Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 14:09, контрольная работа
В контрольной работе рассматривается рынок как структура и виды конкуренции на рынке. Для этого были изучены материалы учебной литературы, а также специализированные веб-сайты.
Введение………………………………………………………………….………..3
1. Анализ емкости рынка и фирменной структуры……………………….…….4
2. Основные виды конкуренции………………………………………………….6
3. Сбор и анализ данных о конкурентах…………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14
- чистая (совершенная) конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия
- чистая монополия
Рынок чистой (совершенной) конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязать остальным выгодные ему условия сбыта. Препятствия для вступления в отрасль и неценовая конкуренция при чистой конкуренции отсутствуют. Именно так конкурировали некогда ремесленники на базарах древних городов, именно так по сей день конкурируют между собой мелкие производители сельскохозяйственной продукции. Экономисты называют такую конкуренцию совершенной потому, что здесь она развивается без всяких ограничений, и рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю, и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия). В такой ситуации достоинства рыночных механизмов (впрочем, как и их недостатки) проявляются наиболее полно. Именно рынок совершенной конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения.
Рынок монополистической конкуренции. Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции в том случае, когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги – различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей. Например, телевизоры удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей – желание смотреть телепередачи. Но каждая фирма, изготавливающая телевизоры, предлагает покупателю товары, несколько отличающиеся друг от друга: количеством принимаемых каналов, дизайном корпуса, качеством звука и т.д. При этом определенная марка телевизоров предлагается на рынок только одной фирмой, обладающей патентами на реализованные в этой марке технические решения. Если таких фирм много, то мы имеем дело монополистической конкуренцией. Это тип рыночной ситуации, в которой монополистическая власть каждой фирмы распространяется лишь на изготовление особой разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров однотипного назначения. Фирмы, при такой конкуренции, выступают в отрасль сравнительно легко, при этом значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. Такой тип конкуренции родился после создания системы защиты авторских прав и прав на товарный знак с помощью патентов. Именно в силу такой правовой защиты прав изготовителя на исключительное владение фирменными названиями и секретами производства другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с точно такими же свойствами, как продукция, защищенная патентом. Поэтому каждой фирме приходится выходить в мир конкуренции под собственным именем и со своими разработками.
Рынок
олигополистической конкуренции (олигополия).
Если каким-то фирмам удалось придумать
наиболее привлекающее покупателей
разновидности товаров или
Рынок
чистой монополии. На таком рынке
для покупателя складываются самые
худшие условия. При чистой монополии
возможности покупателя торговаться
становятся крайне ограниченными, поскольку
альтернативного изготовителя (продавца)
просто не существует. Именно так была
устроена экономическая жизнь в нашей
стране. Огромная доля продукции (особенно
сложно-технической) выпускалась здесь
всего одним предприятием – абсолютным
монополистом. Понятно, что в таком случае
единственный метод борьбы покупателя
с всевластием монополиста-изготовителя
– просто не покупать товар. Но не всегда
этот метод можно использовать. Если покупатель
не может обойтись без товара, он вынужден
будет его покупать даже ценой отказа
от других благ.[4, стр. 324]
Сбор
и анализ данных о конкурентах
При
выходе компании на рынок для ее
дальнейшего успешного
▪ предоставляет ли их фирма услуги по конкурентной цене;
▪ являются ли ее товары (услуги) конкурентоспособными;
▪ чем компания отличается от конкурентов, ее преимущества, недостатки;
▪ какие дополнительные услуги, которых нет у конкурентов, она может предложить.
Одним словом, руководителям нужна информация о конкурентах, чтобы продвигать конкурентоспособные продукты и предоставлять услуги достойного качества. По этой причине надо не откладывая в долгий ящик одновременно с поиском помещения для офиса, созданием сайта и регистрацией фирмы провести анализ вашего будущего рынка.
Рассмотрим наиболее популярные инструменты самостоятельного исследования, к которым прибегают предприниматели, как новички, так и старожилы, чтобы быть в курсе всех происходящих на рынке событий. Пользоваться ими или нет, решайте сами. Например, почти все компании применяют такой метод, как анализ конкурентов.
Анализ
конкурентов условно можно
1.
Сбор информации. Для этой цели
у нас в арсенале имеется
несколько инструментов, которыми
активно пользуются
▪ Интернет;
▪ личное посещение места продаж или оказания услуг;
▪ телефон;
▪ электронная почта.
2. Анализ собранной информации.
3. Подведение итогов, принятие решений.
Первый источник, к которому мы сегодня обращаемся за информацией, — это Интернет. Нас интересуют сайты компаний конкурентов, при помощи интернет-страниц мы узнаем и соберем первичную информацию о них. У нас сразу же могут возникнуть несколько вопросов.
1. А как же я узнаю, кто мои конкуренты?
2. Что именно смотреть?
3.
