Инструменты анализа мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Многовековая история мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. За этот период объяснения причин и последствий сложились в конкретные теории. Общая теория международной торговли дает представление о том, что лежит в основе этой выгоды от внешней торговли или чем определяются направления внешнеторговых потоков.

Содержание

Введение 3
Глава I. Сущность мировой торговли 6
1.1 Понятие мировой торговли 6
1.2 Сущность международной торговли и её роль в системе мирохозяйственных связей 7
1.3 Виды мировой торговли 9
2. Инструменты анализа мировой торговли 18
2.1 Меркантилизм 18
2.2 Классическая теория международной торговли 19
2.3 Теория сравнительных преимуществ 19
2.4 Схема Хекшера—Олина 21
2.5 Парадокс Леонтьева 22
2.6 «Альтернативные» теории международной торговли 23
2.7 Эффект масштабности производства 25
2.8 Теория «внешнеторгового мультипликатора» 27
2.9 Теорема Рыбчинского 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Инструменты анализа мировой торговли.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

    Вертикальные  объединения дают их участникам ряд  преимуществ: более благоприятные условия воспроизводства по сравнению с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт.

    Важный  параметр в оптовой торговле - соотношение  универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации (в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных). Специализация идет по предметному (товарному) и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку.

    Особое  место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют чем угодно, причем и оптом, и в розницу. В  основном товарные биржи имеют свою специализацию: уголь, нефть, лес, зерно  и т.д.

    Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через прессу и каналы связи.

    Движение  цен будет определяться числом продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых  приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенностью современной биржевой торговли при высокой ликвидности (большом числе продавцов и покупателей) является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости - 10% и более.1

    Существует  несколько основных видов товарных бирж:

  1. Открытые  - доступные для всех. На них торгуют реальными товарами, поэтому в сделках непосредственно участвуют продавцы и покупатели. Посредники между ними

                возможны, но не обязательны. Деятельность  таких бирж регламентируется  слабо.

    2)  Открытые биржи смешанного типа, уже с посредниками - брокерами,  действующими за счет клиента,  и дилерами, действующими за свой счет.

  1. Закрытые - торгующие реальным товаром. На них продавцы и покупатели не вправе входить в «биржевое кольцо» и тем самым непосредственно контактировать друг с другом.

    В настоящее время биржи реального  товара сохранились лишь в некоторых  странах и имеют незначительные обороты. Они являются, как правило, одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развитых странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. В развитых капиталистических странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка биржи реального товара могут играть заметную роль.

    Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.

    Сочетание в торговых сделках элементов  купли продажи и кредита и  заинтересованность торговце скорее получить деньги на как можно большую часть стоимости товара, независимо от его фактической реализации, явились важнейшими факторами организации нового типа биржевой торговли - фьючерсной.

    Срочные (фьючерсные) биржи   - это биржи, где торгуют не товаром, а контрактами на поставку товаров в будущем. Это могут быть закрытые срочные биржи, где непосредственно торгуют лишь профессионалы и преобладают сделки страхования цен контрактных товаров от риска их снижения или, наоборот, роста в будущем; открытые срочные биржи, где, кроме профессионалов участвуют продавцы и покупатели контрактов. Фьючерсная биржевая торговля - один из наиболее динамичных секторов капиталистического хозяйства. В современных условиях именно фьючерсная торговля является господствующей формой биржевой торговли.

    Фьючерсные  биржи позволяют не только быстрее  реализовывать товар, но и ускорить возврат авансированного капитала в денежной форме в количестве, максимально близком первоначально  авансированному капиталу, и получить соответствующую прибыль. Кроме того, фьючерсная биржа обеспечивает экономию резервных средств, которые бизнесмен держит на случай неблагоприятной коньюктуры.

    Основными признаками фьючерсной торговли являются:

    - фиктивный характер сделок, то  есть осуществление купли-продажи, при которой обмен товаров почти отсутствует (реальные поставки составляют 1-2% всего товарооборота), так как обязательства сторон по сделке прекращаются путем обратной операции с выплатой разницы в ценах;

    - преимущественно косвенная связь с рынком реального товара (через хеджирование, а не через поставку товара);

    - заранее строго определенная  и унифицированная, лишенная каких-либо  индивидуальных особенностей потребительная  стоимость товара, определенное  количество которого потенциально  представляет биржевой контракт, используемый в качестве носителя цены, непосредственно приравниваемого к деньгам и обмениваемого на них в любой момент;

    - полная унификация условий в  отношении количества разрешенного  к поставке товара, места и  сроков поставки;

    - обезличенность сделок и заменимость  контрагентов по ним, так как  они заключаются не между конкретным  продавцом и конкретным покупателем,  а между ними (а чаще их брокерами)  и расчетной палатой - специальной  организацией при бирже, играющей  роль гаранта выполнения обязательств сторон при покупке или продаже ими биржевых контрактов. При этом сама биржа не выступает в качестве одной из сторон в контракте или на стороне одного из партнеров.

    Во  фьючерсных операциях сохранена  полная свобода сторон только в отношении цены и ограниченная в выборе срока поставки товара; все же остальные условия строго регламентированы и не зависят от воли участвующих в сделке сторон. В связи с этим фьючерсные биржи иногда называют «рынком цен» (то есть меновых стоимостей), в отличие от рынков товаров (совокупности и единства), например бирж реального товара, где покупатель и продавец могут согласовать между собой любые условия контракта.

    Именно  как рынок цен биржа соответствует  требованиям, предъявляемым крупным  производством  на высшей ступени развития капитализма. Превращение биржи из рынка реального товара в своеобразный институт обслуживающий и удешевляющий торговлю и кредитно-финансовые операции произошло в результате усиления концентрации сбыта, производства и потребления биржевых товаров (но при сохранении конкуренции), возникновения и эволюции форм финансового капитала. В настоящее время фьючерсные биржи служат удовлетворению потребностей как мелких, так и крупнейших компаний.

    Торговля  ценными бумагами ведется на международных денежных рынках, то есть на биржах таких крупных финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в определенные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качестве продавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры), которые выполняют заказы своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами - акциями и облигациями - существуют так называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы.

    Биржевой  курс акций и других ценных бумаг  зависит исключительно от соотношения  между предложением и спросом. Индекс котировки (курсов) акций - это показатель курсов важнейших акций на биржах. Он обычно включает курсы акций крупнейших предприятий. Индекс котировки акций является своего рода индикатором климата на бирже.

    Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки, чаще всего специализированные, что позволяет потребителю сравнить и выбрать наиболее подходящий ему по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая огромных усилий на поиск информации о производителях необходимых ему товаров. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свой товар «лицом», а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ведь ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т.п. Поэтому любой желающий, сориентировавшись по темам выставок, может выбрать ту, которая позволит встретиться с интересующими его производителями. Соответственно и производитель встречает на ярмарке аудиторию, интересующуюся именно его товаром.

    Роль  ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием международного разделения труда, которое еще больше углубится благодаря свободному товарообмену в Европе.

    Ведущее место в Европе занимают ярмарки  в Германии. Среди европейских  ярмарок одной из старейших является Лейпцигская. Она стала одним из крупнейших торговых центров. В послевоенное время она часто была единственной возможностью для развития торговых связей между Востоком и Западом. В настоящее время Лейпциг становится одним из самых динамичных торговых центров Европы, в который производятся особенно большие капитальные вложения и которому предъявляются новые требования. Главное из них: вместо крупных универсальных выставок проводить целенаправленное и хорошо обозримые небольшие выставки, ориентирующиеся на потребности рынка.

    Мюнхенская  ярмарка делает особый акцент на более  полном той или иной отрасли промышленности в глобальном масштабе. Мюнхен приобретает  функцию моста между Востоком и Западом. Ежегодно на ярмарке проводится около 20 международных мероприятий с 24 тысячами участников из 88 стран и 2 миллионов посетителей из более чем130 стран. Мюнхенская ярмарка держит мировой рекорд по частоте «смены декорации» на своей не столь большой территории.

    Берлинская  ярмарка весьма привлекательна для  Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, балтийских и скандинавских стран, а также для России и стран бывшего СССР. Для этих регионов она стала международным торговым центром. Ее выставочные павильоны резервируются на месяцы вперед. В таких областях, как сельское хозяйство, туризм, радиоэлектроника, Берлинская ярмарка занимает ведущие позиции на континенте. Быстро растет ее значение и в таких отраслях ярмарок, как строительная, электротехническая, автомобильная, авиакосмическая, а также ярмарки санитарной техники, конторского оборудования, по водоснабжению и охране водоемов. В прошлом году оборот ярмарки превысил 200 миллионов марок и имеет устойчивую тенденцию к росту.

    Годовой оборот мировой торговли составляет почти 20 млрд. долларов, а ежедневный оборот валютных бирж - примерно 500 млрд. долларов. Это означает что 90% всех валютных сделок прямо не связаны с торговыми операциями, а осуществляются международными банками. Все это происходит в течение суток.

    Под торговлей иностранной валютой  понимают сделки купли-продажи одной валюты на другую или на национальную валюту по курсу, заранее установленному партнерами. Важнейшим валютным курсом является курс доллара к немецкой марке. Банки, готовые заключить валютные сделки, называют курсы, по которым они рассчитывают покупать или продавать.

    Кроме банков и крупных предприятий  в операциях на рынке принимают  участие также маклеры. Маклеры являются всего лишь посредниками и требуют за свои услуги комиссию (куртаж). Их фирмы - важное место для обмена всякого рода информацией. Валютный рынок представляет собой сумму телефонных и телетайпных контактов между участниками торговли иностранной валютой.

    Обмен информацией производится через  сеть спутниковой и мониторной связи, покрывающей весь земной шар. Мониторы установлены во всех банках, участвующих  в мировой торговле иностранной  валютой. Они имеются также у  маклеров и других заинтересованных лиц и организаций. Множество банков в финансовых центрах мира вводят в память этой системы свои действующие курсы и условия для купли и продажи валют и свои поставки. Каждый участвующий в ней, набрав соответствующий код другого участника, может узнать его данные. Помимо указанных, система передает и другие сведения, необходимые для определения динамики курсов, например, платежный баланс ведущих стран, мнение президентов девизных банков.

    Банки-участники  данной системы в тех случаях, когда другой участник набирает их код, не обязаны заключать сделку по той информации, которая отображается на экране. Но если другие банки видят, что другой участник не готов с ними торговать, то рано или поздно прерывают с ним связь.

Информация о работе Инструменты анализа мировой торговли