Автор: Кристина Чернецкая, 21 Июля 2010 в 15:07, реферат
Маркетинг - это процесс планирования и реализации мероприятий, связанных с созданием товара, ценообразованием, продвижением на рынок и распространением товаров, услуг и идей посредством обмена потребителей и организации с целью удовлетворения потребностей. Концепция маркетинга подразумевает, что основной целью организации должно быть удовлетворение потребителей, а не максимизация прибыли. Другими словами, организация должна быть ориентирована на потребителя, стремиться к пониманию его потребностей и удовлетворять их быстро и эффективно таким образом, чтобы это было выгодно как потребителю, так и самой организации. Это означает, что любая организация должна стремиться получить как информацию о нуждах потребителей, так и сведения, которые помогут определить, каким образом эти потребности можно удовлетворить наиболее эффективно.
1.Введение…………………………………………………………………...……2
2.Основная часть……………………………………..…………………………4
2.1 Цель, объекты, классификация и методы маркетинговых
исследований…………………………………………………………………4
2.2 Этапы маркетингового исследования и их информационное
обеспечение………………………………………….....................................9
2.3 Этический маркетинг…………………………………………….….….13
3. Заключение…………………………………...……………………………....18
4. Список литературы………………………………………………………....21
Маркетинговые
исследования проводятся в несколько
этапов (рис.1):
Рис.
1 Основные этапы маркетингового исследования
Первый этап - установление проблемы и целей исследования. Если цель - это общая постановка задачи, то определение проблематики — совокупность частных задач. Так, проблематика может вытекать из вида товара и специфики его потребления, уровня насыщенности рынка, каналов продвижения и действий конкурентов.
Второй этап — разработка плана исследования. Этот план должен быть достаточно подробным, емким и достижимым. В нем следует изложить рабочую гипотезу, которая должна отвечать таким требованиям, как предсказуемость, достоверность, проверяемость и возможность формализации.
Третий
этап – определение
методов сбора информации и установление
источников информации (рис. 2).
рис. 2 Источники
маркетинговой информации
Источники информации для проведения маркетинговых исследований можно условно разделить на две группы:
1) первичные — с их помощью можно получить ту информацию, которой еще никто не имеет,
2) вторичные
— позволяют получать
Исходя из того, что вторичная информация более доступна, так как ее получение обходится намного дешевле, чем первичной, сначала собирается именно она.
Четвертый этап — сбор и накопление информации. Это естественный процесс, отражающий жизнедеятельность предприятия. Однако при возрастании потоков информации увеличивается время и затраты на ее обработку. Возникает опасность потерять знания о рынке и становится актуальным определение разумного уровня информированности.
На
сегодняшнем этапе
Пятый этап — это анализ информации, когда собранные данные необходимо представить в виде ограниченного числа ясных и понятных параметров, определить значимость собранной информации. Для этого используются редактирование, кодирование и табулирование данных.
Редактирование проводится в целях получения качественных данных и заключается в исправлении каждой анкеты, а также формы регистрации. Оно бывает полевым и офисным (централизованным).
Кодирование - это технический прием, с помощью которого собранные данные распределяются по категориям или классам, чтобы они могли быть введены в компьютер. Оно позволяет собранные данные превращать в цифровые символы.
Табулирование заключается в подсчете количества событий (ответов), которые попали в различные категории. Окончанием табулирования является представление собранных данных в табличной (матричной) форме.
Шестой
этап – подготовка
отчета о результатах исследования и доведения
его до руководства.
2.3 Этический маркетинг
Этика (от Греч. — etos — привычка, обычай, характер) — одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Этим термином определяют также совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и данной социальной среде, как систему норм какой-либо общественной группы или профессии.
В широком
смысле слова этика выполняет
разные функции — описывает
Этика жизненна, реальна, эволюционна, она не утопична, а ориентирована на человеческие реалии, на человеческие качества.
В настоящее время повышается значимость маркетинговой этики, которая должна встать на защиту суверенитета потребителя, в немалой степени страдающего от тех, кто призван его обслуживать.
Современный маркетинг претендует на то, чтобы максимально обеспечивать удовлетворение индивидуальных человеческих потребностей посредством предоставления человеку права личного выбора. Люди — лучшие судьи своих действий и их последствий, и они лучше других могут решить, что способно поднять их благосостояние. Они принимают выгодные для себя решения. Рынок — это место, где совершается свободный обмен, социальный выбор, определение важнейших общественных потребностей. К сожалению, в маркетинге пока не разработана теория, объясняющая, как формировались потребности в прошлом, как они формируются в настоящем и что с ними произойдет в будущем. Отсутствует теоретическая проработка вопросов влияния маркетинга на общество и общества на маркетинг. Рынок может удовлетворить самые изощренные и даже саморазрушительные потребности так же успешно, как любые гуманные и возвышенные. Итак, какого бы рода ни были запросы потребителей и как бы они ни сформировались, маркетинг существует для их удовлетворения.
С появлением современного маркетинга в развитых странах мира потребности населения стали формировать активно и даже агрессивно. Большое количество психологов, дизайнеров, рекламистов, имиджмейкеров трудится в сфере маркетинга, помогая создавать различные потребности, а в ряде случаев не гнушаясь и тем, чтобы сбыть потребителю плохой товар в сверкающей упаковке.
