Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:49, курсовая работа
Целью работы является анализ основных направлений эволюции взглядов в истории науки об управлении и управленческих решениях.
Основными задачами, поставленными при написании данной работы, являются:
- исследование основных этапов развития науки об управлении;
- рассмотрение новых подходов используемых в управлении.
Введение……………………………………………………………….3
1. История науки об управлении и управленческих решениях…….6
1.1. Возникновение науки об управлении…………………………...6
1.2. Формулировка принципов и целей управления……………........9
1.3. Школы и подходы в науке об управлении и управленческих решениях……………………………………………………………….15
2. Современный подход к разработке управленческих решений......27
2.1. Основные этапы разработки управленческих решений………..27
2.2. Место и роль управленческого решения в процессах управления современной организацией в сфере торговли и услуг……………….30
2.3 Особенности разработки и реализации управленческих решений в рыночных условиях……………………………………………………..33
3. Примеры практической реализации управленческих решений в сфере торговли и услуг…………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………….44
Следующий прорыв в науке об управлении связан с работами Анри Файоля (1841 - 1925). В течение 30 лет Файоль возглавлял крупную французскую металлургическую и горнодобывающую компанию. Он принял ее на грани банкротства, а оставил одним из самых мощных французских концернов. Соединение творческой мысли с огромным практическим опытом и возможностями эксперимента в области управления организацией стало заметной вехой в развитии управленческой мысли. Файоль в своих работах не ограничивался рамками производства, а распространял свои идеи на любую организацию, являющуюся объектом управления. Он дал четкое определение понятия "управление": Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Он выделял 6 областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять:
1. техническую (технологическую);
2. коммерческую (закупка, продажа и обмен);
3. финансовую (поиски капитала
и его эффективное
4. защитную (зашита собственности и личности);
5.бухгалтерскую (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);
6. административную (воздействует
только на личный состав, не
оказывая непосредственно
Файоль сформулировал принципы управления, которые он считал гибкими, требующими творческого подхода, а не абсолютными.
В области обучения искусству управления Файоль считал, что для этого далеко не достаточно обучаться лишь тонкостям инженерной подготовки. Необходимо учиться профессиональному умению управлять или, выражаясь современным языком, учиться менеджменту.
Принципы управления организацией, сформулированные Файолем.
1. Власть неотделима от
ответственности. Те, кто отдают
приказы и распоряжения, должны
нести ответственность за
2. Разделение труда при
специализации. Для всех видов
труда, как управленческого,
3. Единство распоряжения.
Работник должен получать
4. Дисциплина. Под дисциплиной
Файоль понимал уважение
5. Единство руководства. Файоль считал, что нужен "один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель". Иными словами, в каждом деле нужна одна голова, отвечающая за достижение поставленной цели. Коллективной может быть только выработка рекомендаций.
6. Подчинение индивидуальных
интересов общим. Интерес
7. Вознаграждение. Файоль
считал, что вознаграждение должно
быть справедливым и
8. Централизация. Эффективное
производство обеспечивается
9. Иерархия. В каждой организации
должна существовать четко
10. Порядок. Файоль считал,
что всему должно быть
11. Справедливость. Лояльность и преданность делу рядовых работников
должны обеспечиваться добрым и справедливым отношением со стороны руководства.
12. Устойчивость персонала.
Текучесть кадров, как правило,
сопровождает недостаточно
13. Инициатива. Инициатива
способствует более полной
14. Корпоративный дух.
При управлении организацией
Файоль не советует
1.3. Школы и подходы в науке об управлении и управленческих решениях.
Так складывались основы вновь
создаваемой науки об управлении,
так возникала и развивалась
теория и практика управления, получившая
впоследствии название "школа в
управлении". Первой была школа научного
управления (1885-1920 гг.), наиболее яркими
представителями которой
В основе школы человеческих
отношений (1930-1950 гг.), или, как ее еще
называют, неоклассической школы, было
осознание человеческого
Количественный подход.
Школа, основанная на количественных методах (с 1950г. по настоящее время), особое внимание уделяет моделированию процессов управления.
Модель позволяет заменить
словесное описание ситуации, которое,
кстати, также является лишь более
или менее удачным
С одной стороны, это объясняется
тем, что управленцы-практики оказались
менее готовыми к восприятию идей,
принципиально меняющих традиционные
методы практического управления и
требующих соответствующей
С другой стороны, несколько
идеализированная картина ситуации,
получаемая с помощью математических
моделей, не всегда позволяет дать точные
оценки, которые подчас невозможны
без использования качественных
характеристик или требуют
Однако с течением времени этот подход приобретает все большее значение. Управленцы осознают, что принцип "управлять - значит измерять" справедлив, что без оценки степени достижения целей, стоящих перед организацией, без оценки результатов реализации принятых ранее управленческих решений эффективное управление невозможно.
Современные информационные технологии, используемые в современной практике управления, подняли на новый качественный уровень реализацию принципа формализации и моделирования управленческих подходов, роль количественного подхода в управлении. Умение сочетать в современных системах поддержки принятия решений количественные и качественные оценки делает указанное направление развития управленческой мысли перспективным.
Этому в значительной степени способствуют развитие количественных методов анализа, позволяющих анализировать как количественную, так и качественную информацию, процесс компьютеризации управленческой деятельности, а также возникновение и развитие методов в науке об управлении, использующих как количественные, так и качественные данные.
Процессный подход.
При процессном подходе управление
рассматривается как серия
Различные авторы предлагали
свои наборы управленческих функций. В
качестве самостоятельных управленческих
функций рассматриваются
Планирование.
Функция планирования предназначена
для установления основных направлений
усилий по определению целей организации
и путей их достижения. Неотъемлемым
действием процесса планирования является
анализ состояния организации, ее слабых
и сильных сторон в области
финансов, маркетинга, производства, научных
и опытно-конструкторских
Следующим действием в процессе планирования является определение целей, к достижению которых организация стремится на рассматриваемом отрезке времени.
Цели могут быть простыми и сложными, укрупненными и детальными, иерархически упорядоченными, формулироваться непосредственно или представляться в виде дерева целей. Легче достичь тех целей, которые четко представляешь, и практически невозможно достичь тех целей, которые и сформулировать то четко не удалось. Завершающим действием в процессе планирования является определение конкретных путей достижения поставленных целей. Оно включает определение основных этапов работ и их технологической последовательности, сроков исполнения, исполнителей всех предусмотренных работ, ресурсное обеспечение всех этапов. Планирование в организации должно осуществляться непрерывно, т.е. должен осуществляться анализ состояния организации, периодически уточняться цели, которые ставит перед собой организация, корректироваться пути достижения целей. Необходимость в непрерывном процессе планирования вызывается, во-первых, возможностью достижения некоторых из поставленных ранее целей или выяснением невозможности достижения части целей; во-вторых, неопределенностью будущего, в частности изменениями внешних условий, отклонением хода реализации планов от ожидаемого сценария, возникновением новых задач и потерей актуальности старых и т.д.
Организация работ.
Для того чтобы организация
была эффективно управляемой, чтобы
было обеспечено достижение целей с
помощью людей, входящих в ее состав,
и выделенных ресурсов, она должна
быть эффективно организованной. Здесь
нам приходится использовать термин
"организация" в двух смыслах.
Первый смысл этого термина
Информация о работе История науки об управлении и управленческих решениях