Цена. Поскольку в интернете
мы в основном имеем дело с автоматизированными
системами (интернет магазины, on-line кассы
и прочие), то их владельцы, обслуживая
наши запросы, имеют возможность
экономить на обслуживающем персонале.
Также, им нет необходимости оплачивать
аренду и прочие услуги, связанные с содержанием
реальных торговых площадок и офисов.
Достаточно оплачивать хостинг и техническую
поддержку сайта, что намного дешевле.
Все это сказывается на цене только положительно.
Цена – это основное преимущество интернет
— сервисов в сравнении с традиционными
сетями сбыта товаров и услуг.
Продукт. Если вы торгуете товарами, то
они просто обязаны ни в чем
не уступать по качеству той продукции,
что продается не через интернет.
Например, гарантийные обязательства
также определяют качество продукта. В
противном случае клиент предпочтет реальный
магазин. Если ваш продукт – это услуга,
то возможностей для маневра по ее совершенствованию
интернет предоставляет великое множество.
Например, наличие или отсутствие услуг
интернет – банкинга в наши дни может
стать основным аргументом за или против
выбора конкретного банка. Аналогичная
ситуация и в сфере страхования: возможность
удаленно управлять комплексом страховых
услуг серьезно влияет на выбор клиента.
Заниматься маркетинговой деятельностью
в интернете можно и без
своего сайта, например, размещая рекламу
на различных медиа ресурсах, блогах
и т.п., но это намного сложнее
и менее эффективно, чем с собственной
площадкой в глобальной сети. Создать
свой сайт в настоящее время несложно.
Это вполне доступно как по финансам, так
и по прочим усилиям, затрачиваемым на
разработку, наполнение и сопровождение
интернет ресурса, поэтому назвать хотя
бы один мотив отказа от создания собственного
сайта я затрудняюсь. На рынке представлено
большое количество студий, занимающихся
веб-дизайном и продвижением индивидуальных
интернет проектов. К примеру, разработкой
“лица” самой популярной у нас поисковой
системы Яндекс занимается студия Артемия
Лебедева. Также, в интернете несложно
найти как платные, так и бесплатные инструменты,
предназначенные для самостоятельного
создания сайта. Такие программные продукты
относят к классу систем управления контентом
(содержимым) интернет ресурса (CMS, Content
Management System). Наиболее известным коммерческим
продуктом в России является система 1С-Битрикс,
с помощью которой можно выстроить интернет
ресурс практически любой сложности: от
сайта – визитки, до крупного интернет
— магазина. Среди бесплатных CMS у многих
на слуху инструмент для создания персональных
блогов WordPress (эта платформа используется
и ресурсом marketplays.ru). Из наиболее известных
систем могу назвать еще Joomla и Drupal. В серии
материалов, посвященных интернет маркетингу,
я хочу рассказать об особенностях создания
и продвижения сайта в «рунете». Рассказать
не с позиции веб-мастера, а, скорее, в рамках
концепции рекомендаций специалисту по
маркетингу, в зоне ответственности которого
оказалась деятельность в сфере интернет-маркетинга.
Итак, начать стоит с классификации интернет
сайтов.
Существуют различные виды Интернет-ресурсов
для маркетинга.
- Сайт-визитка. Назначение такого сайта аналогично обычной визитке. Сайт должен быть выполнен в корпоративном стиле, содержать краткое описание компании, ее миссии и целей, а также, содержать все необходимые контактные данные. Сайт может состоять из одной страницы, а может иметь дополнительные разделы типа «Наша продукция», «Наши услуги», «Наши цены», «Отзывы о нас» и т.п. Как правило, сайты-визитки разгружены от разного рода деталей, в том числе на них не размещают подробную техническую информацию о выпускаемой продукции.
