Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:56, курсовая работа
Чай – один из самых древних, а также самый популярный в мире напиток (после воды). И, пожалуй, лучший для утоления жажды. Родина чая – Китай. Само название «чай» происходит от китайского «ча», что означает «молодой листочек».
На сегодняшний день чай является привычной частью ежедневного рациона. Подобное пристрастие можно объяснить климатическими особенностями нашей страны (Чай – сезонный товар
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………..4
1 Анализ динамики и структуры рынкА………….........……...5
Характеристика товара, сфера его потребления, основные участники
рынка и основные тенденции развития……………………………………5
1.2. Оценка объема рынка в натуральном и стоимостном выражении..............................................……………………………….7
1.3. Анализ структуры рынка................................................………………11
2 Определение целей и задач маркетингового
исследования. Разработка опросного листа ……... 14
2.1. Цели, задачи, тип исследования и метод сбора информации...……. 14
2.2. Описание структуры анкеты………………………………..…………15
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ...……………………...17
ВЫВОДЫ……………………………………………………………........ 29
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК………………………………………………….....30
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………….31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики и маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Маркетинговые исследования"
на тему : «Исследование рынка чая Украины»
Выполнила:
Студентка гр. МПР-09
Можайская К.М.
Проверил:
Доцент
Ярым-Агаев А.Н.
Донецк 2012
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка состоит из __ страниц, __ рисунков (графиков), __ таблиц, __ источников,___приложений.
Цель работы – получение навыков в организации и проведении маркетингового исследования; составление опросных листов; анализ вторичных и первичных данных по состоянию рынка; представление результатов исследования.
В курсовой работе проведен анализ рынка чая Украины за последние три года (2009-2011 гг.). Были проанализированы показатели производства, экспорта и импорта, а так же определен баланс рынка чая Украины. Затем был проведен анализ структуры рынка Украины.
Для выполнения данного курсового проекта применяется описательное исследование, – маркетинговое исследование, направленное на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков. Выбор именного этого типа исследования объясняется тем, что оно проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария.
Методом сбора информации является опрос. Он заключается в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Мы будем использовать личный опрос, так как необходимым является проведение опроса при прямом контакте исследователя с респондентом.
После проведения анкетирования была проведена проверка статистической значимости результатов с помощью z-критерия.
БАЛАНС РЫНКА, ДОЛЯ РЫНКА, РЕСПОНДЕНТ, ИНТЕРВЬЮЕР, ПРОСТАЯ ТАБУЛЯЦИЯ, ДВОЙНАЯ ТАБУЛЯЦИЯ, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………… |
1 Анализ динамики и структуры рынкА………….........……...5
рынка и основные тенденции развития……………………………………5 1.2. Оценка объема рынка в натуральном
и стоимостном выражении..................... 1.3. Анализ структуры рынка......................... 2 Определение целей и задач маркетингового исследования. Разработка опросного листа ……... 14 2.1. Цели, задачи, тип исследования и метод сбора информации...……. 14 2.2. Описание структуры анкеты………………………………..…………15 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ...……………………...17 ВЫВОДЫ……………………………………………………………. ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК……………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Чай – один из самых древних, а также самый популярный в мире напиток (после воды). И, пожалуй, лучший для утоления жажды. Родина чая – Китай. Само название «чай» происходит от китайского «ча», что означает «молодой листочек».
На сегодняшний день чай является привычной частью ежедневного рациона. Подобное пристрастие можно объяснить климатическими особенностями нашей страны (Чай – сезонный товар. Как и для всех рынков горячих напитков, самый высокий сезон для рынка чая приходится на зимний период). Чай – природный энергетик. Так, недавно Ассоциация диетологов США включила черный и зеленый чаи в перечень важнейших функциональных продуктов питания, среди тех, которые поддерживают здоровье нашей кожи и обеспечивают должный водный баланс организма[4].
