Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:56, курсовая работа
Чай – один из самых древних, а также самый популярный в мире напиток (после воды). И, пожалуй, лучший для утоления жажды. Родина чая – Китай. Само название «чай» происходит от китайского «ча», что означает «молодой листочек».
На сегодняшний день чай является привычной частью ежедневного рациона. Подобное пристрастие можно объяснить климатическими особенностями нашей страны (Чай – сезонный товар
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………..4
1 Анализ динамики и структуры рынкА………….........……...5
Характеристика товара, сфера его потребления, основные участники
рынка и основные тенденции развития……………………………………5
1.2. Оценка объема рынка в натуральном и стоимостном выражении..............................................……………………………….7
1.3. Анализ структуры рынка................................................………………11
2 Определение целей и задач маркетингового
исследования. Разработка опросного листа ……... 14
2.1. Цели, задачи, тип исследования и метод сбора информации...……. 14
2.2. Описание структуры анкеты………………………………..…………15
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ...……………………...17
ВЫВОДЫ……………………………………………………………........ 29
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК………………………………………………….....30
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………….31
Следующая по величине компания украинского рынка чая – ООО «Эксимтрейд», которая входит в состав торгово-производственного холдинга «Орими Трейд Украина». На сегодняшний день ассортимент чая «Орими Трейд Украина» представлен торговыми марками: «Принцесса Нури», «Принцесса Ява», «Принцесса Канди», «Принцесса Гита». А также данная компания – единственный представитель в Украине премиальных английских торговых марок чая «Greenfield» и «TESS». ООО «Эксимтрейд» является крупнейшим украинским производителем чая.
Еще одним производителем чая на территории Украины выступает совместное украинско-британское предприятие «Украинская чайная фабрика Ахмад Ти», эксклюзивным партнером которого в Украине является украинско-кипрское предприятие «Пирамида» (дистрибьютор торговых марок Ahmad Tea, Grace!, ТЕТ). Чай Ахмад Ти продается на рынках более чем 70 стран мира на 5 континентах. На украинском рынке чай Ахмад Ти появился в 1994 году, а в 1999 году в Харькове была открыта одна из чайных фабрик Ahmad Tea London, которая фасует чай Ахмад Ти для украинских потребителей.
К украинским производителям чая относится и украинско-английское совместное предприятие ООО «СолоМия», входящие в группу компаний концерна Stoik. Компания была создана в 1998 году и являлась первым сертифицированным производством чая в Украине. На сегодняшний день ООО «СолоМия» занимается фасовкой чая торговых марок «Batik», «Аскольд» и «Домашний чай», а также производством бумаги для порционных чайных пакетов [2].
Значительное место на рынке чая Украины занимают чаи российской компании «Май» («Майский чай», «Лисма», CURTIS), зарегистрированной в России в 1991 году. На рынках Украины и Молдовы компания представлена предприятием с иностранными инвестициями ООО «Майский чай», являющейся дочерней структурой компании. Доли торговых марок на рынке чая в Украине представлю на рисунке 1.5.
Рисунок 1.5 – Доли торговых марок на украинском рынке чая, % [2].
Данные: AC Nielsen за июнь-июль 2012 года
Указанное структурирование позволяет определить тип рынка. Для этого следует использовать критерий Херфиндаля-Хиршмана, который рассчитывается как сумма квадратов долей рынка производителей.
2 Определение целей и задач маркетингового исследования. Разработка опросного листа.
Перед проведением маркетингового исследования сперва формируется цель этого исследования. Так как работа посвящена изучению рынка чая, то целью является: Определение отдельных характеристик Донецкого рынка чая.
Конкретными задачами маркетингового исследования являются:
- определение среднего объема приобретаемого товара;
- определение частоты приобретения товара;
- предпочтение торговым маркам;
- предпочтение типоразмерам и упаковке;
- место покупки товаров;
- средняя стоимость покупки;
- значимость характеристик товара при его выборе;
-количество товара
- определение сегмента потребителей товара.
После определения
целей и задач исследования
определяется тип исследования:
казуальный, описательный или разведочный.
Для выполнения указанного
Метод анкетирования – метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета. Для того, чтобы иметь полное представление об анкете, рассмотрим ее по основной классификации. По числу респондентов это групповое анкетирование – 50 респондентов, по полноте охвата – выборочное, по типу контактов с респондентами – очное. Используется открытая стандартизированная анкета.
Используемая выборка является вероятностной и требует соблюдения определенной процедуры. Опрашиваться будет каждый пятый человек, выходящий из супермаркета «Амстор», который находится по адресу б. Шевченко, 41-д. Время интервью не будет превышать 3-5 минут. В противном случае это приведет к большому количеству отказов от интервью и снизит достоверность исследования.