Сколько сайтов конкурентов
Адреса сайтов конкурентов можно найти при помощи поисковых систем «Яндекс», «Рамблер», Google и т.д. Для этого зададим в поисковой системе запрос по интересующей нас тематике. Если мы решили заниматься перевозкой грузов, то зададим запрос «перевозка грузов» (можно уточнить: «перевозка грузов по Москве»). Поисковая система выдаст нам примерный список компаний, которые занимаются перевозками по Москве.
В первую очередь следует обратить внимание на следующие разделы: «О компании», «Наши цены», «Наши услуги», «Условия работы». Кроме того, оценим, что привлекает наше собственное внимание, т.е. уловки, к которым прибегают поставщики услуг для удержания посетителей сайта и клиентов.
Не спешите все посмотреть в один день, вы быстро устанете от большого потока информации и не сможете проанализировать ее полноценно. Как только вы поймете основные тенденции отрасли и динамику цен, сбор данных можно прекратить.
Все полученные сведения с сайтов следует записывать в табличку для последующего анализа, причем частичный анализ можно проводить после каждого этапа сбора информации.
Таблица
может иметь такой вид.
В строке «О компании» мы записываем, что нам понравилось или не понравилось в том, как та или иная компания организует самопрезентацию на сайте. В строке «Услуги» мы отражаем перечень услуг, оказываемых компанией, и цены на них, в строке «Место расположения» — территориальное расположение компании. В строке «Первичный сервис» указываем, какой первичный сервис нам предлагается на сайте; графу «Уровень обслуживания» мы пропускаем, т.к. заполним ее позже. В строке «Уловки» записываем различные приемы, к которым прибегают компании с целью удержания клиентов, в строке «Качество сайта» по пятибалльной шкале оцениваем сайт компании (здесь можно указать, что нам понравилось, а что нет). Также в таблицу можно добавить пару строчек, в которые мы внесем отметки о том, что понравилось, а что нет при сборе информации с сайтов и их оценке. После этого пора перейти к промежуточному анализу полученной информации.
Сравним
компании по ценам, услугам, первичному
сервису, т.е. по тем параметрам, которые
мы определили изначально. После сравнения
мы можем сгруппировать компании конкурентов
по наиболее важным для нас элементам,
например по ценам. Сгруппировав компании
таким образом, мы выделяем для себя наиболее
яркого представителя в каждой группе.
Полученные данные также можно представить
в таблице.
Можно добавить также строки для записи информации, которую мы получим в дальнейшем.
Перейдем к дальнейшему сбору информации с применением других инструментов и только о тех компаниях, которые мы определили как ярких представителей своих групп. В дальнейшем для принятия решений мы будем опираться на эти компании и информацию о них.
Нам поможет телефон. Например, мы определили пять ключевых фирм, установили, что нам понравилось у них на сайте, какие элементы мы хотели бы скопировать или перенять, а каких избежать. После анализа сайтов у нас остается несколько вопросов, которые следует прояснить.
▪ Как наши конкуренты строят диалог с потенциальным покупателем?
▪ Как они назначают цену?
▪
Каков порядок действий от звонка
до покупки?
▪ Как представитель компании отвечает на наши вопросы?
▪ Что в компании отвечают на вопрос «Почему так дорого / дешево?».
Все это можно выяснить, просто позвонив по указанным на сайте компании телефонам. Таким образом, мы выясним, из чего складывается цена услуг, есть ли у конкурентов система скидок, как она действует, спросим, могут ли нам выслать по электронной почте брошюры для ознакомления, прайс-лист, дополнительные материалы и договор.
Почти все начинающие компании пытаются выяснить, какие договоры, акты, накладные используют конкуренты, что в них пишут. Как самим защититься от этого и случайно не выдать лишнюю информацию? Очень просто: определите для себя, какие сведения вы не хотите разглашать, и не высылайте их по почте непроверенным людям. Хотя некоторые компании придерживаются иной политики: они выкладывают свои договоры на сайте, и эти документы можно свободно скачать.
Получив информацию по телефону и дополнительные материалы по электронной почте, мы делаем дополнительные выводы и записываем их в нашу таблицу. В строке «Уровень обслуживания» укажем информацию о том, как долго пришлось ждать ответа оператора или менеджера, как он с нами разговаривал (раздраженно или приветливо), на все ли наши вопросы ответил доходчиво и понятно. Можно зафиксировать в таблице конкретные плюсы и минусы или просто поставить компании оценку.
Если мы считаем, что нам недостаточно информации, которую мы получили, направимся в места продаж нашего конкурента под видом клиента. Если это магазин, то мы просто приходим и смотрим на работу сотрудников со стороны, не вмешиваясь. Если же наши конкуренты предоставляют услуги, то мы договариваемся о встрече, подъезжаем к ним в офис и подробнее узнаем обо всем. По возвращении от конкурента мы записываем полученную информацию для последующего анализа.
Итак, мы с помощью Интернета и телефона собрали необходимые сведения, получили документы (брошюры, проспекты) по электронной почте, кроме того, были у конкурентов лично. Все это, несомненно, положительно скажется на принятии решений о собственном бизнесе.