По типу чайного растения выделяют три разновидности чая:
- китайская разновидность (китайский, японский, вьетнамский, индонезийский, грузинский и др.);
- ассамская разновидность (индийский, цейлонский, кенийский и др.);
- камбоджийская разновидность (выращивается в некоторых районах Индокитая).
1.1 Характеристика товара,
сфера его потребления,
В Европе и Азии, в Австралии и на Американском континенте, на полярных станциях Антарктиды – везде, где ступала нога человека, пьют чай – самый популярный напиток планеты. Самый популярный и в то же время полный загадок и непостижимых тайн для большинства любителей горячего и холодного, бодрящего и успокаивающего, ароматного и вкусного настоя.
Чай – двоюродный брат камелий, красивейших и ароматнейших цветов. Дикорастущие кусты чая достигают трех метров в высоту, однако большинство кустов, выращиваемых на плантациях, достигают в высоту около полутора метров. Долгое время европейцы полагали, что китайские чайные кусты — единственный вид чая, и лишь в XIX-м веке, после открытия чайных деревьев в индийской провинцииАссам, ученым пришлось признать, что чай имеет и другой вид. Размеры чайного куста определяются широтами, в которых он произрастает: чем ближе к экватору, тем выше чайный куст. Лучше всего кусты чая растут между тропиками Рака и Козерога на высоте 500—3500 метров над уровнем моря. Чтобы чайный куст давал качественный лист, ему крайне необходимо, помимо тепла, ещё одно непременное условие – влага, влага и ещё раз влага.
Чай любит влагу в двух видах: во-первых, повышенную влажность воздуха, атмосферу хорошо натопленной бани; во-вторых, влагу в виде осадков, в виде частого и обильного полива. Но чай не выносит ни малейшего застоя воды под корнями: они должны омываться водой, а не находиться в воде. Вот почему чай взбирается на горные склоны, на крутые террасированные холмы, где вода может стремительно стекать, почти не задерживаясь. Чайный куст исключительно долговечен – он может жить и плодоносить сто и более лет. Правда, от биологического срока жизни чая надо отличать хозяйственный срок. Практика показала, что по истечении определённого времени чайный куст снижает количество и отчасти качество своей «продукции» – листьев. Поэтому считается, что экономически выгодно держать чайный куст в долинах по 40-50 лет, а на склонах – по 60-70 лет. Это и есть хозяйственный срок жизни чая[5].
В зависимости от региона
произрастания чай имеет
Большой популярностью в мире пользуется зеленый китайский чай — специфический вкус и цвет этого напитка выделяют его среди чаев из других стран. Разновидность чайного листа представлю на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 - Чайные листья из разных стран (Китай, Япония, Цейлон, Индия)
На сегодня чай выращивают около 37 стран. Основные производители: Китай, Индия, Кения, Шри Ланка. На эти 4 страны приходится более 50% от общего объема производства чая. Хотя на данном рынке появляются и новые сильные игроки: Индонезия, Вьетнам, некоторые африканские страны[3].
Основными видами чая являются: черный чай, зеленый чай, мате и прочие виды. Основные поставщики черного чая в Украину: Шри-Ланка, Индия, Индонезия; зеленого – Китай, Шри-Ланка; мате – Аргентина и Бразилия. На территории Украины чай не выращивают. Всё производство чая в Украине – это расфасовка и упаковка импортированного сырья.
Больше всего пьют чай
в Киеве. В целом, в территориальном
разрезе преобладает
Украинский рынок чая полностью зависит от импортных поставок. Всего насчитывается порядка 40 стран, поставляющих чай в Украину. Основная доля импорта принадлежит Шри-Ланке. В 2010 году доля импорта чая из этой страны составила 34% от общего объема поставок чая на территорию Украины. Второе место занимает Российская Федерация. Это страна не выращивает чай, но здесь находятся крупные фасовочные фабрики.
В Украине чай
дорожает уже год. Но происходит это
практически незаметно для
Теперь относительно анализа динамики рынка чая за 2009-2011 гг. в натуральном выражении. Все данные для расчета из официального статистического источника [1] и представлены в таблице 1.1. Объем внутреннего производства отсутствует, так как Украина чай не производит.
