Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:56, доклад
Красно-желтая ракушка – эмблема «Шелл» – уже более века является одним из самых известных товарных знаков. Ее история берет начало в 1833 году, когда английский купец Маркус Сэмюэль открыл небольшой магазин в Лондоне и стал торговать экзотическими вещицами, среди которых были шкатулки, украшенные морскими раковинами (shell – англ.).
б. Сотрудников. В случаях, когда сотрудники компаний концерна «Шелл» намерены заниматься общественной деятельностью, в том числе баллотироваться на выборах в государственные органы, им будет предоставлена такая возможность, если это будет признано допустимым с учетом конкретных обстоятельств.
Принцип 5. Охрана здоровья, труда, окружающей среды и безопасность
Компании концерна «Шелл» используют системный подход к вопросам управления охраной труда, здоровья, безопасности и окружающей среды, направленный на постоянное улучшение производственных результатов.
В этой связи компании концерна «Шелл» рассматривают эти вопросы как одни из основных в своей деятельности, устанавливают стандарты и ставят задачи по улучшению работы, контролируют и оценивают результаты и предоставляют по ним отчет.
Компания постоянно ищет пути снижения воздействия на окружающую среду, обусловленного своей деятельностью, продукцией и услугами.
Принцип 6. Местные сообщества
Компании концерна «Шелл» стремятся быть хорошими соседями, постоянно совершенствуя способы прямого или косвенного участия в повышении общего благосостояния сообществ, с которыми работает.
В компании ответственно подходят к вопросу влияния своей хозяйственной деятельности на социальную сферу и работает в сотрудничестве с другими организациями над увеличением выгоды для местных сообществ и уменьшением любого неблагоприятного воздействия, обусловленного деятельностью.
Кроме того, компании концерна «Шелл» проявляют конструктивный интерес к социальным вопросам, прямо или косвенно связанным со своей деятельностью.
Принцип 7. Информация и общение
Компании концерна «Шелл» признают необходимость регулярного диалога и взаимодействия с заинтересованными лицами и организациями.
Компания стремится отчитываться о своей деятельности, предоставляя соответствующую информацию в полном объёме сторонам, проявляющим оправданный интерес, исходя при этом из решающих соображений конфиденциальности.
Во взаимоотношениях с сотрудниками, деловыми партнерами и местными сообществами компания стремится к честному и ответственному диалогу.
Принцип 8. Соблюдение норм и правил
Компания соблюдает все действующие правовые нормы и правила стран, в которых осуществляет свою деятельность.
Успешность компании «Шелл» во многом связана с особенностями стратегического управления. Нужно отметить, что компания имеет высокий бизнес-рейтинг и ориентирована только на расширение собственной производственной базы с налаживанием тесных коммерческих взаимосвязей с правительствами тех странах, где расположены производственные мощности.
В 1975 году компания «Шелл» разработала и внедрила в практику стратегического анализа и планирования свою собственную модель, получившую название матрицы направленной политики (Direct Policy Matrix). Ее появление было непосредственно связано с особенностями динамики экономической среды в условиях имевшего в то время место энергетического кризиса: переполнение мирового рынка сырой нефтью, неуклонное падение цен на сырую нефть, низкая и постоянно снижающаяся отраслевая норма прибыли, высокая инфляция. Традиционные методы финансового прогнозирования оказывались бесполезными, когда речь заходила о выборе долгосрочной инвестиционной стратегии в таких условиях. В отличие от уже широко распространенных в то время моделей BCG и GE/McKinsey модель Shell/DPM меньше всего полагалась на оценку достижений анализируемой организации в прошлом и главным образом сосредотачивалась на анализе развития текущей отраслевой ситуации.
В таких вертикально
Матрица Shell/DPM внешне похожа на матрицу GE/McKinsey и является своеобразным развитием идеи стратегического позиционирования бизнеса, заложенной в основу модели BCG. Вместе с тем, между ними имеются принципиальные различия. Но по сравнению с однофакторной BCG 2×2 матрицей, матрица Shell/DPM, как и матрица GE/McKinsey, являются двухфакторной матрицей размерности 3×3, базирующейся на множественных оценках как качественных, так и количественных параметров бизнеса. Более того, многопараметрический подход, используемый для оценки стратегических позиций бизнеса в моделях GE/McKinsey и Shell/DPM, оказался на практике более реалистичным, чем подход, используемый матрицей BCG.
В модели Shell/DPM по сравнению с моделью GE/McKinsey сделан еще больший упор на количественные параметры бизнеса. Если критерий стратегического выбора в модели BCG основывался на оценке потока денежных средств (Cash Flow), который, по сути, является показателем краткосрочного планирования, а в модели GE/McKinsey, наоборот, на оценке отдачи инвестиций (Return of Investments), являющейся показателем долгосрочного планирования, то модель Shell/DPM предлагает при принятии стратегических решений держать фокус одновременно на двух этих показателях.
Другая наиболее примечательная
особенность модели Shell/DPM состоит
в том, что в ней могут
Но несмотря на видимые преимущества модели Shell/DPM как матрицы многопараметрического стратегического анализа, ее популярность оказалась ограниченной рамками ряда очень капиталоемких отраслей промышленности, таких, как химия, нефтепереработка, металлургия.
