История науки об управлении и управленческих решениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ основных направлений эволюции взглядов в истории науки об управлении и управленческих решениях.
Основными задачами, поставленными при написании данной работы, являются:
- исследование основных этапов развития науки об управлении;
- рассмотрение новых подходов используемых в управлении.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. История науки об управлении и управленческих решениях…….6
1.1. Возникновение науки об управлении…………………………...6
1.2. Формулировка принципов и целей управления……………........9
1.3. Школы и подходы в науке об управлении и управленческих решениях……………………………………………………………….15
2. Современный подход к разработке управленческих решений......27
2.1. Основные этапы разработки управленческих решений………..27
2.2. Место и роль управленческого решения в процессах управления современной организацией в сфере торговли и услуг……………….30
2.3 Особенности разработки и реализации управленческих решений в рыночных условиях……………………………………………………..33
3. Примеры практической реализации управленческих решений в сфере торговли и услуг…………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………….44

Работа содержит 1 файл

Эволюция взглядов в истории науки об управлении и управленческих решениях››.docx

— 65.65 Кб (Скачать)

Данная схема процесса разработки управленческих решения  используется и при интуитивном  принятии решений, просто разница между  постановкой проблемы и выдачей  готового варианта решения составляет считанные секунды. Осознание правильности своего выбора происходит молниеносно. Но это не говорит о том, что  в человеческом сознании не прорабатываются  другие возможные варианты действий, и что выбор правильного решения  осуществляется безосновательно, все это происходит на подсознательном уровне.

Процесс РПУР носит итеративный  характер, то есть ЛПР или аналитик-консультант  может и должен неоднократно возвращаться на предыдущие этапы, чтобы что-то уточнить, дополнить, развить, исправить, изменить и т.д. А перескакивать к нижним (не доработав верхние) - нет. В этом ключ к успешному управленческому  решению. Привлечение ЛПР к процессу разработки управленческого решения  в два раза повышает показатель внедрения  разработок в практику (с 40 до 80%).

 

 

3. Примеры практической  реализации управленческих решений  в сфере торговли и услуг.

Рассмотрим реализацию управленческого  решения на примере ЗАО «Атеми». Применим элементы моделирования с  целью повышения экономического эффекта   при продаже беговых  дорожек.

Исходные данные для моделирования

объем реализации РПш -20шт;

затраты постоянные Зпост - 80 тыс. руб.;

затраты переменные Зпер - 250 тыс. руб.;

прибыль П - 40 тыс. руб.;

объем реализации РП (без  НДС) - 400тыс. руб.

Ключевые проблемы, требующие  экономического расчета для принятия управленческих решений (т.е. прибыль  предприятия от вхождения на новый  ранок напрямую зависит от реализации той или иной меры):

Как изменится прибыль  при увеличении объема продаж на 10 %?

Как изменится прибыль  при увеличении постоянных затрат на 10 %?

Как изменится прибыль, если сократить переменные затраты на 10 %?

Какой объем продукции  следует продать, чтобы достичь  пороговой выручки?

Какой должна быть цена реализации продукции Цр, чтобы получить прибыль  в размере 44 тыс. руб.? Как изменится  точка безубыточности ТБУ, если повысить цену реализации продукции Цр в среднем  на 5%, то есть установить цену на уровне 21000руб. за 1 шт?

Для обоснованного принятия управленческого решения далее  выполним практические расчеты, которые  позволяли бы руководству предприятия  принимать необходимые и, главное, обоснованные решения.

Как изменится прибыль  при увеличении объема продаж на 10 %?

1. Рассчитывается маржинальная  прибыль, или сумма покрытия, МП:

МП = Зпост + П = 80+ 40 = 120 тыс. руб.

2. Определяется сумма  покрытия на единицу объема  реализации МПед:

МПед = МП / РПт = 120 / 20 = 6тыс.руб/шт.

3. Рассчитывается маржинальная  прибыль при увеличении объема  продаж на 10 % МП1:

МП1 = РПт Ч (1 + 0,1) Ч МПед = 20Ч (1 + 0,1) Ч 6= 132тыс. руб.

4. Определяется величина  прибыли при увеличении объема  продаж на 10 % П1:

П1 = МП1 - Зпост = 132- 80 =  52тыс. руб.

5. Рассчитывается процент  изменения прибыли при увеличении  объема продаж на 10 % П%:

П% = ((П1 - П) / П) Ч 100 % = ((52- 40) / 40) Ч 100 % = 30%.