- Интернет-магазин. Название говорит само за себя. Здесь пользователь может найти нужный ему товар, заказать его, оплатить или внести предоплату и согласовать доставку. Также, к числу дополнительных сервисов можно отнести возможность сравнить товар с его аналогами, прочитать отзывы о продукте других потребителей и оставить свой. В интернет магазинах, так же как и в обычных точках сбыта может действовать система скидок постоянным клиентам.
- Информационный портал. На таких сайтах размещают подробное описание всей продукции компании - представляют полный каталог продукции. На информационных сайтах можно встретить обзоры существующих товаров и услуг, анонсы новых продуктов, а также, историю создания того или иного вида товара. Все это справедливо для коммерческих сайтов. Если сайт частный, то размещено на нем может быть все что угодно.
- Промо-сайт. Как правило, такие сайты создаются для поддержки и продвижения конкретного вида продукта или линейки продуктов. Называть промо-сайты стараются так же, как называется продвигаемый ими товар или услуга, например www.fanta.ru. Оформление здесь будет в духе рекламной кампании. Промо-сайт – это интерактивный рекламный плакат. Здесь можно даже найти ссылки на группы по интересам – различного рода интернет сообщества, объединяющие тех людей, которые испытывают теплые чувствами по отношению к предмету рекламы и делятся своими впечатлениями с окружающими.
- Медиа ресурс. Чаще всего это новостной интернет-ресурс, информацию на котором всегда стараются поддерживать в актуальном состоянии. Помимо новостей здесь могут публиковать интервью, размещать видеосюжеты, знакомить посетителей с новыми законами и нормативными актами и т.д. и т.п. Такие ресурса отличаются высоким уровнем посещаемости и особым трепетным вниманием со стороны поисковых систем (Яндекс, Google, Rambler). С точки зрения маркетинговой деятельности эти сайты – идеальные площадки для размещения рекламы вашей продукции.
- Форум. Сайт, который создается для обсуждения его посетителями различных тем. Форум – это основной инструмент для организации обратной связи с потребителем. Форумы довольно редко существуют сами по себе: намного чаще их можно встретить в составе информационных порталов, медиа ресурсов и корпоративных сайтов. С использованием форумов также можно эффективно организовывать маркетинговые исследования и проводить социальные опросы. Помним, что основной задачей маркетинга является выявление нужд и потребностей клиентов.
- Блог. Чаще всего это персональный сайт, на котором его владелец пишет статьи на любые интересные ему темы. Блогов в интернете великое множество. Многие из них создаются исключительно для продажи ссылок, о чем будет отдельных разговор. Тем не менее, в интернете существуют блоги с посещаемостью в несколько тысяч человек в день. С позиции интересов коммерческой компании время от времени имеет смысл заказывать владельцам популярных блогов обзор своих товаров или услуг. Зная посещаемость блога, вы сможете сделать прогноз, сколько из его посетителей могут стать вашими потенциальными клиентами.
- Корпоративный сайт. Основной интернет ресурс коммерческой компании, который может объединять в себе атрибуты сайта-визитки, содержать множество страниц в духе промо-стайта, а также выполнять роль информационного портала с поддержкой обратной связи в виде форума. Крупные компании могут себе позволить также содержать собственные медиа ресурсы в интернете.
- Корпоративный портал. Версия корпоративного сайта, но для использования исключительно в пределах компании – в рамках сети интранет. Доступ к разделам корпоративного портала, как правило, регламентируется политикой разграничения прав доступа на основе ролей и профилей пользователей (сотрудников компании). Корпоративный портал может включать в себя автоматизированную систему документооборота, информацию о сотрудниках, разного вида внутренние регламенты и отчеты. Корпоративный портал оформляют в одном с корпоративным сайтом фирменном стиле, что положительно сказывается на репутации компании среди персонала и имидже компании в целом.
- Корпоративный b2b портал. Подобные ресурсы являются чем-то средним между корпоративным сайтом и корпоративным порталом. Клиенты корпоративного b2b портала – это коммерческие организации - партнеры вашей компании. Примерами корпоративных b2b порталов являются специальные версии сайтов страховых компаний, доступ к которым имеют исключительно их партнеры, например, автосалоны. При оформлении страховых полисов через b2b интерфейс таких сервисов могут действовать корпоративные скидки и прочие партнерские программы.
