Исследование рынка мебели РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Среди тенденций мирового рынка мебели, как рынка ТДП, в первую очередь следует назвать высокую и развитую конкуренцию, эффективное использование маркетинговых инструментов и мероприятий, комплексные исследования в области изучения спроса и разработки новых продуктов. В то же время, отсутствие эффективной маркетинговой инфраструктуры поддержки управленческих решений можно выделить как основные среди негативных тенденций российского и калининградского рынков мебели.

Работа содержит 1 файл

Рынок мебели.docx

— 54.05 Кб (Скачать)

Рис. 3. Розничная  структура рынка мебели в России

Среди основных тенденций российского рынка  мебели можно назвать следующие:

1. Продолжающийся  рост рынка мебели на фоне  роста рынка недвижимости и  повышения уровня благосостояния  россиян. Оборот розничной торговли  мебели постоянен в анализируемый  период 1998-2003 гг. и составляет 1,8 % от  всего оборота. Как видно из  данных Росстата [8; стр. 302-303], представленных  в таблице 1, увеличение оборота  розничной торговли приводит  к пропорциональному увеличению  оборота розничной торговли мебели. В частности, можно отметить  увеличение рынка мебели в  4,3 раза в 2003 г. по отношению  1998 г. Рост мебельного рынка  в рублях на конец 2003 г. составил 20%.

Таблица 1. Оборот розничной торговли мебели  

  1998  1999 2000 2001 2002 2003
Оборот  розничной торговли, млн. руб. 1042799 1797390 2352274 3069255  3764322 4514841
Оборот  розничной торговли мебели, % от всего  оборота 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8
Оборот  розничной торговли мебели, млрд. руб. 18,77  32,35 42,34 55,25 67,76  81,27
 

2. Начало специализации  по товарным категориям и ценовым  сегментам и, как следствие,  развитие производства мебели  низкого и среднего ценовых  сегментов. Результатом этого  будет высокая конкуренция в  среднем и низком ценовом сегментах  при очень схожей продукции  по качеству и дизайну.

3. Развитие различных  форматов торговли. Производитель  мебели может, как самостоятельно  заниматься сбытом продукции,  открывая свои мебельные салоны, так и поддерживать развитие  торговли своих дилеров и дистрибьюторов, вкладывая значительные средства  в совершенствование их торговых  форматов. Примеры: формат сети фирменных магазинов «Шатура» и «Mr.Doors», «Дятьково», сеть мебельных центров «Мебельвилль», региональные сети "Мир мебели" в Ростове-на-Дону, "Мебель плюс" в Нижнем Новгороде, "Империя мебели" во Владивостоке.

4. Снижение темпа  роста цен на мебель. Изменение  цен на базовые виды мебели  представлено в таблице 2 [13; стр.70]. Розничная цена различных видов  мебели в 2003 г. увеличилась  по сравнению с 2000 г. на 23-46 %. Наибольший рост отмечен в  сегменте офисной мебели –  39-46% и корпусной бытовой мебели  – 38-44 %. Во многом это связано  с федеральной экономической  политикой и плановым увеличением  расходов на продукцию естественных  монополий [14, стр.4]. Рост цен в  2001 и 2002 годах во многом связан  с соответствующим ростом цен  на используемые материалы и  фурнитуру, повышением качества  предлагаемой мебели, соответствующей  модернизацией оборудования. В то  же время, темп роста цен  уменьшается, и к концу 2003 г.  рост цен составил 4-7 % по сравнению  с 2002 г. Отдельно отмечена стабилизация  темпов роста цен на большинство  видов мебели, средний индекс  цен в 2003 г. по отношению  к 2002 г. составил 6 % (см. табл.3).

Таблица 2. Средние  потребительские цены на отдельные  виды мебели в России

Вид мебели 2000 2001 2002 2003
Стул  с мягким сиденьем, руб. 458 542 593 637
Стол  письменный, руб. 1604 1961 2201 2346
Шкаф  для платья и белья, руб. 3505 4174 4695 5043
Диван-кровать, руб. 4048  4595 5143 5461
Набор мягкой мебели с обивкой из ворсовых тканей, руб. 11717  12886 14067  14376
Набор корпусной мебели (стенка), руб. 13591 15713 17639 18763
Набор мебели для спальни, руб. 18612  20492 22921 23886
 

Таблица 3. Индексы  цен на мебель*

Индексы цен, в % 2001 2002 2003
Офисная мебель 120  111  107
Корпусная мебель 115  
112 106
Мягкая  мебель 112  111  104
Средний индекс 116  111  106
 
 

* по отношению  к предыдущему году

Источник: Данные о ценах Росстата

5. Размытое позиционирование  фабрик из-за отсутствия средств  бюджета на развитие служб  НИОКР и маркетинга и на  соответствующий выпуск новых  моделей собственной разработки.

Калининградский рынок мебели

Развитию мебельного производства в Калининградской  области придало ощутимый импульс  с середины 90-х годов объявление области Особой экономической зоной  в 1996 году [15]. По оценкам Ассоциации калининградских производителей мебели экспорт Калининградской области  составляет более 8% всего российского  рынка мебели. В основном, это  связано с выгодными условиями  ОЭЗ и близостью к европейским  ежегодным выставкам мебели и  европейским производителям мебели и комплектующих. Среди основных тенденций калининградского рынка мебели можно назвать следующие:

Высокая конкуренция  крупных мебельных компаний со средними производителями в сегментах  недорогой корпусной и мягкой мебели на базе поставляемых из Польши материалов, комплектующих и фурнитуры.

