Исследование рынка кондитерских изделий г.Гродно

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 05:43, курсовая работа

Описание работы

Кондитерская отрасль силами семи крупнейших Белорусских предприятий производит более 500 наименований изделий. По оценкам Белгоспищепрома годовая потребность внутреннего рынка страны составляет 90 тысяч тонн. За 10 месяцев 2004 года реализовано 48,4 тысячи тонн. Мощности отечественных предприятий позволяют наполнять рынок продукцией на 110-120%, однако при такой ситуации возникают трудности с ее реализацией. Уже сейчас более 6 тысяч тонн кондитерских изделий находятся в остатке.

Содержание

. Определение проблемы 3
2. Разработка концепции исследования 5
3. Анализ данных 6
4. Презентация 11
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

к.р. Исследование рынка кондитерских изделий г.Гродно.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Определение  проблемы  3
2. Разработка  концепции исследования 5
3. Анализ  данных 6
4. Презентация 11
Список  использованной литературы 12

 

1. Определение проблемы 

      Кондитерская  отрасль силами семи крупнейших Белорусских  предприятий производит более 500 наименований изделий. По оценкам Белгоспищепрома годовая потребность внутреннего рынка страны составляет 90 тысяч тонн. За 10 месяцев 2004 года реализовано 48,4 тысячи тонн. Мощности отечественных предприятий позволяют наполнять рынок продукцией на 110-120%, однако при такой ситуации возникают трудности с ее реализацией. Уже сейчас более 6 тысяч тонн кондитерских изделий находятся в остатке. Избавиться от излишков продукции производители надеются в дни рождественских и новогодних праздников.

      Основными производителями кондитерских изделий  в Беларуси являются 7 крупных кондитерских предприятий концерна "Белгоспищепром". Это ОАО "Коммунарка", СП ОАО "Спартак", ОАО "Красный пищевик", ОАО "Красный мозырянин", СП "Ивкон" ОАО, ОАО "Конфа", ОАО "Кондитерская фабрика "Слодыч". Кроме того, производством и поставкой кондитерских изделий занимаются предприятия Департамента по хлебопродуктам, облпищепромов, облпотребсоюзов, СП "Белорусская кофейная компания", ИП "Сладушка" и другие производственно-торговые фирмы [12].

      По  данным Белгоспищепрома сегмент  шоколадной продукции белорусского рынка кондитерских изделий на 70% занят импортируемыми товарами, а сегмент мучных изделий - на 56%. Для защиты отечественного рынка от ввоза продукции иностранных производителей в Совет министров Республики Беларусь подано заявление на предоставление белорусским предприятиям квоты в размере 6 тысяч тонн на шоколад и 6 тысяч тонн на мучные изделия. Также производители будут требовать введения обязательной сертификации по белорусским стандартам ввозимых товаров [11].

      Однако, как подчеркивают в Белгоспищепроме, в рамках Союзного Государства такой ход может вызвать принятие ответных мер со стороны Российской Федерации.

 

       Кондитерская отрасль Республики Беларусь  достаточно конкурентоспособна, особенно на внутреннем рынке. Это значит, что она является одной из отраслей, способных генерировать прибыль и успешно развиваться. Именно поэтому важно не допустить чрезмерного проникновения на данный рынок иностранных производителей и, тем самым, не допустить перекачивания капитала в другие страны.

      Эффективно  противостоять этому возможно только при успешном прогнозировании будущего развития данного рынка и выработки на основании этого стратегических решений.

 

2. Разработка концепции исследования

      Определение целей исследования

      С целью определения потенциала спроса на кондитерские изделия отечественного производства на рынке Гродненской области и выработки рекомендаций для улучшения положения отечественного производителя было проведено исследование.

      Формирование  рабочей гипотезы

      Отечественные производители занимают достаточно прочные позиции на кондитерском рынке Республики Беларусь, однако имеются резервы по их укреплению.

      Построение  проекта исследования

      Проект  исследования – это общий план проведения маркетинговых исследований; он определяет потребности в различных данных и процедуру сбора, обработки и анализа этих данных.

      Проект  исследования включает:

      - оценку тенденции спроса на  кондитерские изделия отечественного производства на основании данных по предыдущим продажам;

      -   проведение SWOT-analyse отечественной кондитерской отрасли;

      -  опрос экспертов с целью выяснения  путей успешной конкуренции с иностранными производителями.

      Определение методов сбора  данных

      На  первый взгляд может показаться, что данные цели можно достигнуть с помощью только кабинетных исследований на основе вторичной информации. Но на деле оказалось, что, во-первых, очень сложно получить необходимые официальные данные, а во-вторых, часто требуемой информации просто не существует. Поэтому кроме методов обработки вторичных данных потребовалось использование методов наблюдения и опроса.

      Определение объекта исследования

      Объектом  исследования является Гродненская  область.

 

3. Анализ данных 

      Структура рынка кондитерских изделий Гродненской области в 2004 году выглядит следующим образом: мучные изделия - 43%, карамель - 22%, конфеты - 14%, пастило-мармеладные изделия - 10%, халва - 3%, шоколад - 3%, драже - 1% и прочие изделия.

      Для определения тенденции спроса на 2005 год на кондитерские изделия отечественных производителей был использован анализ временных рядов. В качестве основы для временных рядов использовались данные по сбыту продукции двух основных производителей на белорусском рынке: СП ОАО «Спартак» и ОАО «Коммунарка». Данные по сбыту этих производителей взяты за два предыдущих года. По мнению экспертов, продукция этих производителей составляет 80 - 90% от объема продаж всех представителей отечественной кондитерской отрасли в Гродненской области. В связи с этим именно их продажи во многом определяют тенденцию развития отечественной кондитерской отрасли.