Таблица 1.1 – Баланс рынка чая на Украине в 2010-2012 годах.
2009 |
2010 |
2011 | |
Объем производства |
- |
- |
- |
Объем экспорта, тыс.т |
239,0567 |
341,2763 |
393,0187 |
Объем импорта, тыс.т |
26 915,2385 |
29 058,6745 |
25 749,7065 |
Объем внутреннего рынка, тыс.т |
26 676,2 |
28 717,4 |
25 356,7 |
Все данные по объему экспорта и импорта в официальном источнике были в килограммах.
2009 год:
Vp= - 239,0564+26 915,2385 = 26 676,2(тыс. т)
2010 год:
Vp= - 341,2763+ 29 058,6745 = 28 717,4(тыс. т)
2011 год:
Vp= - 393,0187 + 25 749,7065 = 25 356,7(тыс. т)
Исходя из расчетов, можно сказать, что в 2010 году рынок чая увеличился в сравнении с 2009 годом на 2041,2 тыс. т, и снизился в 2011 году, в отличии от 2010 года на 3360,7 тыс. т. Динамика изменений объема внутреннего рынка чая отражена на рисунке 1.2.
На данный момент рынок не является растущим, исходя из расчетов. Но показатель темпа роста рынка равен 1,2, что задает условие: 1,2<1,4. Это свидетельствует о том, что рынок находится в состоянии стагнации.
Доля экспорта, по отношению к доле импорта ничтожна. За все анализируемые года видно, что большую часть объема внутреннего рынка составляет объем импорта.
Темп роста рынка:
Tm = ( 26 676,2-25 356,7 )/ 26 676,2 *12/3+1 = 1,19≈1,2
Рисунок 1.2 – Динамика изменений объема внутреннего рынка чая в Украине (2009-2011 гг.)
Так же необходимо выразить объем внутреннего рынка чая в Украине в стоимостном выражении.
В Украине чайная продукция представлена во всех ценовых категориях — эконом, средняя, премиум и коллекционная.
Объем рынка в стоимостном выражении может быть определен как произведение объема рынка в натуральном выражении на среднюю цену натуральной единицы измерения.
Средняя цена на упаковку чая (100г) составила 14,37 грн. Для определения средней цены, было взято за основу 10 различных цен на чай ( за 100г). Относительно средних цен на 2010 и 2009 года – они были скорректированы с помощью индексов повышения цен, которые были взяты в статистических справочниках последующих лет (раздел « тарифы и цены»).
Ц(2011)=15,60+14,55+12,00+13,
Ц(2010) = 14,37/106,4*100 = 13,50 (грн/100г)
Ц(2009) = 13,50/110,9*100 = 12,17 (грн/100г)
Теперь следует перевести
цены за 100 г чая, в цену за тонну,
и найти объем рынка в
Vp(2011) = 26 676.2*143 700 = 3млрд.833млн. грн.
Vp(2010) = 28 717,4*135 000 = 3млрд. 876млн. грн.
Vp(2009) = 25 356,7*121 700 = 3млрд. 085млн. грн.
Динамика объема рынка чая в стоимостном выражении выражена на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Динамика объема
рынка чая в стоимостном
Теперь следует сравнить динамику роста рынка в денежном и стоимостном выражении, она отражена на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 – Динамика роста рынка в денежном и стоимостном выражении
Из рисунка видно, что рынок в натуральном выражении рос медленнее, а значит, наблюдалось относительное повышение цены, что тормозило рост рынка.
Наиболее крупным игроком рынка чая в Украине является ООО «Юниливер-Украина». ООО «Юниливер-Украина» – это представительство в Украине транснациональной англо-голландской компании Unilever. С 2001 года ООО «Юниливер-Украина» входит в состав так званого функционального объединения «Unilever RUB» (Россия, Украина, Беларусь). На рынке чая в Украине компания представлена следующими брендами: Lipton, Brooke Bond и Беседа [3].