Инструменты анализа мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Многовековая история мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. За этот период объяснения причин и последствий сложились в конкретные теории. Общая теория международной торговли дает представление о том, что лежит в основе этой выгоды от внешней торговли или чем определяются направления внешнеторговых потоков.

Содержание

Введение 3
Глава I. Сущность мировой торговли 6
1.1 Понятие мировой торговли 6
1.2 Сущность международной торговли и её роль в системе мирохозяйственных связей 7
1.3 Виды мировой торговли 9
2. Инструменты анализа мировой торговли 18
2.1 Меркантилизм 18
2.2 Классическая теория международной торговли 19
2.3 Теория сравнительных преимуществ 19
2.4 Схема Хекшера—Олина 21
2.5 Парадокс Леонтьева 22
2.6 «Альтернативные» теории международной торговли 23
2.7 Эффект масштабности производства 25
2.8 Теория «внешнеторгового мультипликатора» 27
2.9 Теорема Рыбчинского 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Инструменты анализа мировой торговли.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

 

    

    2. Инструменты анализа  мировой торговли

    2.1 Меркантилизм

    Экономисты  многих стран начиная со средних  веков стремились выяснить причины  внешней торговли и роль, которую  она играет в хозяйственной жизни  страны.

    Меркантилисты, представляющие интересы торговой буржуазии  в период разложения феодализма и становления капитализма (XV— XVIII вв.), высоко оценивали роль внешней торговли в деле достижения богатства нации. Однако деньги считались единственным богатством, а обмен товаров на деньги представлялся единственным способом увеличения богатства. В то же время импорт товаров, т.е. отдача денег, согласно воззрениям меркантилистов, был равносилен уменьшению богатства. В итоге рекомендации меркантилистов сводились к тому, чтобы стимулировать экспорт и путем государственного вмешательства ограничивать импорт.

    Наиболее  известными представителями меркантилизма  были английские экономисты У. Стаффорд (1554—1612), Т. Мен (1571—1641), французский  экономист А. де Монкретьен (1575—1621), впервые употребивший термин «политическая  экономия». Сторонником меркантилизма был русский экономист И.Т. Посошков (1652—1726), отстаивавший идеи развития отечественного производства, в частности путем развития торговли и увеличения товарооборота с другими странами, выступал за организацию в России цехов («Книга о скудости и богатстве», 1724).

    . Вводившиеся ограничения импорта  осложняли международную торговлю, противоречили логике развития  капиталистического производства. Откровенно протекционистской доктрине  меркантилизма были противопоставлены  идеи свободной торговли (фритредерства), сторонники которой по-новому оценивали роль внешней торговли в международных экономических отношениях, ее причины и внешнеторговую политику государств.          

    Выбор политики свободной торговли или  протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте был характерен для прошлых столетий. В наше время эти два подхода взаимосвязаны и переплетаются. Но во все большей степени в этом противоречивом единстве проявляется ведущая роль принципа свободной торговли.

    2.2 Классическая теория международной торговли

    Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом при обосновании им теории международной торговли, доказывающей необходимость либерализации условий  ввоза заграничных товаров путем  ослабления таможенных ограничений. А. Смит доказывал необходимость и важность внешней торговли, подчеркивая, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество». Анализ А. Смита явился исходной точкой классической теории, которая служит основой для всех видов политики свободной торговли.1

    Д. Рикардо дополнил и развил идеи А. Смита.2 Он показал, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен между двумя странами, выделяя критерии международной специализации. В интересах каждой страны, считает Д. Рикардо, специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относительная выгода является наибольшей.

    2.3 Теория сравнительных преимуществ

    Рассуждения Рикардо нашли свое выражение  в принципе или теории сравнительных преимуществ (сравнительных издержек производства). Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ту ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.

    Дж. С. Милль в своих «Принципах политической экономии» (1848 г.) показал, по какой цене осуществляется международный товарный обмен. Согласно Миллю, цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупный экспорт каждой страны позволяет покрывать ее совокупный импорт. Формулирование Закона интернациональной стоимости, или «теории интернациональной стоимости», — важная заслуга Дж. С. Милля.3Теория международной стоимости показывает, что существует цена, которая оптимизирует обмен товаров между странами. Эта рыночная цена зависит от спроса и предложения.

    Новое слово в развитии теории классиков  буржуазной политэкономии было сказано  Г. Хаберлером, который конкретизировал  ее с точки зрения всех факторов производства, а не только труда4.

    Основы  современных представлений о том, какими причинами определяются направления, и структура международных торговых потоков, возможные преимущества в международном обмене, заложили шведские ученые-экономисты Э. Хекшер и Б. Олин.

    Теория  сравнительных преимуществ объясняет  международную торговлю межстрановыми различиями в относительных издержках производства. Однако она не отвечает на основной вопрос: почему возникают эти межстрановые различия? По мнению шведских экономистов, межстрановые различия в относительных издержках объясняются главным образом тем, что, во-первых, в производстве различных товаров факторы используются в разных соотношениях;

    во-вторых, национальные производственные различия определяются разной наделенностью  факторами производства — трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах или ценами. 

    2.4 Схема Хекшера—Олина

 

    Согласно  теории Хекшера—Олина страны будут  стремиться экспортировать товары, требующие  значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке. И, соответственно, товары, требующие небольших затрат дефицитных для страны факторов, в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратном отношении. В результате в скрытом виде будут экспортироваться избыточные факторы и импортироваться дефицитные факторы производства.

