Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:49, курсовая работа
Целью работы является анализ основных направлений эволюции взглядов в истории науки об управлении и управленческих решениях.
Основными задачами, поставленными при написании данной работы, являются:
- исследование основных этапов развития науки об управлении;
- рассмотрение новых подходов используемых в управлении.
Введение……………………………………………………………….3
1. История науки об управлении и управленческих решениях…….6
1.1. Возникновение науки об управлении…………………………...6
1.2. Формулировка принципов и целей управления……………........9
1.3. Школы и подходы в науке об управлении и управленческих решениях……………………………………………………………….15
2. Современный подход к разработке управленческих решений......27
2.1. Основные этапы разработки управленческих решений………..27
2.2. Место и роль управленческого решения в процессах управления современной организацией в сфере торговли и услуг……………….30
2.3 Особенности разработки и реализации управленческих решений в рыночных условиях……………………………………………………..33
3. Примеры практической реализации управленческих решений в сфере торговли и услуг…………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………….44
Третий этап развития менеджмента
стал называться "неоклассическим",
нарождается и начинает развиваться
школа "человеческих отношений",
развитие которой связано с именами
ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо.
На этом этапе апрбируется
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой
мысли отличается от всех предыдущих
тем, что происходит становление
современных количественных методов
обоснования управленческих решений
под воздействием широкого использования
в практике экономико-математических
методов и электронно-
Шестой этап развития менеджмента
можно отнести к периоду 1970-1980
гг. Учеными - управленцами вырабатываются
новые подходы в развитии теории
управления, смысл которых сводится
к тому, что организация - это открытая
система, приспосабливающаяся к
внутренней среде (организации) нужно
искать во внешней среде. Исходя из
такого посыла просходили установления
взаимосвязей между типами сред и
различными моделями управления. К
этому периоду относятся
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений. Неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами. Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг.
На этом этапе просматриваются три основные тенденции: · возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства; создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления. Участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности; усиление международного характера управления.
Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.
2.2. Место и роль
управленческого решения в
Управленческие решения
связаны с выполнением
· стратегическое планирование;
· управление управленческой деятельностью;
· управление человеческими ресурсами (производительность, активизация знаний, умений, навыков);
· управление производственной и обслуживающей деятельностью;
· формирование системы управления компании (методология, механизм);
· управленческое консультирование;
· управление внутренними и внешними коммуникациями.
Управленческое решение - это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.
Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление. Как процесс УР - это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация УР. Как явление - это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т. п.
Экономическая сущность УР проявляется в том, что на подготовку и реализацию любого УР требуются финансовые, материальные и другие затраты. Каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация, эффективного УР принесет компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение - убытки. Организационная сущность УР состоит в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, координировать их работу.
Социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности.
Правовая сущность УР заключается в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании.
Технологическая сущность УР предполагает возможность обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для подготовки и реализации УР.
Таким образом, управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений.
Существует несколько точек зрения на место процесса РПУР в управлении организацией. Из всех подходов можно выделить два наиболее часто встречающихся, которые определяют процесс РПУР как:
· связующее звено, важную часть для выполнения всех других функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). В рамках каждой управленческой функции принимаются определенные решения, вытекающие из содержания этой функции; управление есть совокупность циклических действий по разработке и принятию управленческих решений.
Таким образом, управленческие
решения выступают способом постоянного
воздействия управляющей
2.3 Особенности
разработки и реализации
В каждой организации имеются
особенности принятия управленческих
решений, определяемые характером и
спецификой ее деятельности, организационной
структурой, системой внутрифирменной
коммуникации. Тем не менее, процесс
разработки управленческого решения
имеет нечто общее для
I. Подготовка;
II. Принятие.
III. Реализация.
Подготовка управленческого решения (или постановка задач)
1. Выявление и анализ
проблемной ситуации. Анализируется
исходная информация о
2. Формирование целей для решения проблемной ситуации. Этот этап вытекает из предыдущего. Составляется перечень целей или дерево целей (т. е. выясняются их приоритеты). Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно судить о степени их достижения.
3. Сбор необходимой информации. Это один из ключевых этапов. Информация проверяется на необходимость, достоверность, надежность
4. Анализ информации. Здесь проводится анализ уже отобранной информации и затем раскладываем ее по степени важности для решаемой проблемы, по динамике использования и т. д.
5.Выявление или выработка
полного перечня альтернатив
достижения цели. Ключевые слова
в этом этапе «полный перечень»
6.Выбор допустимых
7.Предварительный выбор
лучшей альтернативы. Детальный
анализ допустимых альтернатив
с точки зрения достижения
поставленных целей, затрат
Принятие решения
8. Оценка альтернатив со стороны ЛПР. Предыдущие семь этапов как результат анализа есть по сути один из видов информации, необходимой руководителю для принятия решения. ЛПР учитывает дополнительные факторы и моменты, которые не учтены на предыдущих этапах. То есть ЛПР окончательно решает, какой вариант самый наилучший.
9.Экспериментальная проверка
альтернатив. Это производится
в тех случаях, когда ЛПР
затрудняется с окончательным
выбором наилучшей альтернатив
и имеются возможности
10. Выбор единственного решения. С учетом данных экспериментальной проверки и любой другой дополнительной информации ЛПР принимает окончательное решение. Если экспериментальной проверки нет, то 9-10 этапы выпадают.
11. Согласование решения
с органами управления и
12. Окончательное оформление
и утверждение решения.
Реализация решения
13. Организация выполнения
решения, т. е. происходит
14. Определение работ по
выполнению решения. Задания
15. Выполнение решения.
Осуществляется оперативный
Принимая любые решения
(жизненные или управленческие)
• в обычном режиме;
• в режиме дефицита времени. В данном режиме некоторые из этапов могут пропускаться.
Классическая схема
Информация о работе История науки об управлении и управленческих решениях