Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение карт восприятия. Для этого в ходе курсовой будут рассмотрены такие пункты как: определение понятия «карта восприятия», для чего они применяются, каковы области применения карты восприятия, что включает в себя построение карт восприятия, а также какие методы построения этих кат существуют.
В первой главе курсовой рассмотрим что такое карты восприятия, для чего они применяются, порядок и методы построения. Во второй главе более детально рассмотрим методы и примеры построения карт восприятия.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ
МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА
«Маркетинга и Коммерции»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Товарная политика компании»
на
тему: «Использование карт восприятия
в тестировании и позиционировании»
Выполнил: студент
группы
Научный руководитель:
.
Москва,
2010 г.
Содержание.
Решение
потребителя о покупке товара
или услуги основано, прежде всего,
на его эмоциональных
Изучение особенностей потребительского восприятия брендов является одним из важнейших технических элементов стратегического маркетинга. Пристальное внимание к этой проблеме было привлечено предложенной в 1972 г. Э. Райсом и Дж. Траутом концепцией позиционирования, которая связывала рыночный успех товара с особенностями его восприятия потребителями по отношению к другим аналогичным товарам. В настоящее время построение карт восприятия также актуально в связи с тем, что любое бизнес-решение в отношении бренда обязательно подкрепляется мнением потребителя.
По мере распространения концепции позиционирования возникла потребность в инструментах анализа сходств и различий между брендами и описывающими их атрибутами, возникающими в восприятии потребителей. В настоящее время наиболее адекватными инструментами для решения этой задачи являются многомерные статистические методы.
Целью данной работы является изучение карт восприятия. Для этого в ходе курсовой будут рассмотрены такие пункты как: определение понятия «карта восприятия», для чего они применяются, каковы области применения карты восприятия, что включает в себя построение карт восприятия, а также какие методы построения этих кат существуют.
В
первой главе курсовой рассмотрим что
такое карты восприятия, для чего
они применяются, порядок и методы
построения. Во второй главе более детально
рассмотрим методы и примеры построения
карт восприятия.
Карта восприятия (Brand Mapping) – визуальное представление взаимосвязей между воспринимаемыми объектами в многомерном (обычно двухмерном) пространстве, адекватность которого обеспечивается набором статистических процедур.
Карты
восприятия предназначены для наглядного
изображения близости между позицией
товаров, брендов или рыночных сегментов
в сознании потребителей. Близость,
о которой идёт речь, является скорее субъективной,
чем объективной. Её определяют взгляды,
предпочтения и привычки людей. Все эти
детерминанты группируются в несколько
крупных факторов, которыми обозначаются
оси карты восприятия. Например, «цена-качество»
или «доступность-
Результаты
такого проведенного исследования дают
возможность оценить
Области применения технологии Brand Mapping включают в себя работу как с уже существующими, так и с только создаваемыми брендами и определяются следующими направлениями:
Построения карт восприятия включает в себя несколько этапов:
Сбор информации для измерения имиджа бренда проводится примерно одинаково, в соответствии с основными правилами, по которым составляются анкеты и проходят интервью. Рекомендуется использовать следующий стандарт: число высказываний должно быть около 40-50. Число брендов не больше 5-ти. Если брендов нужно оценить больше, то применяется такой механизм как «ротация». Ротация – приём, используемый при сборе данных в исследовании, и обеспечивающий предъявление различным респондентам различных наборов объектов или одних и тех же объектов в разном порядке. При этом ротация используется не только для того, чтобы распределить пятёрки или тройки брендов среди разных групп респондентов. Ротация применяется также для того, чтобы устранить галло-эффект, то есть влияние оценки первого бренда на оценку последующего. Чтобы влияние этого фактора свести к минимуму, необходимо разным респондентам предлагать бренды в разном порядке.
Существует много разных вариантов того, как опрашивать респондентов, какие высказывания использовать: простые дихотомические или балльные шкалы; как предъявлять респондентам высказывания и сами марки: сортировать карточки, отвечать на вопросы по шкалам, слушать зачитываемые высказывания.
Все методы построения карт восприятия делятся на две большие группы: карты восприятия атрибутов продуктов (атрибутивные) и карты восприятия близости продуктов (неатрибутивные). В первой группе методов для определенного круга продуктов получают потребительскую оценку их свойств/атрибутов. На основе этого уже впоследствии выстраивают графическое представление структуры взаимоотношений между атрибутами, между продуктами или между атрибутами и продуктами. Во второй группе потребители должны сами оценить близость тех или иных продуктов между собой и/или проранжировать их по определенному критерию.
Атрибутивные карты восприятия – карты, построенные на основе использования потребителями конкретных критериев оценки торговых марок и продуктов: их свойств, атрибутов, ситуаций потребления, мотивов и т.п.
Неатрибутивные карты восприятия – карты, построенные на основе сравнения марок и продуктов между собой, а также ранжирования их по степени предпочтения без использования явно обозначенных критериев сравнения.
Одной из наиболее простых атрибутивных карт восприятия является карта возможностей и потребностей (Needs & Gaps Analysis). Чаще всего в ней исследуется одна конкретная марка. На основе предварительного анализа выделяются существенные атрибуты продукта, которые предлагается оценить по двум 5-балльным шкалам – важности и удовлетворенности. Респонденты должны оценить, насколько важен для них данный атрибут и насколько они им удовлетворены. В результате анализа получается карта восприятия важности и удовлетворенности атрибутами, разбитая на 4 квадранта (рис. 1).
Рис
1. Карта восприятия важности и удовлетворенности
атрибутами.
В данном примере оценивалось 8 атрибутов продукта. Правый верхний квадрант – Важность высокая, удовлетворенность высокая. Это квадрант главных или базовых преимуществ данного продукта. Три атрибута из восьми находятся в этом квадранте – 2, 6 и 7. Маркетинговая стратегия для этих атрибутов – поддержка уровня важности, особенно это касается атрибута 6.
Правый
нижний квадрант – Важность невысокая,
удовлетворенность высокая. Квадрант
вторичных преимуществ или
Левый верхний квадрант – Важность высокая, удовлетворенность невысокая. В этом квадранте один атрибут – 5. Это базовый недостаток продукта. С маркетинговой точки зрения, неперспективен, так как удовлетворенность больше связана со свойствами самого продукта. Например, при планировании рекламной кампании нужно либо не упоминать этот атрибут в рекламном сообщении, либо, в случае контр-рекламы конкурентов, стараться понижать значимость атрибута. С маркетинговой точки зрения при улучшении атрибута и повышении удовлетворенности может стать резервным преимуществом, особенно в том случае, если в настоящее время это общий с конкурентами недостаток.
Информация о работе Использование карт восприятия в тестировании и позиционировании