Исследование конкурентов и выбор стратегии конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и практического опыта исследования конкурентов, а также выбора стратегии конкуренции.
Задачами, которые необходимо решить для достижения указанной цели, являются: рассмотрение сущности конкуренции; рассмотрение теоретических направлений и практического опыта исследования конкурентов; формирование рекомендаций по совершенствованию и выбору стратегии конкуренции.
Предметом исследования данной работы является конкурентная стратегия и конкуренты предприятия. Объектом исследования является предприятие ЗАО «Воронежская кондитерская фабрика».

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы исследования конкурентов и выбора 7
стратегии конкуренции
Сущность, основные виды и формы конкуренции 7
Основные направления исследования конкурентов 11
Виды стратегий конкуренции, классификация по М. Портеру 13
Анализ конкурентов ЗАО "Воронежская кондитерская фабрика" 20
2.1 Общая характеристика ЗАО "Воронежская кондитерская фабрика" 20
2.2 Исследование основных конкурентов ЗАО "Воронежская 24
кондитерская фабрика"
2.3 Анализ эффективности ЗАО "Воронежская кондитерская 28
фабрика" по сравнению с конкурентами.
3 Рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности, 33
выбор стратегии конкуренции.
3.1 Рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности ЗАО 33 «Воронежская кондитерская фабрика» на основе
проведенных исследований конкурентов.
3.2 Определение текущего метода конкуренции ЗАО «Воронежская 37 кондитерская фабрика»
3.3 Рекомендации по выбору стратегии конкуренции ЗАО «Воронежская 38 кондитерская фабрика»
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Приложение 1 43

Работа содержит 1 файл

Целая).docx

— 1,014.32 Кб (Скачать)

        Факторный анализ позволяет  выделить обобщенные критерии (факторы), каждый из которых содержит в себе свойства сразу нескольких переменных. Фактор "сжимает" информацию о  многих переменных.

        Один из методов  факторного анализа - метод главных  компонентов - основан на том, что обобщенные факторы независимы между собой. Таким образом, модель метода главных компонент определяется формулой: 

          

        zj - j-ая исходная переменная,

        F1, F2, ..., Fm - общие факторы, влияющие на значения исходных переменных,

        aj1, aj2, ..., ajm - факторные нагрузки, характеризующие степень влияния каждого фактора. [11] 
 
 
 
 

        3.2 Определение текущего метода конкуренции ЗАО «Воронежская кондитерская фабрика» 

        Рассмотрим текущую  стратегию ЗАО «Воронежская кондитерская фабрика». Если проводить внутриотраслевой структурный анализ в соответствии с методологией М. Портера, то производителей можно разделить на 8 стратегических групп, представленных в табл. 2. 

 
 
 
Показатели
Методы  конкуренции
Ценовая конкуренция Совмещение  методов (в основном цена+бренд) Неценовая конкуренция (качество и/или бренд)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сбытовая сеть
Общероссийская (продажи в «родном» регионе минимум в 2 раза меньше сбыта за его пределами) 1. «РОШЕН»,

КД Восток

2. Nestle,

СладКо

3. «Красный Октябрь»,

«Рот Фронт»,

КК Бабаевский,

«Рузанна»,

«А.Коркунов»

Переходная 4. КФ им. Крупской,

«Красная  Заря»

5. «Акконд»,

«Ламзурь»,

«Южуралкондитер»

6. Сормовская КФ,

Новосибирская ШФ,

Пермская КФ

Региональная (продажи в «родном» регионе минимум в 2 раза превышают сбыт за его пределами) 7. Сарапульская КФ, «Заря» 8. Воронежская  КФ, Пензенская КФ
 

        Таблица 2. Стратегические конкурентные группы на ранке развесных  шоколадных конфет России 

        Выделение групп  в таблице носит несколько  условный характер, особенно по признаку масштаба сбытовой сети: как правило, объемы продаж по регионам на каждом предприятии  являются «коммерческой тайной за семью  печатями», которая бережется как  «зеница ока». Несколько более определенное деление компаний отрасли по методу конкуренции: массовый потребитель все более сегментируется по данному признаку и, скорее всего, в ближайшие годы конкуренция на общероссийском уровне (пока это происходит в основном на уровне отдельных регионов) будет происходить именно внутри двух групп – «дешевой» и «качественной» продукции.

