Исследование конкуренции на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе рассматривается рынок как структура и виды конкуренции на рынке. Для этого были изучены материалы учебной литературы, а также специализированные веб-сайты.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
1. Анализ емкости рынка и фирменной структуры……………………….…….4
2. Основные виды конкуренции………………………………………………….6
3. Сбор и анализ данных о конкурентах…………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

маркетинг контрольная.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский  государственный торгово-экономический

университет

Омский  институт (филиал) 
 
 
 
 
 

Кафедра «Коммерция и логистика» 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг» 
 

Тема №10:  «Исследование конкуренции на рынке» 
 
 
 
 

      Работу  выполнила:

      студентка 5 курса З МО

      № зачетной книжки М – 06 - 70

      Заламаева Елена Анатольевна 
 

      Работу  проверил:

      к.э.н., доцент

      Бургат  Виталий Викторович        
 
 
 
 
 
 

Омск  – 2010 
 

Оглавление 

Введение………………………………………………………………….………..3

1. Анализ  емкости рынка и фирменной  структуры……………………….…….4

2. Основные  виды конкуренции………………………………………………….6

3. Сбор  и анализ данных о конкурентах…………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

     По  определению рынок - это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

     Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (competition). Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

     В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций  на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

      В контрольной работе рассматривается  рынок как структура и виды конкуренции на рынке. Для этого были изучены материалы учебной литературы, а также специализированные веб-сайты. 
 
 
 
 
 
 

Анализ  емкости рынка  и фирменной структуры 

     Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен.

     Ёмкость рынка и тенденции её изменения  являются важными факторами, которые  должны учитывать производители  при выходе на соответствующий рынок. Нет смысла выходить на исследуемый  рынок, если ёмкость его невелика или станет таковой в ближайшем  будущем.

     Определение емкости рынка является главной задачей рыночного исследования. Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень.

     Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы: общего, и специфического характера. [1, стр. 119]

     Общими  являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара: объем и структура товарного предложения, в том числе по предприятиям-изготовителям; ассортимент и качество выпускаемых изделий; размеры импорта по данному товару или группе; достигнутый уровень жизни и потребностей населения; покупательная способность населения, уровень и соотношение цен на товары; численность населения; его социальный и половозрастной состав; степень насыщения рынка; состояние сбытовой, торговой и сервисной сети; географическое расположение рынка.

     В настоящее время состояние рынка  подвержено значительному влиянию  таких процессов, как обособление  территории и введение новых денежных единиц, образование коммерческих структур, инфляция, введение новых таможенных ограничений и т.д.

     Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок  может иметь характерные только для него факторы. В этом случае специфический  фактор по степени влияния может  оказаться определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару.

     Результатом работы по определению емкости рынка  должен явиться комплексный аналитический  обзор состояния рынка и формирующих  его факторов, а также многовариантный  прогноз развития товарного рынка  с учетом тенденций изменений изменения влияющих на него внутренних и внешних факторов.[3]

     Структура рынка - основные характерные черты рынка, в число которых входят количество и размеры фирм; степень, в которой товары разных фирм похожи между собой или, наоборот, отличаются друг от друга, легкость входа и выхода с конкретного рынка; доступность рыночной информации.

     Для того, чтобы ответить на вопрос, какие  участники рыночных отношений и  как действуют на интересующем нас  рынке, какие фирмы и организации  могут оказать содействие предприятию в продвижении его продукции на выбранных рынках, кто и как может противодействовать коммерческой работе, рекомендуется провести систематизацию и изучение участников рыночных отношений.

     Исследование  обычно проводят по трем группам фирм.

     Фирмы-контрагенты (фирмы-покупатели).

     Фирмы-конкуренты.

     Фирмы-посредники.

     Фирмы-контрагенты - это сегодняшние и потенциальные  покупатели продукции, которую уже  поставляет или намерено поставлять на данный рынок предприятие.

     Через сегментацию фирм-покупателей предприятие вправе выбрать наиболее интересных, прежде всего, с коммерческой точки зрения. При этом критерии выбора фирм-покупателей практически полностью совпадают с критериями, которые обычно применяются при сегментации покупателей товаров производственного назначения.

     В том случае, когда предприятие  выступает в роли заказчика определенной товарной продукции и услуг, всегда следует изыскивать реально возможные  альтернативные варианты удовлетворения потребности.

     Конкуренция среди поставщиков - есть основа для получения предприятием оптимальных условий закупки. Наличие альтернативных вариантов сделок особенно важно при осуществлении закупочных операций. Только в условиях конкуренции покупатель может получить максимально благоприятные возможности для закупки товаров (имеются в виду цены, сроки поставки, качество продукции, гарантии, условия платежа (кредита) и др.).

     Важную  информацию об условиях проведения сделок можно получить в результате изучения фирм-конкурентов. Предприятие должно заимствовать наиболее сильные стороны их деятельности. Если в процессе изучения будут обнаружены недостатки и упущения в работе конкурентов на рынке, то эти знания позволят сделать технические и коммерческие предложения более привлекательными для покупателя по сравнению с предложениями конкурентов.

     Изучение  фирм-посредников позволяет на основе объективных данных выбрать наиболее эффективного коммерческого посредника, который в состоянии обеспечить предприятию поддержку в коммерческой деятельности на выбранном рынке. [2, стр. 78] 
 
 
 
 
 
 

Основные  виды конкуренции 

     Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция  является «невидимой рукой», которая  регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

     Как и всякое явление, конкуренция имеет  свои положительные и отрицательные стороны.

     Положительные стороны конкуренции:

     - конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

     - конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

     - конкуренция стимулирует повышение качества товара;

     - конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

     - конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

     - конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

     - конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

     - конкуренция вводит новые формы управления.

     Отрицательные стороны конкуренции:

     - при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

     - многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

     Существует шесть видов конкуренции:

     - функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

     - видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

     - предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

     - ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

     - скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов

          - продажа личного товара по цене конкурента

          - снижение цены потребления товара

     - незаконные методы:

          - антиреклама товаров конкурентов;

          - производство товаров имитаторов (подделка).

     Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:

Информация о работе Исследование конкуренции на рынке