Появление технологий Интернет/Интранет
серьезно изменили подход к построению
информационных систем (ИС), а маркетинговых информационных систем в особенности.
Эти технологии позволяют существенно
упростить разработку и эксплуатацию
информационных систем и сделали возможным
создание более сложных ИС, в том числе
распределенных по всему миру.
Интернет-маркетинг может
преследовать множество целей и задач. Вот некоторые
самые популярные из них:
Увеличение объема продаж
за счет внедрения электронной коммерции в режиме «он-лайн»
- Сетевая реклама товаров и услуг с целью увеличения объема продаж традиционными способами
- Сокращение издержек на ведение бизнеса
- Создание положительного современного имиджа.
- Создание информационных баз данных
- Предоставление новых услуг
- Сбор информации о рынке, пополнение маркетинговых баз данных.
Интернета - это системы, предоставляющие
услуги пользователям Интернета. К ним
относятся: электронная почта, WWW, телеконференции,
списки рассылки, FTP, IRC, а также другие
продукты, использующие Интернет как среду
передачи информации4.
- Электронная почта. Самой первой и самой распространенной
службой Интернета является электронная почта (e-mail). Эта служба
предоставляет услуги отложенного чтения.
Пользователь посылает сообщение, и адресат
получает его на свой компьютер через
некоторый промежуток времени. Электронное
письмо состоит из заголовков, содержащих
служебную информацию (об авторе письма, получателе,
пути прохождения по сети и т. д.), и содержимого
письма. Электронное письмо можно снабдить цифровой
подписью и зашифровать. Скорость пересылки
составляет в среднем несколько минут.
При этом стоимость электронной почты минимальна и не зависит от расстояния.
Основными достоинствами электронной
почты являются простота, дешевизна и
универсальность.
- Телеконференции. Телеконференции – вторая по распространенности служба Интернета,
предоставляющая отложенные услуги. Служба телеконференций состоит из множества
тематических телеконференций - групп новостей (newsgroup), поддерживаемых
серверами новостей. Сервер новостей - это компьютер, который может содержать
тысячи групп новостей самых разнообразных
тематик. Каждый сервер новостей, получивший новое сообщение,
передает его всем узлам, с которыми он
обменивается новостями. Существуют как глобальные иерархии,
так и иерархии, локальные для какой-либо
организации, страны или сети. Набор групп,
получаемых сервером телеконференций, определяется его администратором и
их наличием на других серверах, с которыми
данный сервер обменивается новостями. Доступ к группам новостей осуществляется
через процедуру подписки, которая состоит
в указании координат сервера новостей
и выбора интересующих пользователя групп новостей. Следует
заметить, что каждый сервер новостей
имеет определенный набор конференций,
и, если интересующая тематика на нем не
найдена, можно попробовать использовать
другой сервер. Данная процедура, а также
работа с группами новостей осуществляется с помощью программного
обеспечения, поддерживающего эти функции,
например, широко распространенным приложением
компании Microsoft-Outlook Express. В обсуждении темы телеконференции может
участвовать множество людей, независимо
от того, где они находятся физически. Обычно,
хотя это и не является правилом, за порядком
в конференциях следят специальные люди,
так называемые модераторы. В их обязанности
входит поддержание порядка в конференции
в соответствие с установленными в ней
правилами поведения и ее тематикой. Наряду с описанной формой служб телеконференции
широкое распространение получили WWW-телеконференции,
также называемые форумами. Отличие состоит
в том, что они работают через web-интерфейс,
и размещаются не централизованно на серверах новостей, а на web-сайтах.