Как и все прочие классические
модели стратегического планирования,
модель DPM представляет двумерную таблицу,
где оси Х и Y отражают соответственно
сильные стороны организации (конкурентная
позиция) и отраслевую (продукт-рынок)
привлекательность. Точнее, ось Х
отражает конкурентоспособность бизнес-
Разбивка модели Shell/DPM на 9 клеток (в виде матрицы 3×3) сделана не случайно. Каждая из 9 клеток соответствует специфической стратегии.
Позиция «Лидер бизнеса»
Отрасль привлекательна и
организация имеет в ней
Возможные стратегии: продолжать инвестирование в бизнес, пока отрасль продолжает расти, для того, чтобы защитить свои ведущие позиции; потребуются большие капиталовложения (больше, чем может быть обеспечено за счет собственных активов); продолжать инвестировать, поступаясь сиюминутной выгодой во имя будущих прибылей.
Позиция «Стратегия роста»
Отрасль умеренно привлекательна, но организация занимает в ней сильные позиции. Такое организация является одним из лидеров, находящимся в зрелом возрасте жизненного цикла данного бизнеса. Рынок является умеренно растущим или стабильным, с хорошей нормой прибыли и без присутствия на нем какого-либо другого сильного конкурента.
Возможные стратегии: стараться сохранить занимаемые позиции; позиция может обеспечивать необходимые финансовые средства для самофинансирования и давать также дополнительные деньги, которые можно инвестировать в другие перспективные области бизнеса.
Позиция «Стратегия генератора денежной наличности»
Организация занимает достаточно
сильные позиции в
Возможные стратегии: Бизнес, попадающий в эту клетку, является основным источником дохода организации. Поскольку никакого развития данного бизнеса в будущем не потребуется, то стратегия состоит в том, чтобы делать незначительные инвестиции, извлекая максимальный доход.
Позиция «Стратегия усиления конкурентных преимуществ»
Организация занимает среднее положение в привлекательной отрасли. Поскольку доля рынка, качество продукции, а также репутация организации достаточно высоки (почти такие же, как и у отраслевого лидера), то организация может превратиться в лидера, если разместит свои ресурсы надлежащим образом. Перед тем, как нести какие-либо издержки в данном случае необходимо тщательно проанализировать зависимость экономического эффекта от капиталовложений в данной отрасли.
Возможные стратегии: инвестировать,
если бизнес-область стоит того,
делая при этом необходимый детальный
анализ инвестиций; чтобы переместиться
в позицию лидера, потребуются
большие инвестиции; бизнес-область
рассматривается как весьма подходящая
для инвестирования, если она может
обеспечить усиление конкурентных преимуществ.
Необходимые инвестиции будут больше,
чем ожидаемый доход, и поэтому
могут потребоваться
Позиция «Продолжать бизнес с осторожностью»
Организация занимает средние позиции в отрасли со средней привлекательностью. Никаких особых сильных сторон или возможностей дополнительного развития у организации не существует; рынок растет медленно; медленно снижается среднеотраслевая норма прибыли.
Возможные стратегии: инвестируйте осторожно и небольшими порциями, будучи уверенным, что отдача будет скорой, и постоянно проводите тщательный анализ своего экономического положения.
Позиция «Стратегии частичного свертывания»
Организация занимает средние позиции в непривлекательной отрасли. Никаких особо сильных сторон и фактически никаких возможностей к развитию у организации нет; рынок непривлекателен (низкая норма прибыли, потенциальные излишки производственных мощностей, высокая плотность капитала в отрасли).
Возможные стратегии: поскольку маловероятно, что, попадая в эту позицию, организация будет продолжать зарабатывать существенный доход, постольку предлагаемой стратегией будет не развивать данный вид бизнеса, а постараться превратить физические активы и положение на рынке в денежную массу, а затем использовать собственные ресурсы для освоения более перспективного бизнеса.
Позиция «Удвоить объем производства или свернуть бизнес»
Организация занимает слабые
позиции в привлекательной
Возможные стратегии: инвестировать или покинуть данный бизнес. Поскольку попытка улучшить конкурентные позиции такого организации посредством атаки по широкому фронту потребовала бы очень больших и рискованных инвестиций, постольку она может быть предпринята только после детального анализа. Если устанавливается, что организация способно бороться за лидирующие позиции в отрасли, тогда стратегическая линия — «удвоение». В противном случае, стратегическим решением должно быть решение оставить данный бизнес.
Позиция «Продолжать бизнес с осторожностью или частично свертывать производство»
Организация занимает слабые позиции в умеренно привлекательной отрасли.
Возможные стратегии: никаких инвестиций; все управление должно быть сориентировано на баланс потока денежной наличности; стараться удерживаться в данной позиции до тех пор, пока она приносит прибыль; постепенно сворачивать бизнес.
Позиция «Стратегия свертывания бизнеса»
Организация занимает слабые позиции в непривлекательной отрасли.
Возможные стратегии: поскольку организация, попадающая в эту клетку, в целом теряет деньги, необходимо сделать все усилия, чтобы избавиться от такого бизнеса, и чем скорее, тем лучше.
На протяжении более 100 лет
концерну «Шелл» удается сохранять
свои лидирующие позиции. Стремясь обеспечить
растущие энергетические потребности
человечества, концерн уверенно смотрит
в будущее, не сомневаясь в успешном
решении поставленных задач. Возникший
на заре XX века концерн «Шелл» завоевал
ведущие позиции на мировом энергетическом
рынке, став прообразом современных
вертикально интегрированных