Исследования потребительской аудитории спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:07, реферат

Описание работы

Цель исследования реализуется посредством постановки и решения следующих задач:
1. определить основные принципы маркетинговой работы ФОК;
2. методом SWOT-анализа выявить сильные и слабые стороны ФОК, а также угрозы и возможности развития этой отрасли услуг;
3. рассмотреть ФОК как продукт, его ценовую политику, каналы распределения и продвижения услуги.
4. провести сегментацию потребительской аудитории.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...
1. Основные принципы маркетинговой деятельности спортивных и физкультурно-оздоровительных комплексов ……………………………….…
2. Анализ потребительской аудитории ……………………………………….…
2.1. Мотивационные факторы выбора спортивного объекта ………………
2.2. Сегментация потребителей ………………………………...…………………
2.3. Сводная характеристика потребительской аудитории …………………..
Заключение ………………………………………………………………..………….
Список использованной литературы ……………………………………..………

Работа содержит 1 файл

456.docx

— 52.87 Кб (Скачать)

На территории спортивных объектов кроме основных физкультурно-оздоровительных  и физкультурно-спортивных услуг  целесообразно оказывать (при наличии  возможностей) наиболее востребованные дополнительные услуги: услуги солярия, сауны, услуги массажа, услуги фитнес-бара, персональный тренинг

2. Цена («price»)

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый  методами и способами установления цен. Разработка ценовой стратегии  – процесс, периодически возобновляемый. Учитывая влияние внешних факторов, ценовая стратегия также должна обладать определенной гибкостью. Таким  образом, необходима периодическая  корректировка поставленных целей  и задач, отдельных параметров ценовой  стратегии.

Формирование ценовой стратегии  предполагает учет ряда характерных  особенностей, которые оказывают  влияние на процесс ценообразования  физкультурно-оздоровительных и  физкультурно-спортивных услуг. К ним  относятся:

  • высокая эластичность цен на физкультурно-оздоровительные услуги;
  • разрыв во времени между моментом установления цены и моментом купли-продажи физкультурно-оздоровительной услуги;
  • неспособность услуг к сохранению;
  • высокая степень влияния спортивных организаций, предоставляющих аналогичные физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги;
  • сезонная дифференциация цен;
  • высокий уровень ориентации на социально-психологические особенности потребителей, так как цена физкультурно-оздоровительной услуги связана с социальным статусом клиента.

Формирование цены на физкультурно-оздоровительные  услуги зависит от многих факторов:

  • от временных критериев (время года, высокий, средний, низкий сезоны, тариф выходного дня, тариф длительности пребывания);
  • от спроса и ожидаемого объема оборота (групповые занятия, корпоративные клиенты);
  • от места расположения ФОК (месторасположение, транспортная доступность и другое);
  • от условий оплаты (льготы, скидки);
  • от качества обслуживания, ожидаемого клиентом (комфортность, дополнительные услуги и др.).

В зависимости от поставленных целей  может быть избрана одна из нескольких стратегий ценообразования:

  • предложение комбинированного набора физкультурно-спортивных и спортивно-оздоровительных услуг;
  • ориентация на гибкую систему скидок и льгот;
  • установление цен значительно ниже относительно коммерческих спортивных организаций.

Для физкультурно-оздоровительных  услуг велика роль социального фактора. Вследствие этого услуги в покупательском поведении рассматриваются как  социальное преимущество, выраженное в приверженности к здоровому  образу жизни.

В качестве целей ценовой политики могут выступать:

  • привлечение и удержание большего количества потребителей услуг;
  • обеспечение безубыточности предпринимательской деятельности;
  • привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития основной деятельности;
  • конкурентоспособность цен и др.

Учитывая особенности деятельности ФОК, основными правилами формирования цены на платные физкультурно-спортивные и спортивно-оздоровительные услуги, предоставляемые населению, являются:

  • социальная направленность деятельности – одной из основных целей осуществления предпринимательской деятельности является решение социальных задач по оздоровлению населения, приобщению к спорту;
  • доступность цен – политика ценообразования должна предусматривать возможность оказания платных услуг социально незащищенным, малоимущим слоям населения по льготным ценам;
  • экономическая обоснованность цен – доходы от оказания платных услуг должны покрывать расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • эффективность – доходы от оказания платных услуг должны направляться на развитие материально-технической базы, улучшение социальных условий работников и т. п.

Перечень категорий жителей, имеющих  право на льготные условия пользования  физкультурно-спортивными услугами:

  • дети из многодетных и малообеспеченных семей;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до 18 лет;
  • дети-инвалиды до 16 лет;
  • инвалиды I и II групп;
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • дети до 14 лет;
  • студенты, обучающиеся по очной форме обучения в ВУЗах, финансируемых за счет средств федерального бюджета или бюджета города;
  • ветераны боевых действий на территории СССР, Российской Федерации и территориях других государств;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Льготные условия предоставления услуг заключаются в частичном  или полном освобождении потребителя  от их оплаты.

Помимо скидок и льгот, устанавливаемых  на законодательном уровне, физкультурно-оздоровительные  комплексы самостоятельно могут  предусмотреть в ценовой политике систему так называемых «стимулирующих»  скидок для потребителей, в частности:

  • при абонементном обслуживании (единовременной оплате за определенный период времени);
  • при приобретении «семейных» абонементов;
  • при приобретении абонементов «выходного дня»;
  • сезонные скидки;
  • скидки по времени посещения;
  • скидки постоянным клиентам и т. п.

Надбавки (наценки) применяются, как  правило, при заключении договоров  с юридическими лицами, проведении индивидуальных занятий с клиентами  и т. п.