Такое положение устраивает не всех. Например, критики от имени общественности обвиняют систему американского маркетинга в следующих прегрешениях: высоких ценах; использовании приемов введения потребителей в заблуждение; применении методов навязывания товаров; продаже недоброкачественных и небезопасных в обращении товаров; использовании практики запланированного устаревания товаров; низком уровне обслуживания потребителей.
Все это характерно и для России, хотя в России элементы маркетинга стали применяться только с начала 90-х гг. XX в., и до настоящего времени о маркетинге в учебниках, учебных пособиях и монографиях говорится только положительно. И действительно, современный маркетинг имеет много положительных сторон, помогая субъектам рынка повысить обоснованность принимаемых решений в области производства и сбыта, в научно-исследовательской и финансовой сферах, в процессе внутрифирменного планирования и товародвижения. Маркетинг на современном этапе развития мировой экономики является средством предотвращения кризисов перепроизводства товаров.
В целях совершенствования маркетинга, усиления его положительных сторон, способствующих возникновению и дальнейшему развитию «общества высокого качества жизни» вместо «общества потребления», необходимо формирование этического маркетинга. «Общество потребления» характеризуется тем, что его движущая сила направлена на погоню за богатством. Социальный статус человека в таком обществе повышается с ростом его богатства.
Движущей силой «общества качества жизни» является стремление к повышению качества жизни, что достигается высокими жизненными стандартами: уровнем образования, воспитания, культуры, медицинского обслуживания, нацеленного на увеличение продолжительности жизни, отдыха, науки, превращающейся в основную созидательную силу общества.
Основными целями этического маркетинга должны быть:
К этическим нормам рекламы как важного элемента маркетинга относятся:
1) благопристойность — рекламное сообщение не должно содержать утверждений, идущих вразрез с принятыми в обществе моральными нормами и правилами;
2) честность — рекламное сообщение не должно злоупотреблять доверием покупателя, не играть на чувстве страха, суеверия, не вызывать насилия, не поддерживать дискриминацию по признаку расы, религии или пола;
3) правдивость — рекламное сообщение не должно содержать каких-либо утверждений или изображений, которые могли бы ввести покупателя в заблуждение, особенно в отношении страны происхождения товара, потребительских свойств, состава и качества товара, его обмена, возврата, условий гарантии ремонта, действующих цен; реклама не может искажать результаты научных исследований, научных терминов; сравнение в рекламном сообщении не должно вводить в заблуждение, требуется, чтобы оно соответствовало принципам честной конкуренции;
4) защита прав личности и репутации фирмы — рекламное сообщение не может очернить никакую фирму, промышленную или коммерческую деятельность либо профессию, а также никакой товар, высказывая прямо или косвенно презрение или насмешку;
5) отсутствие имитации плагиата — рекламное сообщение не должно имитировать общую композицию, текст, слоган, изображение, музыку, звуковые эффекты других рекламных посланий;
6) гуманность — рекламное сообщение не должно эксплуатировать доверчивость детей или недостаток жизненного опыта молодежи, а также не может содержать утверждений или изображений, приводящих к психическим, моральным или физическим травмам.
Этические проблемы возникают также в процессе исследований, проводимых маркетологами. Так, в ходе различных опросов, анкетирования и т.д. специалисты-маркетологи должны придерживаться следующих этических норм:
Если вышеперечисленные нормы не выполняются, то имеет место нарушение прав личности на безопасность, на информацию и права выбора. Так, сохранение анонимности участника опроса должно гарантировать невмешательство в его частную жизнь. Если участник опроса не информирован о целях исследования, его ответ может противоречить собственным интересам и тем самым нарушается право на безопасность.
При создании в процессе исследования психологически напряженной ситуации необходимо предоставить участнику возможность выразить свою точку зрения на проводимое исследование.
Многие исследователи не информируют участников о том, какова цель проводимого исследования. Это является нарушением прав индивидуумов на информацию. Использование маркетологами силы принуждения к участникам исследования может привести к тому, что люди согласятся ответить на вопросы без должного внимания, с возмущением.
При проведении маркетинговых исследований специалисты-маркетологи должны придерживаться следующих принципов:
В целях уменьшения возможностей неэтичного поведения руководителей, а также непосредственно исследователей маркетинга, целесообразна разработка корпоративного этического кодекса, содержанием которого являются приемы управления сложными с точки зрения этики ситуациями.
Заключение
Этические
вопросы, сопровождающие маркетинговые
исследования, долгое время были предметом
постоянных дебатов в данной отрасли.
Многие исследования потребителей вовлекают
определенные группы клиентов, в том числе
детей и другие группы, которые можно считать
уязвимыми. Поэтому важно, чтобы доверие
к исследователям сохранялось и демонстрировались
высочайшие стандарты профессионализма.
В маркетинговой отрасли был принят ряд
директив, касающихся профессиональной
этики. Они включают такие вопросы, как
• защита конфиденциальности респондентов
или клиентов;
• запрет на искажение или неправильное
толкование данных, полученных в ходе
исследований (например, каждая из двух
крупных газет могла бы объявить себя
лидером рынка, приведя цифры читательской
аудитории, полученные в течение разных
промежутков времени без указания самих
промежутков);
• запрет на получение информации от респондентов
обманным путем;
• запрет на проведение экспериментов
без сообщения людям о том, что их изучают;
• запрет на использование исследований
в качестве прикрытия для продаж и создания
наметок на продажу.