    Теория  Хекшера—Олина успешно объясняет  многие закономерности международной  торговли. Страны действительно вывозят  преимущественно ту продукцию, в  затратах на производство которой преобладают  относительно избыточные у них ресурсы. Однако не все явления международной торговли укладываются в схему, предложенную Хекшером и Олином. Структура производственных ресурсов, которыми располагают промышленно развитые страны, постепенно выравнивается. Центр тяжести в мировой торговле постепенно смещается к взаимной торговле «подобными» товарами между «подобными» странами.

    В 1948 г. американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали  доказательство теоремы Хекшера—Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами.

    В концепциях торговли, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Хекшера—Олина и Самуэльсона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сократить разрыв в уровне развития между странами.

 

    2.5 Парадокс Леонтьева

    Дальнейшее  развитие теория внешней торговли получила в исследовании американского экономиста В. Леонтьева под названием «парадокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера—Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и, в соответствии с теорией Хекшера—Олина, следовало, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары.

    В последние годы открытие Леонтьева  получило широкий резонанс. Многие экономисты из разных стран дискутировали на эту тему, разъясняя «парадокс Леонтьева». В итоге теория сравнительных преимуществ получила дальнейшее развитие путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию. К числу новых обстоятельств можно отнести следующие:

  • неоднородность факторов производства, в первую очередь рабочей силы, различающейся по уровню квалификации. Согласно этому обстоятельству избыток в стране значительного количества высокоорганизованной и неквалифицированной рабочей силы ведет к экспорту сложных изделий. В то время как преобладание неквалифицированного труда в структуре занятого населения склоняет экономику страны к производству и экспорту продукции, не требующей высокого уровня квалификации;
  • значительную роль природных ресурсов, которые могут быть задействованы в производстве только вкупе с большими объемами капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в известной степени объясняет, почему экспорт из развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах не является относительно избыточным фактором производства;   
  • влияние на международную специализацию внешнеторговой политики государств. Государство может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства

    2.6 «Альтернативные» теории международной торговли

    Существенные  изменения, происходящие в системе  мирового хозяйства и международных отношений в послевоенный период, привели к возникновению ряда факторов, которые не всегда вписываются в классическую теорию сравнительных преимуществ. Эти новые факторы не столько отвергают классическую теорию, сколько в той или иной степени отражают новые реалии МЭО.

    Одной из современных теорий международной  торговли является концепция «технологического  разрыва» (Г. Хафбауэр, Р. Вер-нон —  США). При анализе внутриотраслевого  обмена странами со сходной экономической  структурой авторы этой концепции заостряют внимание на временном разрыве в производстве и экспорте одних и тех же изделий в различных странах. Специализация при таком подходе определяется последовательностью начала производства изделий в разных странах с использованием тех факторов производства, которые позволяют в условиях их разновременного выхода на мировой рынок занимать прочные позиции. Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества над другими, вследствие монополии на рынке данного товара, и обеспечивает удовлетворение как внутреннего потребления, так и внешнего спроса.

    Появление нового продукта в той или иной стране объясняется различиями, в  научно-техническом потенциале, уровне квалификации рабочей силы (в том  числе и величине заработной платы), в степени восприятия производственным аппаратом достижений научно-технического прогресса. С середины 60-х гг. экономисты западных стран (Р. Верной, Дж. Кравис, Л. Уэлс и др.) активно развивают теорию «жизненного цикла продукта». Эта теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукцией на основе этапов ее жизни на рынке. Движение на рынке нового продукта проходит несколько фаз: появление, рост спроса, его насыщение, спад. Переход продукта из одной стадии в другую создает новые возможности для размещения производства в разных странах с разной степенью обеспеченности необходимыми условиями производства, так как меняется характер производства, требуемый уровень квалификации рабочей силы и т.п.

    На  первом этапе, когда продукт производится небольшими сериями, важнейшими факторами являются научные кадры и инженеры. В период роста производство продукта становится все более массовым, появляются имитирующие изделия в других странах, распространяются ноу-хау. На этой фазе производство продукта начинает перемещаться в менее развитые в научно-техническом отношении страны.

    На  третьей фазе цикла увеличивается  число конкурирующих изделий, поддержание  спроса осуществляется за счет снижения цен. На первый план выходит проблема снижения издержек производства. В  результате появляется тенденция перемещения производства данного продукта в те страны, где издержки его производства ниже. Удовлетворение спроса на данный продукт в развитых странах идет за счет его импорта из стран с низкими издержками производства. В стране же родоначальнице этого продукта происходит совершенствование технологии изделия или же взамен создается относительно новый продукт. Теория «жизненного цикла продукта», отражая определенные реальности развития производства многих продуктов, не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Существует немало товаров (например, товары с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, предоставляющие значительные возможности для дифференциации по качеству, с узким кругом потенциальных потребителей), которые не вписываются в теорию «жизненного цикла продукта».

    2.7 Эффект масштабности производства

    Некоторые экономисты раскрывают механизм международной  торговли, используя эффект масштабности производства. Сторонниками такого подхода наряду с Б. Олином, активно формировавшим эту теорию, являются Р. Дризе, П. Крюгман, Г. Хафбауэр и др. Суть этой теории в том, что страна с большим внутренним рынком будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве. Международная торговля позволяет расширять рынок сбыта, формировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. Страна с небольшим внутренним рынком производства будет концентрироваться на выпуске продукции, не требующей особых  преимуществ в масштабе, т.е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены.

Информация о работе Инструменты анализа мировой торговли