При увеличении объема продаж на 10 % прибыль увеличивается на 30%.

Как изменится прибыль  при увеличении постоянных затрат на 10 %?

1. Определяем величину  прибыли П2:

П2 = РПт Ч МПед - Зпост(1 + 0,1) = 20 Ч 6- 80(1 + 0,1) = 32 тыс. руб.

П% = ((П2 - П) / П) Ч 100 % = ((32- 40) / 40) Ч 100 % = 20 %.

При увеличении постоянных затрат на 10 % прибыль уменьшается  на 20%.

Как изменится прибыль, если сократить переменные затраты на 10 %?

1. Определяем маржинальную  прибыль, если сократить переменные  затраты на 10 % МП:

МП = РП - Зпер(1 - 0,1) = 400 - 250 (1 - 0,1) = 175тыс. руб.

2. Рассчитываем величину  прибыли П3:

П3 = МП - Зпост = 175- 80= 95 тыс. руб.

3. Определяем процент  изменения прибыли П%:

П% = ((П3 - П) / П) Ч 100 % = ((95 - 40) / 40) Ч 100 % = 137,5 %.

Следовательно, прибыль увеличится на 137,5 %.

Какой объем продукции  следует продать, чтобы достичь  пороговой выручки?

1. Определяем цену единицы  продукции Цед:

Цед = РП / РПт = 400/ 20 = 20 тыс  руб./шт

2. Рассчитываем переменные  затраты на единицу продукции  Зпер. ед:

Зпер. ед. = Зпер / РПт = 250 / 20 = 12,5тыс руб./шт

3. Определяем маржинальную  прибыль на единицу МПед:

МПед = Цед - Зпер. ед = 20- 12,5 = 7,5тыс  руб./шт.

4. Рассчитываем пороговую  выручку ТБУ:

ТБУ = Зпост / МПед = 80 / 7,5 = 10,66шт.

Объем производства (продаж) в точке безубыточности, или пороговый  объем производства (продаж), составляет 10,66шт

Используя те же данные, пороговый  объем производства (продаж) в стоимостном  выражении можно определить при  помощи следующих расчетов.

1. Определяем маржинальную  прибыль, или сумму покрытия, МП:

МП = РП - Зпер = 400- 250 = 150 тыс. руб.

2. Рассчитываем коэффициент  покрытия Кп, то есть долю суммы  покрытия в объеме реализации  продукции:

Кп = МП / РП = 150 / 400 = 0,375

В каждом 1 рубле реализованной  продукции маржинальная прибыль (постоянные затраты и прибыль) составляет 37,5коп.

3. Определяем пороговую  выручку ТБУ:

ТБУ = Зпост / Кп = 80 / 37,5 = 213,2тыс. руб.

Проверяем правильность расчета, для чего пороговую выручку в  натуральном выражении умножаем на цену реализации: 10,66Ч 20 = 213,2тыс. руб.

4. Следует иметь в виду, что пороговый объем производства (продаж) в значительной степени  зависит от цены реализуемой  продукции: чем ниже цена, тем  пороговый объем продаж больше, и наоборот.

При этом цена безубыточности Цб при рассчитанном объеме продаж определяется по формуле:

Цб = ТБУ / РПшт= 213,2 / 20 = 10,66тыс  руб./шт.

Располагая ценой безубыточности, предприятие может закладывать  различную рентабельность (прибыльность) своего производства в зависимости  от объема продаж, потребителей продукции, условий расчета, региона реализации и ряда других факторов.

5. Цена реализации Цр  будет меняться в зависимости  от желаемой рентабельности Р,  например, 20 %:

Цр = Цб *Р = 10,66 *1,20 = 12,792≈12,79тыс.руб.

Какой должна быть цена реализации продукции Цр, чтобы получить прибыль  в размере 44 тыс. руб.?

1. Определяем средние  переменные затраты Зпер. ед на  единицу продукции, то есть  на 1 шт:

Зпер. ед = Зпер / РПт = 250 / 20 = 12,5 тыс. руб/шт.

2. Рассчитываем ожидаемую  маржинальную прибыль МПож, исходя  из прибыли Пож, равной 44тыс.  руб.:

МПож = Зпост + Пож = 80 + 44 = 124 тыс. руб.