- Списки рассылки. Списки рассылки (mail lists) - служба, не имеющая собственного протокола
и программы-клиента и работающая исключительно
через электронную почту. Идея работы списка рассылки состоит
в объединении под одним адресом электронной почты адресов многих
людей - подписчиков списка рассылки. Когда
письмо посылается на этот адрес, сообщение
получают все подписчики данного списка
рассылки. Ведущими списка рассылки, как
правило, являются люди, хорошо владеющие
его тематикой. Получателями писем являются люди,
собственноручно подписавшиеся на список.
Кроме того, у них есть право и возможность
в любой момент отменить свою подписку. Существуют открытые рассылки (для всех
желающих), закрытые (для людей определенного
круга), бесплатные (существующие за счет энтузиазма
создателей, спонсорской поддержки, платных
рекламодателей) и платные.
- Чаты. Под словом чат (от английского chat) подразумеваются
службы Интернета, позволяющие проводить
текстовые дискуссии в режиме реального
времени. От традиционной формы разговора
их отличает то, что они ведутся в текстовом
виде - путем набора текста на клавиатуре. Самым
популярным открытым стандартом, лежащим
в основе чатов, является IRC (Internet Relay Chat),
IRC - это многопользовательская, предназначенная для чата многоканальная
сеть, с помощью которой пользователи
могут беседовать в режиме реального времени
независимо от своего месторасположения. Сегодня все более популярными становятся
чаты, проводимые на отдельных web-сайтах
и основывающиеся либо на языке HTML, либо на языке Java. Это
позволяет пользователям Интернета участвовать
в них без установки дополнительного программного
обеспечения, используя только стандартный
браузер, тем самым число потенциальных
участников становится максимальным. С другой стороны, возможность установки
на корпоративном сайте компании системы,
обеспечивающей работу чата, позволяет
широко использовать эту службу в коммерческих
целях, например для обсуждения с потребителями
тех или иных вопросов деятельности предприятия, обсуждения продукции, системы
обслуживания и т. д.
- Интернет-пейджеры. Промежуточное положение между электронной
почтой и чатами по динамичности и интерактивности
общения занимают Интернет-пейджеры или
службы мгновенных сообщений. Интернет-пейджеры
постепенно становятся одними из самых
популярных средств общения в Сети и по
широте использования скоро смогут достичь
электронную почту. Службы мгновенных
сообщений позволяют общаться в режиме
реального времени, совмещая в себе преимущества
электронной почты и телефона. Частью процесса обмена
в подобных системах могут становиться
текстовый диалог, передача графики, голосовая
и видео связь, обмен файлами. Примером
подобных программ служат ICQ, MSN, AOL Instant
Messenger и другие подобные им.
- FTP. FTP (file transfer protocol) — протокол передачи файлов,
но при рассмотрении FTP как службы Интернета
имеется в виду не просто протокол, а именно
служба доступа к файлам в файловых архивах.
Одна из причин достаточно высокой ее
популярности объясняется огромным количеством информации, накопленной в FTP-архивах
за десятилетия эксплуатации компьютерных
систем. Другая причина кроется в простоте
доступа, навигации и передачи файлов
по FTP. FTP - служба прямого доступа, требующая полноценного
подключения к Интернету.
