Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:59, курсовая работа
Таким образом, целью исследования является анализ состояния электоральной культуры молодежи г. Ульяновска и выявление доминирующих факторов, влияющих на него.
Объект исследования – электоральная (избирательная) культура молодежи региона.
Эмпирическим объектом является молодежный электорат Ульяновской области в возрасте от 18 до 29 лет.
Предмет исследования – факторы, определяющие электоральную культуру молодежи г. Ульяновска.
Введение 3
Глава 1. Анализ состояния электоральной культуры молодежи г. Ульяновска 6
1.1 Место политики в жизни молодежи 6
1.2. Электоральное поведение молодежи 9
1.3 Информированность молодежи о политическом процессе 14
Заключение 20
Библиографический список 25
Приложение 1 26
Анкета «Отношение молодежи к политике» 26
Приложение 2 19
Многомерная таблица: Место политики в жизни молодежи 19
Приложение 3 21
Многомерная таблица: Электоральное поведение 21
Приложение 4 23
Многомерная таблица: Осведомленность о происходящем политическом процессе 23
Содержание
Введение
Проведение
выборов различного уровня требует
глубокого анализа
1) сегодня молодежь – основной электоральный резерв общества. В нашей стране каждый четвертый избиратель – в возрасте от 18 до 30 лет;
2)
современная молодёжь – это,
кроме всего прочего,
3) молодёжь представляет особый интерес для оценки современного политического процесса, большое значение для различных политических сил имеет привлечение молодёжи в процесс борьбы за власть.
Электоральная культура молодежи является объектом постоянного исследования социологов, маркетинговых агентств и государственных организаций как федерального, так и регионального уровня. Это легко объяснимо. Ведь политически активная и сознательная молодежь – задача любого демократического государства. И, проводя определенный курс молодежной политики, государству необходимо знать результаты своей деятельности и при необходимости вносить коррективы. А социологов данная тема волнует по причине социальной значимости заключенной в ней проблемы.
Как было сказано выше, во всех регионах ведется постоянный мониторинг состояния политической культуры. Хотелось бы отметить, что в большинство исследований посвящено теме электорального поведения населения, что несколько уже темы нашей работы. Тем не менее, в поисках эмпирического материала для нашего исследования, мы нашли множество материалов из различных регионов РФ, а также в открытом доступе имеются результаты крупных исследований социологических центров федерального масштаба (такие как Институт социологии РАН, РАГС, ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр).
Итак, актуальность исследования обусловлена:
во-первых, важностью задачи управления избирательным процессом, решить которую невозможно без учета специфики избирательного поведения различных социальных и социально-демографических групп;
во-вторых,
поиском эффективных путей
в-третьих, необходимостью исследования противоречий и проблем электорального поведения молодежи с целью его прогнозирования и регулирования.
Но, несмотря на очевидную заинтересованность государства и политических партий в вовлечении молодежи в политическую жизнь страны, уровень политической и общественной активности молодежи в России крайне невысок, особенно в сравнении со старшим поколением (явка молодежи на выборы главы Ульяновска и депутатов ГорДумы 14 марта 2010 г, по данным ГорИзбиркома, составила 21%). В этом противоречии и заключена проблема нашего исследования.
Таким образом, целью исследования является анализ состояния электоральной культуры молодежи г. Ульяновска и выявление доминирующих факторов, влияющих на него.
Задачи исследования:
- анализ вовлеченности молодежи г. Ульяновска в политический процесс;
-
выявление установок и
- изучение электоральных предпочтений и социально-политической самоидентификации различных групп молодежи;
- анализ информированности молодых людей о политическом процессе страны и региона.
Объект исследования – электоральная (избирательная) культура молодежи региона.
Эмпирическим объектом является молодежный электорат Ульяновской области в возрасте от 18 до 29 лет.
Предмет исследования – факторы, определяющие электоральную культуру молодежи г. Ульяновска.
Для решения поставленных задач в ноябре 2011 г. нами был проведен анкетный опрос 400 респондентов в возрасте от 18 до 30 лет, проживающих в городе Ульяновск, результаты которого и представлены в данной работе.
Структура курсовой работы включает одну главу (из трех подразделов), введение, заключение и 5 приложений.
Глава 1. Анализ состояния электоральной культуры молодежи г. Ульяновска
Первое,
что мы попытались выяснить – насколько
политически активна
Таб. 1 – Включенность молодежи в политический процесс
(в % от числа опрошенных; n=400)
В организации, объединении | На уровне города, региона | В виртуальном пространстве | В кругу друзей | |
Довольно часто | 3 | 3 | 6 | 16 |
Время от времени | 11 | 6 | 9 | 21 |
Редко | 17 | 14 | 19 | 29 |
Никогда | 70 | 77 | 66 | 35 |
Как наглядно показано в Таблице 1, активно участвуют в политическом процессе очень незначительная доля ульяновской молодежи, коммуникация на политические темы происходит в основном на уровне дискуссий в кругу друзей, то есть отсутствует активная политическая деятельность. Включенность молодежи региона в политический процесс актуализируется на уровне дискуссий и обсуждений в кругу друзей, и в редких случаях выходит за их рамки.
Но, несмотря на низкую степень участия респондентов в политической жизни региона, 79% опрошенных признают необходимость в той или иной степени интересоваться политическим процессом. Среди них 27% придерживаются активной гражданской позиции, т.е. каждый человек по мере своих возможностей и способностей должен участвовать в политической жизни страны. Большинство респондентов (52%), определяя место рядового гражданина в политическом процессе, решили, что это скорее «наблюдатель»: у власти должны находиться люди с особыми задатками и специальным образованием, а граждане интересуются происходящими событиями как бы со стороны, чтобы быть в курсе. Позиции «не вмешиваться» (ответ «политика лишь для тех, кто находится у власти») придерживаются пятая часть опрошенных (20%).
Необходимо отметить прямую зависимость между уровнем жизни и активностью гражданской позиции респондентов: чем более материально обеспечен человек, тем активнее его гражданская позиция (Рис.1).
Рис. 1 – Необходимость участия граждан в политическом процессе
(в
% от числа опрошенных; n=400)
Интересно отметить, что респонденты в большинстве случаев отрицают, что их политические взгляды были сформированы под влиянием кого-то. Так, на вопрос «Кто в большей степени повлиял на Ваши политические взгляды?» 43% опрошенных ответили «я сам». 22% признались, что не имеют никаких политических взглядов. И лишь 31% признали факт влияния со стороны на их политическое самоопределение. Из них 14% в качестве агента политической социализации назвали семью, 12% - учителей и наставников, 4% - друзей и лишь 1% - политических лидеров.
В связи с этим хотелось бы отметить, что политическая культура – составная часть культуры человека в целом, которая прививается человеку в процессе социализации, и необходимыми участниками данного процесса являются агенты социализации. Так как нашей основной целевой группой является молодежь, можно сказать, что большинство опрошенных (особенно в возрастной категории 18-22 года) если и имеют определенную позицию в политических вопросах, скорее всего она подсказана кем-то из окружения, лидером мнений.
И если соотнести ответы на вопрос «Кто в большей степени повлиял на Ваши политические взгляды?» с ответом на вопрос: «Каким образом Вы определились, за какого кандидата/партию отдадите голос?» в возрастной категории 18-22, то становится видно, что 30% голосуют за того, кого подсказала семья или другой сведущий в политике человек, 32% определяются уже на избирательном участке в день голосования, 20% уже имеют кандидата, за которого голосуют постоянно, и только 19% находят информацию обо всех кандидатах, сравнивают и делают выбор.
Итак, резюмируя сказанное: молодежь региона не отрицает необходимость гражданина быть в курсе происходящих политических событий, но ограждается от активного участия в политическом процессе. Степень политической активности напрямую зависит от уровня жизни гражданина. 88% опрошенных имеют какие-то представления и взгляды на политический процесс.
1.2. Электоральное поведение молодежи
В этом блоке респондентам было предложено продолжить фразу: «Выборы для Вас – это…», и в зависимости от ответов они были разделены на следующие типы:
«идеалист» (18%) - считает, что выборы – это необходимый механизм законной смены власти. В этом ответе, однако, отсутствует эмоциональность, момент личного участия;
«оптимист» (16%) - верит, что отдавая свой голос на выборах за ту или иную партию (кандидата), он способен повлиять на политический курс, проводимый правительством;
«пессимист» (32%) - уверен, что выборы – это всего лишь формальность, и после них в стране ничего не меняется;
«оппозиционер» (29%) – полагает, что выборы есть обман избирателя правящей партией с целью достижения власти (напомним, опрос проводился до выборов 4 декабря 2011 г).
По результатам нашего опроса, электоральная активность на выборах регионального масштаба оказалась значительно выше, чем на выборах федерального масштаба. Так, 74% респондентов когда-либо участвовали в региональных выборах, и 54% - в федеральных. Следует напомнить, что опрос проводился до Парламентских выборов 4 декабря 2011 г. Основной причиной неучастия указали «Не соответствовал по возрасту» - 26% от общего числа ответивших на этот вопрос (и 53% в возрастной категории 18-22).
В ответах на данный вопрос прослеживается яркая зависимость электоральной активности от уровня образования и уровня жизни: чем выше образование и уровень жизни, тем чаще люди ходят на выборы (Рис. 2). Также было замечено, что мужчины ходят на выборы активнее, чем женщины.
Рис. 2 – Зависимость электоральной активности от уровня образования
(в
% от числа опрошенных; n=400)
Лишь 35% молодых людей города имеют постоянные политические взгляды и всегда знают, за кого будут голосовать, 18% ответственно подходят к выборам: изучают информацию обо всех кандидатах, сравнивают и голосуют за наиболее понравившегося. 21% доверяют сделать выбор по сути будущего страны своей семье, друзьям (12%) или людям из окружения, разбирающимся в политике (9%). 23% опрошенных не придают никакого значения, за кого голосовать, и выбирают случайного кандидата на избирательном участке. Наиболее рационально свой выбор - за кого голосовать - делают люди среднего достатка. Половина (50%) предпочитают найти информацию обо всех кандидатах, сравнить их и только после этого определяются. А вот среди категории бедных респондентов 47% голосуют методом случайного выбора.
Информация о работе Электоральная культура молодежи г. Ульяновска