Электоральная культура молодежи г. Ульяновска

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью исследования является анализ состояния электоральной культуры молодежи г. Ульяновска и выявление доминирующих факторов, влияющих на него.
Объект исследования – электоральная (избирательная) культура молодежи региона.
Эмпирическим объектом является молодежный электорат Ульяновской области в возрасте от 18 до 29 лет.
Предмет исследования – факторы, определяющие электоральную культуру молодежи г. Ульяновска.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ состояния электоральной культуры молодежи г. Ульяновска 6
1.1 Место политики в жизни молодежи 6
1.2. Электоральное поведение молодежи 9
1.3 Информированность молодежи о политическом процессе 14
Заключение 20
Библиографический список 25
Приложение 1 26
Анкета «Отношение молодежи к политике» 26
Приложение 2 19
Многомерная таблица: Место политики в жизни молодежи 19
Приложение 3 21
Многомерная таблица: Электоральное поведение 21
Приложение 4 23
Многомерная таблица: Осведомленность о происходящем политическом процессе 23

Работа содержит 1 файл

Курсовая Маркетинговые исследования.doc

— 916.50 Кб (Скачать)

     Содержание

 

Введение 

     Проведение  выборов различного уровня требует  глубокого анализа электоральных  предпочтений, всестороннего учета  объективных и субъективных факторов, влияющих на избирательное поведение  различных групп населения. Это  требование особенно актуализируется в отношении молодёжи в силу нескольких причин:

     1) сегодня молодежь – основной электоральный резерв общества. В нашей стране каждый четвертый избиратель – в возрасте от 18 до 30 лет;

     2) современная молодёжь – это,  кроме всего прочего, политическое будущее России. Через 10 - 15 лет она будет определять не только облик страны в целом, но и (в более узком смысле) статус выборов в российском обществе. От установок и образцов поведения молодых людей будет зависеть, превратятся ли выборы в инструмент манипуляции населением, или они станут одной из действенных технологий демократической организации власти;

     3) молодёжь представляет особый интерес для оценки современного политического процесса, большое значение для различных политических сил имеет привлечение молодёжи в процесс борьбы за власть.

     Электоральная культура молодежи является объектом постоянного исследования социологов, маркетинговых агентств и государственных организаций как федерального, так и регионального уровня. Это легко объяснимо. Ведь политически активная и сознательная молодежь – задача любого демократического государства. И, проводя определенный курс молодежной политики, государству необходимо знать результаты своей деятельности и при необходимости вносить коррективы. А социологов данная тема волнует по причине социальной значимости заключенной в ней проблемы.

     Как было сказано выше, во всех регионах ведется постоянный мониторинг состояния  политической культуры. Хотелось бы отметить, что в большинство исследований посвящено теме электорального поведения населения, что несколько уже темы нашей работы. Тем не менее, в поисках эмпирического материала для нашего исследования, мы нашли множество материалов из различных регионов РФ, а также в открытом доступе имеются результаты крупных исследований социологических центров федерального масштаба (такие как Институт социологии РАН, РАГС, ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр).

     Итак, актуальность исследования обусловлена:

     во-первых, важностью задачи управления избирательным  процессом, решить которую невозможно без учета специфики избирательного поведения различных социальных и социально-демографических групп;

     во-вторых, поиском эффективных путей превращения  выборов в форму реального  политического участия молодых  граждан;

     в-третьих, необходимостью исследования противоречий и проблем электорального поведения молодежи с целью его прогнозирования и регулирования.

     Но, несмотря на очевидную заинтересованность государства и политических партий в вовлечении молодежи в политическую жизнь страны, уровень политической и общественной активности молодежи в России крайне невысок, особенно в сравнении со старшим поколением (явка молодежи на выборы главы Ульяновска и депутатов ГорДумы 14 марта 2010 г, по данным ГорИзбиркома, составила 21%). В этом противоречии и заключена проблема нашего исследования.

      Таким образом, целью исследования является анализ состояния электоральной культуры молодежи г. Ульяновска и выявление доминирующих факторов, влияющих на него. 

      Задачи  исследования:

      - анализ вовлеченности молодежи г. Ульяновска в политический процесс;

      - выявление установок и ориентаций  молодых людей в отношении                 выборов, избирательного процесса, личного участия в них;

      - изучение электоральных предпочтений и социально-политической      самоидентификации различных групп молодежи;

      - анализ информированности молодых людей о политическом процессе страны и региона.

      Объект  исследования – электоральная (избирательная) культура молодежи региона.

      Эмпирическим  объектом является молодежный электорат Ульяновской области в возрасте от 18 до 29 лет.

      Предмет исследования – факторы, определяющие электоральную культуру молодежи г. Ульяновска.

      Для решения поставленных задач в  ноябре 2011 г. нами был проведен анкетный опрос 400 респондентов в возрасте от 18 до 30 лет, проживающих в городе Ульяновск, результаты которого и представлены в данной работе.

      Структура курсовой работы включает одну главу (из трех подразделов), введение, заключение и 5 приложений.

 

      Глава 1. Анализ состояния  электоральной культуры молодежи г. Ульяновска

    1. Место политики в жизни молодежи

      Первое, что мы попытались выяснить – насколько  политически активна ульяновская молодежь.  Респондентам был задан вопрос: «Приходилось ли Вам участвовать в мероприятиях, дискуссиях на политические темы?»

      Таб. 1 – Включенность молодежи в политический процесс

      (в  % от числа опрошенных; n=400)

  В организации, объединении На уровне города, региона В виртуальном  пространстве В кругу друзей
Довольно  часто 3 3 6 16
Время от времени 11 6 9 21
Редко 17 14 19 29
Никогда 70 77 66 35
 

      Как наглядно показано в Таблице 1, активно участвуют в политическом процессе очень незначительная доля ульяновской молодежи, коммуникация на политические темы происходит в основном на уровне дискуссий в кругу друзей, то есть отсутствует активная политическая деятельность. Включенность молодежи региона в политический процесс актуализируется на уровне дискуссий и обсуждений в кругу друзей, и в редких случаях выходит за их рамки.