3. Находим среднюю величину  маржинальной прибыли на единицу  продукции МПед:МПед = МПож / РПт = 124 / 20= 6,2тыс. руб./шт.

4. Определяем цену реализации:

Цр = Зпер. ед + МПед = 12,5+ 6,2= 18,7 тыс.руб.

Для уточнения рекомендуется  определить средние постоянные затраты  на единицу продукции (на 1 т) Зпост. ед:

Зпост. ед = Зпост / РПшт = 80 / 20 = 4 тыс.руб./шт.

Определяется прибыль  на 1 штПед:

Пед = МПед - Зпост. ед = 6,2- 4 = 2,2 тыс.руб./шт.

Цена реализации составляет:

Цр = Зпер. ед. + Зпост. ед + Пед = 12,5 + 4 + 2,2 = 18,7 тыс. руб.

Для того чтобы получить прибыль в размере 44 тыс. руб., предприятию  следует реализовывать продукцию  по цене 18700 руб. за 1шт.

Как изменится точка безубыточности ТБУ, если повысить цену реализации продукции  Цр в среднем на 5%, то есть установить цену на уровне 21000 руб. за 1 шт?

1. Точка безубыточности, или пороговая выручка производства (продаж), при цене 20000. за 1 шт составляет:

ТБУ = Зпост / (Цр - Зпер.ед) =80000/ (20000 -12500) = 10,6тыс. руб\шт

2. При цене реализации 21000руб. за 1 шт ТБУ составляет:

ТБУ = 80000 / (21000 -12500) = 9,4тыс.руб/шт.

Следовательно, если цену реализации повысить всего лишь на 5 %, то ТБУ  уменьшится(10,6-9,4=1,2) на 10,6 %.Таким образом, используя результаты расчетов, и  приведенные выводы, менеджеры предприятия  для принятия обоснованных управленческих решений в других смежных зонах  ответственности, в процессе текущей  деятельности, а также при разработке плана развития предприятия могут  изменять отдельные показатели и  анализировать происходящие количественные изменения взаимоувязанных показателей.

 

 

 

 

 

Заключение.

Эволюция  взглядов  в  истории науки об управлении наиболее ярко отражается в управленческих моделях,  рассмотренных мною выше, которые  ученые и специалисты разрабатывали, а затем и реализовывали на практике, с целью решить назревшие  проблемы, выдвигаемые обществом  и реальными потребностями развития. При управлении экономическими процессами эти потребности (точнее новый уровень  потребностей) обусловливаются закономерностями и тенденциями развития: материально-технологической  базы производства; совокупного работника  как носителя творческого, созидательного потенциала; экономической и социальной среды; управленческой науки как  таковой.

Ответы на вопросы, которые  ставит жизнь, составляют совокупность принципов, подходов, концептуальных взглядов на то, как решать оперативные, тактические  и стратегические задачи. Всё это  и определяет "плоть" и "душу" моделей управления, которые на момент их формирования представляют, как  правило, вершину эволюции управленческой мысли.

Притом сами модели не застывают, а трансформируются и преобразуются  вместе и в соответствии с изменениями, которые происходят в обществе и  производительном труде. Модель может  неадекватно отражать потребности - и тогда, реализуясь на практике, она  сдерживает (а то и отбрасывает  назад) экономическое и социальное развитие. Искусство, ответственность  и предназначение руководителя в  том и состоит, чтобы правильно  учесть, проинтегрировать все важнейшие  факторы и тенденции и принять  на вооружение наиболее эффективную  модель.

 

 

 

 

Список  литературы.

1. Е. П Истомин и А.  Г Соколов " Управленческие  решения" 2005 г.

2. Балдин К.В., Воробьёв С.Н., Уткин В.В. "Управленческие решения"

3. Юкаева В.С. "Управленческие решения"

4. Коротков Э.М. Исследование  систем управления: Учебник. –  М.:ДЕКА, 2000. – 416 с.

5. Рогожин С.В., Рогожина  Т.В. Исследования систем управления: учебник – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 320 с.

Периодические издания:

6.. Котенко А.Н. Влияние  системы «таргет-костинг» на результаты  деятельности коммерческой организации  //Экономика и производство. 2007. - №3. – С. 47 – 50.

7. Самойлова А.Н. Оценка  эффективности управления человеческими  ресурсами организации //Экономический  анализ: теория и практика. 2007. - №11 (92) – С. 38 – 44.

 

 


Информация о работе История науки об управлении и управленческих решениях