Для соответствия указанным требованиям анкета предусматривает 8 основных вопросов и 3 классификационных. Основные вопросы расположены в первой половине анкеты, к ним относятся такие:
Классификационные вопросы расположены во второй половине анкеты, к ним относятся такие:
Как правило, первый вопрос анкеты является фильтрующим, определяющим является ли респондент потребителем товара, рынка кондитерских изделий. Исходя из цели исследования дальнейшему опросу будут подлежать только респонденты, давшие положительный ответ на первый вопрос. Те респонденты, которые не являются потребителями чая изделий вносятся в отдельный лист, давших отрицательный ответ, где также отмечается и количество лиц отказавшихся от опроса.
Анкета содержит 1 вопрос, на который респондент может дать несколько ответов. Это вопрос о торговой марке которая покупалась последние 3 раза. Пример анкеты, по которой проводился опрос, будет приведен в Приложении А.
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
В первую очередь, указывается количество отказавшихся от интервью и, какое количество респондентов было отфильтровано в результате отрицательного ответа на первый вопрос. После этого следует провести редактирование анкет и определить, какое их количество может быть использовано для дальнейшей обработки. Полученные данные представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Количество респондентов, принявших участие в опросе.
Всего |
70 |
100 % |
Отказались от интервью |
11 |
15,7 % |
Не подлежат опросу в связи с отрицательным ответом на первый вопрос |
9 |
12,9 % |
Всего взято интервью |
50 |
71,4 % |
Затем приводится простая табуляция по каждому вопросу анкеты, с указанием частот ответов и процентов каждого ответа. По полученным результатам приводятся краткие описания.
Таблица 3.2 – Частота покупки чая
Частота |
Частота ответа |
Кол-во ответов, % |
Раз в неделю |
9 |
18 |
Раз в две недели |
11 |
22 |
Раз в месяц |
16 |
32 |
Раз в 2-3 месяца |
9 |
18 |
Реже |
5 |
10 |
Сумма |
50 |
100 |
Приведенные данные представлены графически на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Частота покупки чая
Из полученных данных опроса видно, что чаще всего респонденты покупают чай раз в месяц (32%) и раз в две недели (22%). Равное количество респондентов покупают чай раз в две недели, и раз в неделю (18%), самое низкое количество опрошенных (10%) покупают чай гораздо реже.
Таблица 3.3 – Объем последней покупки
Объем |
Частота ответа |
Кол-во ответов, % |
25 г |
2 |
4 |
50 г |
8 |
16 |
100 г |
15 |
30 |
250 г |
18 |
36 |
500г |
7 |
14 |
Сумма |
50 |
100 |
Приведенные данные представлены графически на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Объем последней покупки чая
Из приведенных данных видно, что популярный объем покупки чая составил 250г (36%) и 100г (30%).
Таблица 3.4 – Предпочтения в выборе упаковки
Вид упаковки |
Частота ответа |
Кол-во ответов, % |
Картонная пачка |
27 |
54 |
Пакет из фольги |
7 |
14 |
Металлическая банка |
13 |
26 |
Стеклянная банка |
3 |
6 |
Сумма |
50 |
100 |
Приведенные данные представлены графически на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 – Предпочтения в выборе упаковки чая.
Из приведенных данных видно, что 54% респондентов предпочитают картонную пачку, и 26% металлическую банку.
Таблица 3.5 – Вид чая
Вид чая |
Частота ответа |
Кол-во ответов, % |
Черный |
27 |
54 |
Зеленый |
23 |
46 |
Каркаде |
- |
- |
Мате |
- |
- |
Сумма |
50 |
100 |
Приведенные дынные представлены графически на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 – Вид чая
Из приведенных данных видно, что из 50 опрошенных ни один не покупает чай мате и каркаде, все респонденты поделились на любителей зеленого (46%) и черного чая (54%).
Таблица 3.6 – Место, в котором приобретается чай
Место покупки |
Частота ответа |
Кол-во ответов, % |
Супермаркет |
33 |
66 |
Ларек |
2 |
4 |
Рынок |
4 |
8 |
Магазин |
11 |
22 |
Сумма |
50 |
100 |
Приведенные данные представлены графически на рисунке 3.5.
Рисунок 3.5 – Место покупки чая
Из приведенных
данных видно, что 66% респондентов предпочитают
приобретать чай в
Таблица 3.7 – Предпочтения в виде чая
Тип чая |
Частота ответа |
Кол-во ответов, % |
Листовой |
34 |
68 |
Гранулированный |
3 |
6 |
В пакетиках |
13 |
26 |
Сумма |
50 |
100 |