        Сбытовую сеть Воронежской  кондитерской фабрики можно отнести  к «региональной», так как продажи  в воронежской области значительно  превышают сбыт за его пределами. Методом конкуренции является совмещенный, т.к. фабрика достигает конкурентных преимуществ как за счет снижения цены, так и за счет бренда на воронежском рынке. В качестве метода конкуренции нет нареканий. Данный метод совмещает в себе все преимущества как ценового, так и неценового. Но что касается сбытовой сети, то тут все обстоит гораздо хуже. Фабрика ориентирована в основном на региональный рынок. И как отмечалось ранее, ее доля на общероссийском рынке очень мала.  

        3.3 Рекомендации по  выбору стратегии конкуренции  ЗАО «Воронежская кондитерская  фабрика» 

        В теоретической  части нами была изучена классификации  стратегий по М.Портеру. Так какую же из трех стратегий выбрать для нашего предприятия? Минимизацию издержек, дифференциацию, или концентрацию? Рассмотрим их, начиная с последней.

        Стратегия концентрации в данном случае кардинально не подходит для фабрики. Она ориентирована  на ведение конкуренции в какой-то определенной «нише», а не при столь массовом охвате, какой характерен для рынка кондитерских изделий.

        Стратегия дифференциации могла бы стать основной для фабрики, если бы не некоторые аспекты. Воронежская кондитерская фабрика занимает не достаточно малый объем общероссийского рынка кондитерских изделий, и применение данной стратегии может привести к тому, что мы не только можем потерять долю на воронежском рынке, в силу увеличения издержек и повышения стоимости, но и к тому, что нашу хоть и обладающую уникальными характеристиками продукцию попросту вообще не заметят. В результате чего и без того малая доля российского рынка кондитерских изделий может еще более уменьшиться. Реализацию данной стратегии была бы возможна, если фабрика серьезно увеличила объемы поставки на общероссийский рынок и увеличила бы маркетинговую активность.

        Таким образом, для  «Воронежской кондитерской фабрики» наиболее оптимальной стратегией на сегодняшний  день будет являться стратегия минимизации  издержек. Данная стратегия позволит еще более снизить цену на и без того недорогую продукцию, тем самым достигнуть повышения спроса и максимального увеличения доли рынка воронежской области. Минимизация издержек так же подходит для фабрики по той причине, что охват потребителей в области очень велик, компания является лидером. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Актуальность  и важность проблемы изучения конкурентов  достаточно велика. Это является таким  условием маркетинговой деятельности, когда успех коммерческого предприятия зависит в первую очередь от детального знания рынка, а именно от изучения конкурентов. Правильное и достаточное исследование конкурентов позволит сформировать верную стратегию и превзойти конкурентов. Необходимость исходить из собственных требований и требований рынка, при организации маркетинга определяет логику исследований, предопределяет эффективность коммерческой деятельности.   

    Знание  конкурентов позволяет определить их позиции на рынке, их сильные и слабые стороны, сопоставить их возможности со своими. В свою очередь, при необходимости это позволит увеличить конкурентоспособность предприятия.

    Исходя  из данной курсовой работы, можно сделать  вывод, что анализ конкурентов действительно  может помочь выявить как слабые, так и сильные стороны нашего предприятия. Исследования способствуют определению дальнейшей ориентации предприятия, тому, как наиболее успешно  выбрать стратегию, учитывая активность и деятельность конкурентов на отдельно взятом рынке.

    Итогом  данной курсовой работы можно считать  определение рекомендаций, по совершенствованию  деятельности ЗАО «Воронежская кондитерская фабрика», составленных на основе выявленных недостатков при исследовании конкурентов. А так же, были даны рекомендации по выбору дальнейшей стратегии предприятия. На мой взгляд, следование данным рекомендациям  позволило бы существенно увеличить  эффективность предприятия и  «завоевать сердца» новых потребителей. 
 