- World Wide Web. WWW (World Wide Web ) — служба прямого доступа,
требующая полноценного подключения к
Интернету и позволяющая интерактивно
взаимодействовать с представленной на
web-сайтах информацией. Это самая современная
и удобная служба Интернета. Она основывается на принципе гипертекста и способна
представлять информацию, используя все
возможные мультимедийные ресурсы: видео,
аудио, графику, текст и т. д. Взаимодействие
осуществляется по принципу клиент-сервер
с использованием протокола передачи
гипертекста (Hyper Text Transfer Protocol, HTTP ). С помощью протокола
HTTP служба WWW позволяет обмениваться документами
в формате языка разметки гипертекста - HTML (Hyper Text Markup Language), который обеспечивает
надлежащее отображение содержимого документов
в браузерах пользователей. Принцип гипертекста, лежащий в основе
WWW, состоит в том, что каждый элемент HTML-документа
может являться ссылкой на другой документ
или его часть, при этом документ может
ссылаться как на документы на этом же
сервере, так и на других серверах Интернета. Ссылки WWW могут указывать
не только на документы, свойственные
службе WWW, но и на прочие службы и информационные
ресурсы Интернета. Более того, большинство
программ-клиентов WWW — браузеров (browsers),
обозревателей, или навигаторов, не просто понимают такие ссылки, но и
являются программами-клиентами соответствующих
служб: FTP, сетевых новостей Usenet, электронной
почты и т. д. Таким образом, программные
средства WWW являются универсальными для
различных служб Интернета, а сама информационная система WWW выполняет по отношению
к ним интегрирующую функцию. Таким образом, World Wide Web - это одна из служб Интернета, которая
предлагает простой в использовании интерфейс
и дает возможность пользователям, даже
не слишком хорошо знающим компьютер, получать доступ к web-службам в любой
части Интернета.
- Новые службы Интернета. В отдельную группу можно выделить службы
Интернета, не имеющие сегодня такого
широкого распространения, как те, о которых
было рассказано ранее и не имеющие всеми
признанных единых стандартов. В их основе также
лежит использование Интернета как среды
передачи информации. В частности, к этой
группе можно отнести:
- средства передачи голоса по каналам
связи Интернета, предоставляющие услуги
телефонной и факсимильной связи;
- программные средства для проведения
видео- и аудио- конференций через Интернет;
- системы широковещательной передачи
мультимедийной информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Волков В.Б. Информатика Волков В.Б., Макарова Н.В. Издательство: Питер, 2011 г. Учебник для ВУЗов 576с.
- Грошев А.С. Информатика. Учебник для вузов Архангельск, Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2010. – 468 с.
- Колин К. К. (д.т.н., проф., ИПИ РАН). Социальная информатика сегодня и завтра: состояние, проблемы и перспективы развития комплексного направления в области науки и образования. Материалы 4-ой Международной конференции по фундаментальным основам информатики Пекин, 21-24 августа 2010г. [Электронный ресурс], Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/lections/10/
- Колин К.К., д.т.н., проф., Информационная культура и качество жизни В информационном обществе Институт проблем информатики Российской академии наук Материалы 4-ой Международной конференции по фундаментальным основам информатики Пекин, 21-24 августа 2010г. [Электронный ресурс], Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/lections/10/
- Колин К.К.Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов.– М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.– 350 с.
- Успенский И.В. Интернет-маркетинг Учебник.- СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003. [Электронный ресурс], Режим доступа: http://planovik.ru/marketing/11/2_2.htm
- MarketPlays Ресурс о маркетинге, маркетинговых исследованиях и удачных примерах его применения [Электронный ресурс], Режим доступа: http://marketplays.ru/internet-marketing-p1/
03 ноября 2012 г.
1
Колин К. К. (д.т.н., проф., ИПИ РАН). Социальная
информатика сегодня и завтра: состояние,
проблемы и перспективы развития комплексного
направления в области науки и образования.
Материалы 4-ой Международной конференции
по фундаментальным основам информатики
Пекин, 21-24 августа 2010г. [Электронный ресурс],
Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/lections/10/
2
К.К. Колин, д.т.н., проф., Информационная
культура и качество жизни В информационном
обществе Институт проблем информатики
Российской академии наук Материалы 4-ой
Международной конференции по фундаментальным
основам информатики Пекин, 21-24 августа
2010г. [Электронный ресурс], Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/lections/10/
3
MarketPlays Ресурс о маркетинге, маркетинговых
исследованиях и удачных примерах его
применения [Электронный ресурс], Режим
доступа: http://marketplays.ru/internet-marketing-p1/
4
Успенский И.В. Интернет-маркетинг Учебник.-
СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003. [Электронный ресурс],
Режим доступа: http://planovik.ru/marketing/11/2_2.htm