Постепенное насыщение  мебельного рынка Калининградской  области и в связи с этим развитие экспорта большинства производителей на территории других регионов России. Развитие собственных розничных  сетей и региональных представительств в России. Примеры в сегменте корпусной  мебели: фабрики «Лазурит», «Интердизайн»¸ «Прагматика».

Отсутствие полноценных  отделов маркетинга и НИОКР у  большинства фабрик, ограничение  бюджетов по маркетингу и разработкам  новых продуктов. Как следствие, отсутствие разработанной маркетинговой  стратегии и позиционирования у  многих калининградских производителей. Частичное или полное подражание дизайну мебели мировых лидеров. Отсутствие комплексных исследований рынка при запуске новых направлений  мебели. Мнение руководства, представителей и дилеров фабрик в регионах во многом определяют маркетинговую политику производства, тогда как надо в  первую очередь учитывать результаты маркетинговых исследований. Поэтому  темпы роста калининградских  мебельных фабрик во многом зависят  от активности и продаж региональных представителей и дилеров. 

Высокое качество мебели, экспортируемой в другие регионы  России. Количество брака у большинства  крупных и средних калининградских  фабрик составляет доли процентов, благодаря  опытным службам ОТК и сложности  реализации рекламаций из-за обязательной сертификации и таможенных пошлин.

Проблемы проведения исследований и долгосрочного планирования на мебельных предприятиях

Ознакомление  с литературой по мебельному рынку, статьями российских экспертов и  интервью с руководителей российских мебельных производственных и торговых компаний в специализированных информационно-рекламных  журналах «Мебельный бизнес» и «Мебельное производство» позволяет выделить следующие трудности по оценке спроса и актуальности проведения комплексных  исследований и долгосрочного планирования:

Неточность прогноза более чем на год в связи  с необходимостью учета большого количества непредсказуемых и сложно определяемых факторов российской рыночной экономики. В частности, изменения  курса евро и доллара и таможенной политики в отношении импорта  мебели, фурнитуры и материалов приводит к последовательному изменению  цен на мебель из-за большого количества импортных материалов и фурнитуры  и к соответствующему изменению  барьера для входа на российский рынок азиатских и европейских  мебельных компаний.

Открытие и  развитие собственных розничных  сетей, как крупных, так и средних  производителей мебели, в Москве и  городах-миллионерах приводят к  значительному переделу рынка в  короткие сроки.

Строительство крупными мировыми мебельными компаниями собственных фабрик по сборке мебели в России. Угроза предстоящей экспансии  азиатских производителей мебели низшего  и среднего сегментов в случае улучшения российской логистики  и соответствующего снижения сроков поставок.

Анализ рыночной конъюнктуры и дальнейшее планирование возможны только на базе собственных  продаж и общего развития региональных рынков по сведениям региональных представителей. Учет деятельности конкурентов и  изменения предпочтений и статей расходов потребителей по товарам длительного  пользования и расчет уровня развития региона и качества жизни его  населения (на базе данных Росстата и  собственных или заказных исследований) не представляется возможным.

Существенная  разница при оценке колебаний  спроса по разным товарным группам  и направлениям и потребительским  сегментам приводит к тому, что  общие прогнозы по развитию мебельного рынка не актуальны. А оценка каждого  направления или сегмента в отдельности  приводит к существенным и неадекватным затратам по маркетингу.

Недостаток в  рынке мебели профессиональных агентств и специалистов по маркетинговым  исследованиям, которые смогли бы с  достаточной степенью достоверности  выделять и анализировать большое  количество факторов, влияющих на функционирование и развитие мебельного рынка в  России.

Резюмируя вышесказанное, можно назвать следующие виды исследовательской деятельности, которой  занимаются на данный момент большинство  российских производителей мебельной  продукции рынка:

мониторинг выставок, выставочной и рекламной деятельности конкурентов;

анализ собственных  продаж в товарном, региональном и  временном аспектах;

интервьюирование  экспертов, в роли которых выступают  дилеры, менеджеры отделов продаж, региональные представители;

мониторинг специализированной прессы.

Тенденция увеличения импорта мебели европейских и  азиатских компаний в России и  захвата быстрорастущего сегмента среднего ценового диапазона ставит серьезную задачу перед российскими  производителями мебели в повышении  конкурентоспособности своей продукции, каналов сбыта и мероприятий  по продвижению. В качестве возможного решения следует назвать разработку и внедрение собственных систем исследований мебельного рынка и  систем средне- и долгосрочного планирования.

Определение потенциала рынков с помощью мебельных индексов

На данный момент основной целью маркетинговых исследований для большинства руководителей  крупных мебельных предприятий  является определение потенциала рынка  по территориальным сегментам и  выбора стратегии сбыта на них. Другой не менее актуальной целью маркетинговых  исследований является ответ на вопрос, что будет наиболее востребовано на данном рынке. Однако, как показывает практика, в начале своей деятельности данный вопрос рассматривается в  меньшей степени и осуществляется попытка входа на рынок территориального сегмента, используя исторически  сложившийся ассортимент производимой мебели.

Перечислим основные положения рекомендуемой методики по активизации маркетинговых исследований своими силами для достижения цели по определению потенциала рынка. В  связи с отсутствием доверия  руководителей сторонним исследованиям  и сложности определения конкретных числовых данных в данной методике используются относительные рассчитываемые показатели – мебельные интегральные индексы.

Информация о работе Исследование рынка мебели РФ