      Но, несмотря на низкую степень участия  респондентов в политической жизни  региона, 79% опрошенных признают необходимость в той или иной степени интересоваться политическим процессом. Среди них 27% придерживаются активной гражданской позиции, т.е. каждый человек по мере своих возможностей и способностей  должен участвовать в политической жизни страны. Большинство респондентов (52%), определяя место рядового гражданина в политическом процессе, решили, что это скорее «наблюдатель»: у власти должны находиться люди с особыми задатками и специальным образованием, а граждане интересуются происходящими событиями как бы со стороны, чтобы быть в курсе. Позиции «не вмешиваться» (ответ «политика лишь для тех, кто находится у власти») придерживаются пятая часть опрошенных (20%).

      Необходимо  отметить прямую зависимость между  уровнем жизни и активностью  гражданской позиции респондентов: чем более материально обеспечен человек, тем активнее его гражданская позиция (Рис.1).

Рис. 1 –  Необходимость участия граждан в политическом процессе

      (в  % от числа опрошенных; n=400) 
 

      Интересно отметить,  что респонденты  в  большинстве случаев отрицают, что  их политические взгляды были сформированы под влиянием  кого-то. Так, на вопрос  «Кто в большей степени повлиял на Ваши политические взгляды?» 43% опрошенных ответили «я сам». 22% признались, что не имеют никаких политических взглядов. И лишь 31% признали факт влияния со стороны на их политическое самоопределение. Из них 14% в качестве агента политической социализации назвали семью, 12% - учителей и наставников, 4% - друзей и лишь 1% - политических лидеров.

      В связи с этим хотелось бы отметить, что политическая культура – составная  часть  культуры человека в целом, которая прививается человеку в  процессе социализации, и необходимыми участниками данного процесса являются агенты социализации.  Так как нашей основной целевой группой является молодежь, можно сказать, что большинство опрошенных (особенно в возрастной категории 18-22 года) если и имеют определенную позицию в политических вопросах, скорее всего она подсказана  кем-то из окружения, лидером мнений. 

      И если соотнести ответы на вопрос «Кто в большей степени повлиял на Ваши политические взгляды?» с ответом на вопрос: «Каким образом Вы определились, за  какого кандидата/партию отдадите голос?» в возрастной категории 18-22, то становится видно, что 30% голосуют за того, кого подсказала семья или другой сведущий в политике человек, 32% определяются уже на избирательном участке в день голосования, 20% уже имеют кандидата, за которого голосуют постоянно, и только 19% находят информацию обо всех кандидатах, сравнивают и делают выбор.

      Итак, резюмируя сказанное: молодежь региона не отрицает необходимость гражданина быть в курсе происходящих политических событий, но ограждается от активного участия в политическом процессе. Степень политической активности напрямую зависит от уровня жизни гражданина. 88% опрошенных имеют какие-то представления и взгляды на политический процесс.

 

       1.2. Электоральное поведение молодежи 

      В этом блоке респондентам было предложено продолжить фразу: «Выборы для Вас – это…», и в зависимости от  ответов они были разделены на следующие типы:

      «идеалист» (18%) - считает, что выборы – это необходимый механизм законной смены власти. В этом ответе, однако, отсутствует эмоциональность, момент личного участия;

      «оптимист» (16%) - верит, что отдавая свой голос на выборах за ту или иную партию (кандидата), он способен повлиять на политический курс, проводимый правительством;

      «пессимист» (32%) - уверен, что выборы – это всего лишь формальность, и после них в стране ничего не меняется;

      «оппозиционер» (29%) – полагает, что выборы есть обман  избирателя правящей партией с целью достижения власти (напомним, опрос проводился до выборов 4 декабря 2011 г).

      По  результатам нашего опроса, электоральная  активность на выборах регионального  масштаба оказалась значительно  выше, чем на выборах федерального масштаба. Так, 74% респондентов когда-либо участвовали в региональных выборах, и 54% - в федеральных. Следует напомнить, что опрос проводился до Парламентских выборов 4 декабря 2011 г. Основной причиной неучастия указали «Не соответствовал по возрасту» - 26% от общего числа ответивших на этот вопрос (и 53% в возрастной категории 18-22).

      В ответах на данный вопрос прослеживается яркая зависимость электоральной активности от уровня образования и уровня жизни: чем выше образование и уровень жизни, тем чаще люди ходят на выборы (Рис. 2). Также было замечено, что мужчины ходят на выборы активнее, чем женщины.

Рис. 2 – Зависимость электоральной активности от уровня образования

      (в  % от числа опрошенных; n=400) 

      Лишь 35% молодых людей города имеют  постоянные политические взгляды и  всегда знают, за кого будут голосовать, 18% ответственно подходят к выборам: изучают информацию обо всех кандидатах, сравнивают и голосуют за наиболее понравившегося. 21% доверяют сделать выбор по сути будущего страны своей семье, друзьям (12%) или людям из окружения, разбирающимся в политике (9%). 23% опрошенных не придают никакого значения, за кого голосовать, и выбирают случайного кандидата на избирательном участке. Наиболее рационально свой выбор - за кого голосовать - делают люди среднего достатка. Половина (50%) предпочитают найти информацию обо всех кандидатах, сравнить их и только после этого определяются. А вот среди категории бедных респондентов 47% голосуют методом случайного выбора. 

Информация о работе Электоральная культура молодежи г. Ульяновска