      Был получен следующий прогноз тенденции  спроса на кондитерские изделия отечественного производства по месяцам.

Таблица 1

Прогноз спроса на кондитерские изделия отечественного производства

Месяц Продажи за 2003 г, кг Продажи за 2004 г, кг Индекс  сезонности Прогноз спроса на 2005 г, кг
Январь 138 990 234 183 93,33 200 272
Февраль 212 790 263 476 119,03 255 421
Март 180 072 281 601 113,98 244 584
Апрель 356 085 275 584 157,18 337 285
Май 297 906 269 550 139,73 299 840
Июнь 220 047 211 968 105,48 226 344
Июль 186 591 258 112 107,00 229 606
Август 261 129 115 313 92,02 197 461
Сентябрь 281 424 273 082 132,55 284 432
Октябрь 285 360 288 509 136,11 292 072
Ноябрь 287 205 296 515 137,44 294 926
Декабрь 303 318 303 531 142,01 304 732
ИТОГО 1 3 010 917 3 071 423   3 166 974
 

      Можно сделать вывод о том, что тенденция  к увеличению спроса на отечественные кондитерские изделия будет наблюдаться и в текущем году. Прогнозируемое увеличение спроса - 3,1 %.

      Если  рассмотреть поведение спроса на протяжении года в разрезе месяцев, то можно заметить, что наибольший всплеск спроса придется на апрель, май, ноябрь и декабрь. Это необходимо учитывать, чтобы удовлетворить спрос. В противном случае часть спроса будет удовлетворена иностранными производителями. Месяцами наибольшего спада спроса будут июнь, июль и август. Это также важно учитывать, чтобы не создавать излишних складских запасов, особенно продукции с ограниченными сроками годности. Кроме этого, к этому времени можно привязать проведение акций стимулирования сбыта и рекламных кампаний. Обычно производители не тратят много средств на проведение подобных мероприятий в сезонный период спада спроса. Однако практика показывает, что правильно спланированная и проведенная рекламная кампания в этот период часто дает больший эффект, чем в период сезона. В период сезона идет очень ожесточенная борьба за привлечение внимания потребителя. В условиях маленького бюджета на проведение маркетинговых мероприятий это поможет не только уменьшить спад спроса, но и приведет к большей узнаваемости отечественной продукции и привязанности к ней со стороны потребителя.

      Все месячные колебания спроса можно  пронаблюдать на графике.

Рис. 1.  Динамика спроса на кондитерские изделия в 2005 году.

      Однако  данный метод прогнозирования дает одностороннюю оценку перспектив белорусской  кондитерской отрасли в текущем  году. Он не учитывает многих факторов, под воздействием которых развивается тот или иной товарный рынок. Описанное состояние спроса возможно, если все остальные переменные рынка будут оставаться неизменными (конкуренты будут вести себя так же, у населения будут такие же доходы, не будет изменяться правовое поле рынка).

      Чтобы этого избежать, был проведен SWOT-analyse. При этом сильные и слабые стороны белорусской кондитерской отрасли определяли непосредственные участники рынка в Гродненской области (руководители одной из крупнейших оптовых компаний).

      Можно констатировать, что на Гродненском  рынке кондитерских изделий присутствуют производители из России, Украины, Польши,  Молдавии и ЕС.

      Наибольшая  конкуренция наблюдается в сегменте шоколада, наименьшая — в сегменте коробок конфет, незначительная - в сегменте печенья.

      Белорусские производители кондитерских изделий удерживают 80-85% гродненского рынка. Этому способствует протекционистская государственная политика. Однако, по мнению экспертов, даже при отсутствии такой политики белорусские кондитеры способны удерживать 65-70% рынка.

      Выделим их сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Сильные стороны:

      -    сохранен традиционный вкус изделий;

      -    высокообразованные и опытные  технологи;

      -    государственная поддержка;

      -   выработка согласованной политики  поведения крупнейшими производителями.

      Слабые стороны:

      -    отсутствие качественной упаковки;

      -    крупные предприятия менее гибко  реагируют на изменение спроса;

      -    отсутствие позиционирования товара.

      Возможности:

      -   обновление оборудования и технологий;

       увеличение количества и улучшение качества проведения рекламных кампаний и акций стимулирования сбыта.

      Угрозы

      - полное открытие рынка для  иностранных производителей.

      Для разработки стратегии на предстоящий  год составим матрицу SWOT.

      Таблица 2

Матрица SWOT

  Возможности Угрозы
Сильные ПОЛЕ «СИВ»

1. Обновление оборудования  и технологий - традиционный вкус изделий, опытные и высокообразованные технологи, государственная поддержка

2. Увеличение числа  и улучшение качества  рекламных компаний  – выработка согласованной политики, государственная поддержка

ПОЛЕ «СИУ»

1. Полное открытие  рынка – опытные и высокообразованные технологи, выработка согласованной политики

Слабые ПОЛЕ «СЛВ»

1. Отсутствие качественной  упаковки – обновление оборудований и технологий

2. Отсутствие позиционирования  продукции – увеличение числа и улучшение качества рекламных компаний и акций стимулирования сбыта

ПОЛЕ «СЛУ»

1. Полное открытие  рынка – отсутствие качественной упаковки, слабое реагирование на изменение спроса, отсутствие позиционирования

Информация о работе Исследование рынка кондитерских изделий г.Гродно