспособность товара

Совокупность качественных и стоимостных  характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного  товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара.

По степени конкурентоспособности  товара производитель может судить о целесообразности вывода данного товара на национальный рынок. Конкурентоспособность характеризует способность товара быть купленным в числе первых на рынке среди товаров-конкурентов. А покупателю конкурентоспособность товара раскрывает уровень привлекательности данного товара и степень его конкурентных преимуществ.

Конкурентное преимущество — это те характеристики, свойства товара, которые создают для предприятия определенное превосходство над своими конкурентами, а для потребителя — оптимальное сочетание потребительских характеристик товара. Превосходство оценивается в сравнении, поэтому является относительной характеристикой и обусловливается различными факторами. Ж.-Ж. Ламбен факторы превосходства группирует в две широкие категории — внешнее и внутреннее конкурентное преимущество, которые характеризуют конкурентоспособность товара и фирмы. Внешнее конкурентное преимущество отражает "рыночную силу" товара, которая обусловливает возможность его продажи по более высокой цене, чем аналогичного товара конкурента, и удовлетворения ожиданий покупателей, недовольных существующими товарами. Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве в отношении издержек производства, на более высокой производительности, когда себестоимость товара ниже, чем у конкурента.

Таким образом, конкурентоспособность  товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований. Покупатель обосновывает выбор товара, оценивая полезный эффект от его использования и расходы, связанные с его покупкой и эксплуатацией. Поэтому конкурентоспособность товара определяется путем сравнения потребителем цены, качества и уровня сервиса, который может быть ему предоставлен до и после покупки товара.

Сравнению подлежит также такой  показатель, как уровень маркетингового окружения (сопровождения) товара, т.е. состояние расширенных характеристик  товара (маркетинг-логистика, сервис, гарантии, реклама, имидж, упаковка, брэндинг и др.).

Классификационную схему, отражающую факторы привлекательности товара и его конкурентоспособности, можно  представить в виде цепочки: цена — качество — сервис — маркетинговое окружение.

Цена - соотношение уровня иены с ценами основных конкурентов. Развитость системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов. Привлекательность для потребителей системы скидок.

Качество - технико-эксплуатационные характеристики продукции (функциональность, надежность, удобство эксплуатации и т.д.). Престижность, дизайн, экологичность товара.

Сервис - качество поставки товара. Уровень торгового обслуживания. Наличие запасных материалов и центров по сервисному обслуживанию

Маркетинговое  окружение - уровень организации маркетинг-логистики. Эффективность рекламных мероприятий. Уровень дизайна и содержательности упаковки. Разработанность брэндинга товара. Уровень гарантийного обслуживания покупателей до и после приобретения товара. Возможность покупки товара с помощью средств мультимедиатехнологий

Как видно, конкурентоспособность  обусловливается качественными  и стоимостными факторами, которые  могут быть достаточно полно охарактеризованы с помощью системы качественных, экономических и маркетинговых показателей (см. приложение А).

Рассмотрим группы по отдельности.

1.Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, его характеристики с точки зрения готовности товара удовлетворять конкурентную потребность.

Качество товара — это совокупность свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Качество товара проявляется в потреблении. Оценивая качество товара, потребитель опосредует степень полезности этого товара как потребительной стоимости.

Информация о работе Качество товара и его конкурентоспособность