Скидки за внесезонную покупку  используются в случае сезонных различий в спросе. Основная цель использования  таких скидок – побудить население  к покупке услуги в период пониженного  спроса на нее.

Необходимо систематически осуществлять пересмотр цен на предмет их соответствия ценовой политике, установленным  нормативам, стратегии деятельности, а также производить корректировку  цен с учетом темпов инфляции.

3. Каналы распределения  («place») и продвижение («promotion»)

Канал распределения (сбыта) – совокупность способов продвижения товаров и  услуг от производителя до потребителя.

При анализе каналов продвижения  товаров и услуг на рынок выделяются основные категории: ежедневные газеты, журналы, справочники, почтовая реклама, радио, телевидение, Интернет, наружная реклама, выставки.

Высокозатратные инструменты проведения рекламной кампании: телевидение, реклама на FM-радио, наружная вывеска, проведение презентации и рекламных акций, рекламно-информационные статьи в журналах.

Малозатратные инструменты проведения рекламной кампании: баннерные растяжки над фасадом здания, штендер/вывеска у входа с информацией, рекламная листовка, буклет, флайер, визитная карточка.

Основные источники информации, которые используются при выборе спортивного объекта: «сарафанное  радио» – от родственников, знакомых, соседей; реклама на щитах, транспарантах; реклама в Интернете.

Формирование системы распределения  начинается с выбора участников канала сбыта (в данном случае канал распределения  нулевого уровня: производитель –  потребитель). Как только каналы сбыта определены, маркетинговые усилия концентрируются на управлении этим каналом.

Существенным отличием канала распределения  физкультурно-оздоровительных услуг  от канала сбыта товаров является то, что канал распределения перемещает потребителя к месту предоставления услуги – физкультурно-оздоровительному комплексу, тогда как непосредственно товар по каналам сбыта перемещается к потребителю.

ФОК, осуществляя сбыт физкультурно-оздоровительных услуг, выполняют ряд функций:

  • сбор, анализ и предоставление необходимой информации о физкультурно-оздоровительных услугах;
  • продвижение и распространение в рекламных и пропагандистских целях информации относительно предлагаемых физкультурно-оздоровительных услуг;
  • нахождение предполагаемых клиентов и установление с ними соответствующих контактов;
  • формирование и приспособление предложения к потребностям клиентуры, включая оказание дополнительных услуг

ФОК должны иметь продуманную коммуникационную стратегию и уметь поддерживать связи с клиентурными группами, контактными аудиториями и широкой общественностью. Коммуникационные процессы должны быть непрерывными и эффективными. Современные организации спортивного и физкультурно-оздоровительного сервиса управляют сложной системой коммуникационных связей, в этой ситуации программа маркетинговых коммуникаций фактически является системой продвижения и стимулирования продаж и важным элементом комплекса маркетинга.

Для рынка физкультурно-оздоровительных  услуг связи с общественностью  есть важнейший инструмент коммуникационной политики, необходимой для создания позитивного имиджа ФОК и их услуг, а также широкого привлечения  потребителей через благоприятное  общественное мнение, создаваемое средствами массовой информации.

Продвижение («promotion») ФОК выполняет ряд функций:

  • установление и поддержание связей с прессой: размещение сведений познавательного, информационного и событийного характера в СМИ для привлечения внимания к физкультурно-оздоровительным услугам и самим ФОК;
  • популяризация, создание известности через действия, направленные на привлечение внимания публики;
  • корпоративные связи.

Формирование коммуникативной  политики ФОК в ключе расширения благоприятных отношений с клиентами, спонсорами и др.

Усилению роли маркетинговых коммуникаций способствует тот факт, что разнообразные  элементы используются на фоне постоянно  меняющихся социальных и экономических  условий [1].

 

2. АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ

 

Структура анкеты исследования (Приложение 1), нацеленного на анализ портрета целевой аудитории спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг и получение необходимой информации для ее сегментирования и выявления мотивационных факторов выбота ФОК, выглядит следующим образом:

Скрининг-вопросы: пол, возраст, семейное положение и т.д.

Блок вопросов по характеристикам  потребительского поведения: предпочитаемые виды спорта, цель занятий.

Вопросы по критериям выбора того или иного ФОК: факторы, влияющие на предпочтение потребителя, источники  информации о ФОК.

 

2.1. МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА СПОРТИВНОГО ОБЪЕКТА

 

Для определения факторов выбора спортивного  объекта проводится квадрант-анализ: определяется важность факторов выбора посещаемого в настоящее время спортивного объекта и проводится анализ совместно с декларируемой важностью факторов при выборе.

Анализ пересечения декларируемой  важности характеристик (важность при  выборе спортивного объекта) и скрытой  важности характеристик (в какой  степени каждый фактор влияет на общую  оценку) позволяет выявить следующие  категории:

1 категория – основополагающие обязательные характеристики, являющиеся стандартом категории (укомплектованность спортивным оборудованием, хорошее техническое состояние спортивного объекта, высокая квалификация тренеров и инструкторов);

2 категория – характеристики, в наибольше степени определяющие реальный выбор спортивного объекта, однако не всегда осознаваемые напрямую (возможность заниматься различными видами спорта в одном месте);

3 категория – имеют высокую декларируемую важность, однако вносят слабый вклад в реальный выбор спортивного объекта (удобный график работы спортивного объекта, удобство расположения, доступная стоимость услуг);

4 категория – низкая декларируемая и скрытая важность, вносят слабый вклад в выбор спортивного объекта (известность/репутация спортивного клуба, наличие дополнительных услуг, наличие системы скидок).

 

2.2. СЕГМЕНТАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

Можно выделить 4 сегмента потребителей спортивных и физкультурно-оздоровительных  услуг.

Информация о работе Исследования потребительской аудитории спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг