Информационное обеспечение маркетинговых решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентно способное положение того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. В этом представлении маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и разработку программы маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения производительности фирмы и эффективности удовлетворения потребности конечного потребителя или клиента.

Работа содержит 1 файл

контр маркетинг.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     Бенчмаркинг может рассматриваться как процесс, деятельности по долгосрочному обдумыванию  стратегии предпринимательства, основывающейся на лучшем опыте партнеров и конкурентов на отраслевом, межотраслевом, национальном межнациональном уровне.

     Таким образом, маркетинговое исследование представляет собой более широкое  понятие, которое включает исследование рынка сбыта, внутренней среды фирмы, маркетингового инструментария, его разработанности и эффективности использования, исследование рынка производительных сил (рабочая сила, сырье и материалы, денежный рынок и рынок капитала), исследование внешней среды, организацию исследований на основе бенчмаркинга и проведение маркетинговой разведки.

     Основные  направления маркетингового исследования

 
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 
 

Исследование

рынка сбыта

  Исследование

инструментариев

маркетинга

 
 
 
Исследование

внешней

среды

  Исследование

внутренней

среды

 
 
 
Исследование рынка

производительных  сил

  Исследование  мотивов
 
 
 
Маркетинговая разведка   Бенчмаркинг
 
 
 

         Такое понятие сосредотачивает  внимание маркетолога и предпринимателя  на важнейших элементах сферы  маркетингового исследования и  заведомо облегчает формулирование задач маркетинговых исследований, поиск узких мест, горячих точек, которые могут сопровождать процесс функционирования предприятия в условиях рынка, а так же оказывать помощь в осуществлении контроля за организацией сбора и подготовки маркетинговой информации.

Главное назначение (результат) маркетинговых  исследований – это генерирование  маркетинговой информации для принятия решений в области взаимодействия (коммуникаций) субъектов маркетинговой  системы, которые обеспечивали бы требуемые  рынком количество и качество товарных и сервисных сделок при соблюдении требования основных факторов внешней среды и потребителя.

      Главная цель маркетинговых исследований заключается  в разработке концепции общего представления  о структуре и закономерностях  динамики рынка и об обосновании необходимости и возможностей конкретной фирмы для более эффективной адаптации ее производства, технологии и структуры, а так же выводимой на рынок продукции или услуг к спросу и требованиям конечного потребителя.

      Главная цель структурируется в цели и подцели маркетингового исследования.

Дерево  целей маркетингового исследования фирмы

 
                Формирование  данных для

                разработки дизайна МИС

                 
                Получение данных о структуре партнеров  фирмы на рынке    
                Получение данных о конкурентах
                 
                 
                Получение данных о ценах в системе «затраты-цены-прибыль»   Получение данных о характеристиках рынка
                 
                 
                Получение данных в системе стимулирования сбыта и  рекламе   Получение данных о товаре и его имидже на рынке
                 
                 
                Получение данных о поведении и мотивах потребителя   Получение данных о системе товародвижения и объеме продаж
                 
                   
                Получение данных о внутренней среде Получение данных о внешней среде
                 
                 
                Подготовка  данных для обоснования проведения маркетинговой разведки   Подготовка  данных к обоснованию необходимости организации бенчмаркинга
                 
                 
                Подготовка  информации о структуре и динамике рынка   Подготовка  информации для заключения о необходимости  и возможностях маркетинговых мероприятий
                   
                   
                 
                АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
                СИНТЕЗ  ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
                 
                   
                Формирование  информации для разработки концепции  о динамике рынка Формирование  информации для обоснования динамики поведения фирмы
                 
 
 
            ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ
 
 

      На  рисунке выше приведено дерево целей  маркетингового исследования, показывающее структуру основных целей маркетингового исследования. В данном виде дерево целей не является упорядоченным и полным, цели в нем не соподчинены, но взаимосвязаны. Представление целей начинается с верхнего уровня (вершины), у основания показана главная цель формирования иерархии целей и подцелей маркетингового исследования. Это достаточно трудоемкая и сложная, но благодарная задача, так как наличие такой иерархии значительно облегчает формулировку задач маркетингового исследования, а их решение становится более фундаментальным и объективным. Используя методологию целевого планирования, можно рассчитать коэффициенты значимости целей, их взаимоподдержки и состязательности. Анализ структуры целей и их упорядочение позволяют в необходимых случаях выявить необходимые ресурсы и средства, которые нужны для достижения целей и подцелей всех иерархических уровней, а затем на этой базе составить дерево ресурсов для проведения маркетингового исследования. Применение компьютерной технологии расширяет и упрощает расчет в системе целевого планирования, а также повышает качество исследований. Задачи маркетинговых исследований вытекают из функций маркетинговых исследований, которые непосредственно связаны с процессом принятия решений.

      Общая функция маркетинговых исследований состоит в исключении во всей маркетинговой деятельности неточных оценок, риска и непроизвольных затрат труда и времени.

  Основные задачи маркетингового исследования формируются в соответствии с общей функцией. К ним относятся следующие задачи:

  • обеспечивать работу руководства предприятия;
  • заблаговременно оценивать шансы и риски;
  • содействовать на каждой фазе поиска решений объективности и представительности деловой ситуации;
  • способствовать пониманию целей и процессу обучения на предприятии.

         При выделении частных задач следует ориентироваться на главные цели и структурные элементы процесса принятия маркетинговых решений, основными из которых являются:

      1 Выявление и  анализ проблем принятия решений
       
      2
      Постановка  целей и обоснование альтернативных маркетинговых мероприятий
      3 Осуществление маркетинговых решений
      4 Контроль результатов  решения, анализ окружающей среды
      5 Интерпретация  и оптимизация альтернативных маркетинговых  мероприятий

                           

  • фаза побуждения и инициативы исследования, где выявляются и анализируются маркетинговые проблемы;
  • фаза поиска, в рамках которой определяются альтернативные маркетинговые мероприятия, обосновываются и формируются цели, а также устанавливается необходимый перечень данных о рынке;
  • фаза оптимизации, где на основе принятых альтернативных маркетинговых возможностей и их анализа в рамках предполагаемых результатов выбираются наиболее благоприятные маркетинговые мероприятия;
  • фаза реализации, которая предполагает передачу выбранных маркетинговых мероприятий для использования;
  • фаза контроля, где осуществляется наблюдение за внедрением маркетинговых мероприятий и их результативностью. При обнаружении отклонений между плановыми контрольными значениями результативных показателей маркетинговых мероприятий информация, получаемая в результате ревизии, передается обратно лицу, принимающему решение. Затем проводятся мероприятия по устранению обнаруженных отклонений, а при необходимости вырабатываются новые решения с учетом адаптации к требованиям окружающей среды. После фазы контроля процесс принятия решений закрывается и переходит к новому началу – к фазе побуждения и инициативы.

           Рассматриваемый подход по выявлению основных задач может быть применен для исследования сбыта и исследования рынков.

      Ниже  приведен пример перечня основных задач по исследованию рынка средств производства в зависимости от целей группы и основных функций производства.

Задачи  по исследованию рынка  средств производства

 
  Функции производства
Целевая группа Руководство и  планирование Развитие товара Маркетинг, сбыт Служба потребителей снабжения
  Задачи  исследования
Потребитель

-промышленность

- ремесленное

хозяйство

- сфера услуг

- общественное

учреждение

- система руководства 
 
 

Тенденции трудового  и технического процесса.

Тенденции материалов и сырья.

Имидж предприятия.

Уровень оборудования и машин.

Объем рынка.

Структура рынка.

Развитие рынка.

Продолжительность жизни товара.

Состояние складирования.

Условия использования  товара.

Тенденции трудового  и технологического процесса.

Тенденции сырья.

Проблемы продаж.

Спрос на товар.

Критерии оценки продукта.

Имидж товара.

Функция оценки трудности, слабые места.

Продолжительность жизни товара.

Минимальное время  простоя.

Типовой потребитель.

Имидж товара.

Степень известности.

Лицо, принимающее  решение.

Процесс принятия решений.

Критерий выбора.

Источники информации.

Успех рекламы.

Склады.

Политика распределения.

Надежность поставщиков.

Уровень оборудования.

Объем рынка.

Структура рынка.

Развитие рынка.

Продолжительность жизни товара.

Рыночный потенциал.

Емкость сервисных  услуг.

Ремонтопригодность.

Источники запасных материалов.

Имидж сервисных  услуг.

Снабжение запасными  частями.

Частота аварий.

Потребность в  запасных частях.

Оферент

- изготовитель 

- импортер

- торговля

Конкурент.

Стратегия предприятия.

Производственная  программа.

Уровень технологий.

Уровень качества.

Уровень цен.

Сбытовая организация.

Сервисная организация.

Имидж товара и  фирмы.

Обязанности концерна.

Возможности кооперации.

Число оферентов  и их структур.

Доля рынка.

Узкие места  в отрасли.

Технология  продукта.

Направление развития.

Ожидаемые нововведения.

Технология изготовления.

Доля нововведений.

Продолжительность жизни товара.

Конкурент.

Стратегия сбыта.

Сбытовые организации.

Производственная  программа.

Политика поставок.

Политика цен.

Политика условий  и качества.

Имидж предприятия  и товара.

Сервисные организации.

Сервисная программа.

Качество сервиса.

Готовность поставок.

Доля на рынке  запасных частей.

Сбытовая  организация

- оптовая

- розничная

- объединенная

- группа

Каналы сбыта.

Выполнение функций.

Связи поставщиков.

Имидж поставщиков.

Ценовая политика.

Потоки товаров

Доля рынка  каждого канала.

Квалификация сбыта.

Обязательства по новым товарам.

Связи поставщиков.

Каналы сбыта.

Выполнение функций.

Критерии выбора.

Ценовая политика.

Склады.

Ассортиментная  политика.

Потоки товаров.

Структура клиентов.

Ассортимент.

Сервисная программа.

Качество сервиса.

Снабжение запчастями.

Имидж сервиса.

Потоки запчастей.

Состояние склада запчастей.

 

      На  практике применяют различные формы  проведения маркетинговых исследований, классификация которых осуществляется по следующим критериям.

    1. По виду объекта исследования – например, при исследовании рынка это исследование рынков сбыта, рынка производственных сил, рынка капитала и т.д.; исследование внутренней среды фирмы; исследование окружающей среды.
    2. По территориальному признаку – например, при исследовании рынка это региональное, национальное,международное исследование.
    3. По временному признаку – например, для исследования рынка это ретроспективное, оперативное (текущее), диагностическое, прогнозное исследование.
    4. По продуктивному (вещевому) признаку – например, для исследования средств производства, средств потребления, услуг.
    5. По виду показателей, характеризующих объект исследования, которые делятся на объективные исследования, - например, для исследования сбыта это цена, объем продаж, структура спроса, и на субъективные исследования – например, для исследования сбыта это возраст, пол, профессия.
    6. По способу получения данных и информации – первичные, полевые и вторичные, кабинетные маркетинговые исследования.

     Приведенная классификация форм проведения маркетинговых  исследований является рекомендательной. На практике возможны и другие формы маркетинговых исследований, которые могут быть опосредованы конкретной информационной системой, имеющей место при организации маркетинговой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Задача.

     Определение объема выборки.

     Исследуется мнение потребителей о новом продукте с заданной точностью полученных результатов ± 2%. Уровень доверительной  вероятности 95%. Определить объем выборки:

           1) с помощью процентных величин, если по данным предварительных исследований 30% членов выборки высказалось за новый продукт, Z= 1,96

           2) на основе использования средних значений, если среднее квадратическое отклонение рассчитано равным 60;

           3) для малой совокупности объёмом в 1000 ед.

     Решение.

         1) n (объём выборки) = Z²×P×q/e²

Информация о работе Информационное обеспечение маркетинговых решений