 

Список использованной литературы 

  1. Голубков  Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — 3-е издание. — М.: Финпресс, 2003. – 496 с.
  2. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспет, 2005. – 256 с.
  3. Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках: Курс лекций. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2005. – 256 с.
  4. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 454 с.
  5. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.
  6. Основы маркетинга / Пер. с англ. – Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж. и др. – 2-е Европ. Изд. – М., СПб., К.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 944 с.
  7. Сайт «Энциклопедия маркетинга»  http://www.marketing.spb.ru/
  8. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его успешность / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 715 с.
  9. Федько В.П. Маркетинг для студентов вузов. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 256 с.
  10. Азоев Г.Л. Анализ деятельности конкурентов: Учебное пособие - М.:ГАУ, 2005.-75 с.
  11. Сайт «SWOT анализ»  http://www.swot-analysis.ru/
  12. Наумова Л.М. Прикладной маркетинг в деятельности фирмы: Учебное пособие. – М.: Изд-во Элит, 2006. – 208 с.
  13. Сайт «Корпоративный менеджмент» http://www.cfin.ru/
  14. Сайт компании «Nestle» http://www.nestle.ru/
  15. Сайт компании «Марс»  http://www.mars.com/cis/ru/index.aspx
  16. Сайт компании «СладкО» http://www.sladco.ru/
  17. Сайт ЗАО «Воронежская кондитерская фабрика» http://www.vkf.ru/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.  Сравнение цен на развесные конфеты  стандартных рецептур («советских брендов») различных кондитерских фабрик.

1 2 3 4
Стандартное наименование Наименование, данное производителем Фабрика-производитель Отношение к  цене Воронежской КФ, %
Буревестник Парящий буревестник Nestle 85,52
Буревестник Пермская 90,95
Песня о буревестнике Заря 90,60
Буревестник Им. Крупской 96,03
Буревестник КИО 101,59
Буревестник КК Бабаевский 120,79
Буревестник Красная Заря 89,05
Буревестник Красный Октябрь 120,79
Буревестник Новосибирская ШФ 106,35
Буревестник Пензенская 91,90
Буревестник Воронежская 100,00
Буревестник Приморский  кондитер 104,76
Буревестник Южуралкондитер 87,46
Весна Весна Пермская 96,86
Весна КИО 104,40
Весна КК Бабаевский 118,62
Весна Новосибирская ШФ 103,53
Весна Пензенская 101,60
Весна Воронежская 100,00
Весна Приморский  кондитер 107,04
Кара-Кум Кара-Кум Пермская 96,68
Кара-Кум Заря 83,34
Кара-Кум Красный Октябрь 123,07
Кара-Кум Новосибирская ШФ 97,23
Кара-Кум Пензенская 107,88
Вечный Кара-Кум Воронежская 100,00
Кара-Кум Приморский  кондитер 93,16
Кара-Кум Южуралкондитер 95,38
Ласточка 
 
 
 
Городская ласточка Nestle 85,52
Милая ласточка Пермская 90,95
Небесные  ласточки Заря 95,24
Ласточка Им. Крупской 96,03
Ласточка КИО 100,00
Ласточка КК Бабаевский 119,05
Ласточка Красная Заря 94,29
Ласточка Красный Октябрь 120,79
Ласточка Новосибирская ШФ 98,41
Ласточка Пензенская 93,65
Ласточка  – вестница весны Воронежская 100,00
Ласточка Приморский  кондитер 106,35
Маска 
 
 
 
 

1

Маска невидимка Nestle 97,26
Озорная маска Пермская 82,60
Маска Заря 67,72
Маска КК Бабаевский 100,31
Маска Новосибирская ШФ 83,85
Маска Пензенская 84,48
Маска Воронежская 100,00
Маска Приморский  кондитер 81,25
2 3 4
Морские Морские чудеса Nestle 89,86
Морские Воронежская 100,00
Морские КИО 100,00
Морские КК Бабаевский 110,32
Морские сокровища Красная Заря 93,97
Морские Новосибирская ШФ 97,62
Морской бриз Пензенская 91,90
Морские сказки Пермская 90,95
Морские Приморский  кондитер 98,41
Морские Южуралкондитер 88,25
Пилот Пилот Воронежская 100,00
Пилот КИО 95,24
Пилот КК Бабаевский 103,49
Пилот Пензенская 85,08
Пилот Пермская 80,79
Пилот Южуралкондитер 81,75
Ромашка Скромница ромашка Nestle 93,10
Ромашковый  луг Воронежская 100,00
Белая ромашка Им. Крупской 102,19
Ромашка КИО 95,67
Ромашка Красная ЗАря 92,48
Ромашка Новосибирская ШФ 105,09
Ромашка Пензенская 93,35
Ромашки подружки Пермская 92,62
Ромашка Приморский  кондитер 113,06
Ромашка Южуралкондитер 87,11

Продолжение приложения 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Исследование конкурентов и выбор стратегии конкуренции